Научное познание в психологии. Понятие парадигмы. Процесс развития науки как смена парадигм (Т. Кун). Понятие научной теории. Теоретические положения и эмпирическая проверка. Понятие теоретического конструкта.
Критерии научности знания
· Фальсифицируемость
· Интерсубъективная проверка
· Существование конвенций между представителями данной науки
· Внимание к методу или процедуре получения опытных данных
Является ли психология наукой? Да, при соблюдении критериев научности знания.
Парадигма – сложившаяся к определённому историческому моменту практика научных исследований, придерживающаяся некоторой традиционной модели организации исследования, включая способы построения теории, её эмпирической проверки и применения в прикладных целях. В психологии: естественнонаучная и гуманитарная (мега-парадигмы) + различные подходы (когнитивизм, бихевиоризм).
Процесс развития науки как смена парадигм по Куну: Допарадигмальная стадия → Научная революция → Возникновение парадигмы → Нормальная наука → Кризис парадигмы (экстраординарная наука) → Научная революция
Парадигмы в психологии
· Вариант 0: «Моя парадигма – главная!»
· Вариант 1: допарадигмальная дисциплина
! «Когнитивная революция»
· Вариант 2: мультипарадигмальная дисциплина
· Вариант 3: внепарадигмальная дисциплина
· Вариант 4: мы находимся в кризисе
Научная теория – обобщенное представление о свойствах, взаимосвязях и причинах наблюдаемых явлений, полученное неэмпирическим путем.
Для обобщения и толкования наблюдаемых явлений в теориях используются конструкты – умозрительные построения по поводу наблюдаемых явлений, например, мотивация, репрезентация.
Развитие теории: Описание фактов →Индуктивный метод→ Обобщение фактов и создание теории →Гипотетико-дедуктивный метод→ Эмпирическая проверка следствий из теории
Зачем?
· Объяснение полученных данных
· Способ анализа данных
Гипотетико-дедуктивный метод: Теория → Эмпирическая гипотеза → Методика
Понятие научной гипотезы. Принципы верификации и фальсификации гипотез. Мир теорий и мир психологической реальности. Теории верхнего, среднего и нижнего уровня. Понятие эмпирической нагруженности. Схема К. Хольцкампа.
Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Это утверждение сформулировано в терминах явлений.
Теория не может быть прямо проверена, т.к. состоит из утверждений о конструктах.
Принципы проверки теорий
· Принцип верификации (О. Конт): положения теорий должны подтверждаться эмпирическими данными (позитивное знание), т.е. они должны проверяться опытным путем
· Принцип фальсификации (К. Поппер): теории должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было опровергнуть опытным путем
o Нельзя проверить вытеснение в психоанализе и активность субъекта в теории деятельности
Принцип асимметрии вывода: отрицательный результат опровергает теорию, однако положительный не подтверждает
Эмпирическая нагруженность теории – мера доступности теории для эмпирической проверки.
Уровень теории | Степень общности | Эмипирическая нагруженность |
Теории верхнего уровня | Высокая | Низкая |
Теории среднего уровня | Средняя | Средняя |
Теории нижнего уровня | Низкая | Высокая |
Понятие метода, методики, методологии. Методы психологического исследования. Критерии объективности психологического исследования.
Метод – общий путь (способ) организации исследования, отражающий определённое познавательное отношение к изучаемой реальности и нормативы проверки научных гипотез – Пример: метод эксперимента.
Методика – способ (техника) сбора эмпирических данных – Пример: методика зрительного поиска.
Методология (в общем смысле) – учение о методах и принципах познания.
Методология (в психологии) – представление о предмете психологии, используемых методах, основных понятиях психологии – Пример: культурно-историческая методология.
Психология коварна: очень часто одним и тем же словом называется и метод, и методика. Например: метод / методика наблюдения, экспериментальные методики в психологии личности.
Методология в психологии
· Методологический анархизм – теория не нужна
· Методологический монизм – единая теория
· Методологический либерализм – интеграция различных направлений, комплексные объяснения
· Методологический плюрализм – невозможность интеграции различных направлений
Основные методы психологического исследования
· Наблюдение – пассивное и непосредственное изучение реальности
· Беседа – изучение реальности путём взаимодействия субъекта и объекта познания
· Эксперимент – специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки каузальных (причинно-следственных) гипотез
· Квазиэксперимент – схема организации сбора данных, ориентированная на использование нормативов экспериментального метода, отличающаяся снижением форм экспериментального контроля
· Корреляционное исследование – метод проверки психологических гипотез о связях между переменными, уровни которых не изменяются, а только устанавливаются исследователем
Методы психологии
Количественные | Качественные |
Эксперимент | Этнографическое исследование |
Корреляционное исследование | Наблюдение в естественных условиях |
Опрос | Case study |
Архивное исследование |
Типы эмпирических данных. Три источника данных в психологии (Р. Кеттелл). Роль нейрофизиологических данных в психологии. Критерии научного знания. Проблема объективности в психологии. Номотетический и идеографический подходы в психологии. Количественные и качественные методы психологического исследования.
Источники психологических данных по Кэттеллу
· T-данные – результаты тестов
· Q-данные – результаты опросов
· L-данные – наблюдение за жизненными ситуациями
Нейрофизиологические данные в психологии
· Вариант 1: расширение диапазона имеющихся данных
· Вариант 2: гипотезы, которые не доступны проверке психологическими методами
Критерии научности знания
· Фальсифицируемость
· Интерсубъективная проверка
· Существование конвенций между представителями данной науки
· Внимание к методу или процедуре получения опытных данных
Проблема объективности в психологии
· Объект исследования совпадает с исследователем
· Может ли психология быть объективной наукой?
o Нет
o Да
o Только т.н. объективные методы
o Объективность как соответствие метода предмету исследования
Номотетический подход | Идиографический подход |
Субъект как набор свойств | Субъект как целостная система |
Общие закономерности | Индивидуальные особенности |
Количественные методы | Количественные методы |
Научные проблемы и научные гипотезы в психологии. Признаки правильной гипотезы (П. Фресс). Виды гипотез. Каузальные гипотезы. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы. Экспериментальные гипотезы, контргипотезы и конкурирующие гипотезы. Источники конкурирующих гипотез.
Научная проблема – вопрос, сформулированный в рамках терминах определённой предметной области
Научная гипотеза – утверждение, следующее из теории, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем
Признаки правильной гипотезы по Фрессу
· Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос
· Гипотеза должна быть правдоподобной
· Гипотеза должна быть доступна проверке
o Гипотеза носит операциональный характер – на частных случаях проверяются общие закономерности
o Проверка может быть прямой или косвенной, в психологии она почти всегда косвенная – через промежуточную переменную
o Проверка почти всегда частична
Виды гипотез
· Казуальная гипотеза – гипотеза о причинно-следственной связи
· Теоретическая гипотеза – гипотеза о связях конструктов между собой или о связях конструктов и поведения.
· Эмпирическая гипотеза – гипотеза о связи переменных между собой.
o Независимая переменная (НП) – фактор, который, согласно гипотезе, влияет на показатели зависимой переменной
o Зависимая переменная (ЗП) – отклик, предположительно, вызываемый изменением НП
o В эксперименте НП контролируется экспериментатором
· Статистическая гипотеза – гипотеза о значимости различий между различными условиями
Гипотеза | Метод |
Описательная | Наблюдение |
О связях | Корреляционное исследование |
Казуальная (причинно-следственная) | Эксперимент или квазиэксперимент |
Виды гипотез
· Экспериментальная гипотеза (ЭГ) – гипотеза о влиянии НП на ЗП (и о его характере)
· Контргипотеза (КГ) – гипотеза об отсутствии влияния НП на ЗП
· Конкурирующая гипотеза – гипотеза об альтернативном характере связи между НП и ЗП.
Источники конкурирующих гипотез
· Условия проведения эксперимента
· Интерпретация с точки зрения другой теории
Стандартный эксперимент: проверка одной теории.
Критический эксперимент: выбор между двумя теориями.
Понятие операционализации конструктов. Выделение и операционализация конструктов как условие психологического экспериментирования. Основные источники научных проблем в психологии: наблюдение, теории, эмпирические данные.
Операционализация
· Переход от теоретической гипотезы к эмпирической осуществляется путем операционализации конструктов.
· Операционализация (операциональное определение) – описание конструктов и теоретических понятий в терминах операций, которые необходимы для их наглядной (эмпирической) фиксации. Результат операционализации переменных – методика.
Источники научных проблем в психологии
· Наблюдение и самонаблюдение
· Теории
· Исследования, описанные в литературе
· Профессиональное общение
· Собственные исследования
Понятие психологического эксперимента. Эксперимент в широком и узком смысле слова. Представление о психологической причинности (детерминизме). Основания каузального вывода. Специфика эксперимента в отношении других видов эмпирических исследований в психологии.
Эксперимент – метод исследования, в котором реализуется специально организованное и контролируемое воздействие на объект с целью проверки каузальных (причинноследственных) гипотез.
Основания каузального вывода
1. Предшествование воздействия X изменению переменной Y во времени.
2. Ковариация между X и Y.
3. Устранение конкурирующих объяснений о связи между X и Y (валидность эксперимента)
A, B, X → Y
C, D, X → Y
X → Y
A, B, C, X → Y
A, B, C → не-Y
X → Y
Примеры нарушений оснований каузального вывода
· «Эксперимент» С.Я. Рубинштейн: причиной галлюцинаций является деятельность «прислушивания»
o предшествование во времени
· «Эксперимент» А.Н. Леонтьева: кожное зрение при условии активности субъекта
o альтернативные объяснения
Переменные в психологическом эксперименте. Независимая переменная, зависимая переменная, побочные и дополнительные переменные. Виды психологических экспериментов: по условиям проведения, по числу НП, по характеру измерения НП, по числу уровней НП, по количеству ЗП, по типу экспериментального плана.
Переменные в психологическом эксперименте
· Независимая переменная (НП) – фактор, который, согласно гипотезе, влияет на показатели зависимой переменной
· Зависимая переменная (ЗП) – отклик, предположительно, вызываемый изменением НП
· Побочная переменная (ПП) – переменная, которая не входит в экспериментальную гипотезу, но в условиях эксперимента может либо повлиять на изучаемый базисный процесс, либо смешиваться с НП, что исказит (нарушит) исследуемую зависимость
· Дополнительная переменная (ДП) – составляющая часть экспериментальной гипотезы, имеющей частный характер, ограничивающая широту обобщений об устанавливаемой зависимости
Виды психологических экспериментов
· По условиям проведения:
o Лабораторный
o Искусственный
o Естественный
· По уровню измерения НП: количественные и качественные НП
o Качественная НП – измеренная в шкале наименований
o Количественная НП – измеренная как минимум в шкале порядка
· По количеству уровней НП: двухуровневый и многоуровневый. Уровень НП – задаваемое экспериментатором фиксированное состояние НП, при котором производится измерение ЗП. Смысл экспериментирования – сравнение ЗП, измеренной при разных уровнях НП.
o Двухуровневый эксперимент – 2 уровня НП.
o Многоуровневый эксперимент – количество уровней больше 2.
· По количеству НП
o С одной НП
o Факторный
· По количеству ЗП
o Одномерный
o Многомерный
· По типу экспериментального плана: внутригрупповые, межгрупповые, смешанные
o Внутригрупповой эксперимент – все уровни НП предъявляются одному испытуемому
o Межгрупповой эксперимент – каждому уровню (сочетанию уровней) НП соответствует своя группа испытуемых
o Смешанный эксперимент – одна НП варьируется по внутригрупповому плану, а вторая – по межгрупповому плану
Валидность психологического эксперимента. Внутренняя и внешняя валидность. Понятия безупречного эксперимента, идеального эксперимента, бесконечного эксперимента, эксперимента полного соответствия. Основные источники угроз внутренней валидности. Несистематические, систематические и сопутствующие смешения.
Валидность – степень корректности организации исследования, отражающая возможность считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными.
· Внутренняя валидность – критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий оценить степень соответствия выводов относительно именно представленной в гипотезе зависимости (а не какой-либо иной) → идеальный и бесконечный эксперименты
· Внешняя валидность – критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий оценить степень соответствия сформулированных в гипотезе переменных и реализованных методически условий тем, на которые осуществляется обобщение полученных результатов → эксперимент полного соответствия
Безупречный эксперимент – мысленный образец эксперимента, обладающий абсолютной и исключительной корректностью планирования.
· Идеальный эксперимент – изменению подвергается только НП, и только НП влияет на ЗП
· Бесконечный эксперимент – эксперимент продолжается неограниченное количество времени, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора
· Эксперимент полного соответствия – экспериментальная ситуация полностью соответствует тем условиям, на которые производится обобщение результатов.
Угрозы внутренней валидности
· Эффект фона (истории) – события, произошедшие между первым и вторым тестированием
· Эффект естественного развития – изменения, вызванные течением времени
· Эффект тестирования – предварительное тестирование влияет на результат итогового
· Статистическая регрессия – крайние результаты при первом тестировании стремятся к усреднению при втором
· Эффект отбора – неэквивалентность сравниваемых групп
· Эффект естественного отсева («смертности») – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп
· Взаимодействие отбора, естественного развития…
Нарушения валидности эксперимента
· Несистематические смешения – нерегулярное влияние случайных факторов.
o Пример: шум в лаборатории
o Эксперимент А.Р. Лурия с сопряжённой моторной методикой: называть ассоциацию на слово и нажимать на датчик
§ Эмоционально-значимые слова
§ Нейтральные слова
§ Некоторые нейтральные слова могли быть эмоционально значимыми для некоторых испытуемых
· Систематические смешения – изменение уровня НП сопряжено с неконтролируемыми изменениями ПП, которые вызваны самой процедурой эксперимента.
o Пример: последовательность предъявления условий
o Эксперимент А.Н. Леонтьева: параллелограмм развития памяти – в оригинальном исследовании серия без карточек всегда шла первой
· Сопутствующие смешения – сочетание в эксперименте НП с сопутствующими ей воздействиями.
o Пример: изменение громкости слышимого звука сопутствует изменению высоты
o Эксперимент Я.А. Пономарёва с задачей «4 точки» – введение наводящей задачи в разные моменты времени
§ Перед основной задачей
§ После безуспешных попыток решить основную задачу
Операциональная валидность. Конструктная валидность и концептуальные репликации.
Операциональная валидность – критерий оценки проведённого исследования с точки зрения соответствия использованных в исследовании методик задания и измерения переменных эмпирически нагруженным понятиям НП, ЗП и ДП.
Конструктная валидность – критерий оценки проведённого исследования с точки зрения соответствия представленных в экспериментальной гипотезе переменных и отношения между ними теоретическим конструктам и теоретической гипотезе.
Концептуальные репликации
· Выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости с помощью различных методических средств
· Пример: разные методики для измерения объёма рабочей памяти – n-back, change detection…
Формальное и содержательное планирование эксперимента. Формальное определение независимой переменной (количество НП, количество уровней НП, межуровневый размах, способ варьирования НП) и зависимой переменной (количество ЗП, способ фиксации ЗП). Эффекты «пола» и «потолка». Условные обозначения формальной структуры экспериментального плана.
Планирование эксперимента
· Содержательное планирование: определение конструктов и формулировка гипотез
· Формальное планирование: определение составляющих экспериментального плана с целью достижения максимально возможной валидности исследования
o Определение НП
§ Количество НП
· Одна НП:
+ Простота планирования
+ Простота интерпретации результатов
+ Экономия временных ресурсов и/или количества испытуемых
- Возможно неполное отражение сложных зависимостей
· Две и больше НП (факторный эксперимент)
+ Возможность изучения взаимодействия факторов сложных зависимостей
- Сложности в планировании эксперимента
- Сложности в интерпретации результатов эксперимента
- Сравнительно большие временные ресурсы и/или необходимое количество испытуемых
§ Количество уровней (каждой из) НП
· Два уровня НП (двухуровневый эксперимент)
+ Простота планирования
+ Простота интерпретации результатов
+ Экономия временных ресурсов и/или количества испытуемых
- Возможно неполное отражение сложных зависимостей
§ Интерполяция внутри уровней НП
§ Экстраполяция за пределы уровней НП
· Три и больше уровня НП (многоуровневый эксперимент)
+ Повышение вероятности обнаружить сложную зависимость
- Сравнительно большие временные ресурсы и/или необходимое количество испытуемых
§ Межуровневый размах – разница между значениями уровней НП
· «Сокрушительные эффекты»: установление крайних значений уровней НП
· Отсутствие эффекта из-за слишком незначительного межуровневого размаха
· Наложение уровней
§ Способ варьирования НП: внутригрупповой план VS межгрупповой план VS смешанный план
· Возможности применения внутригруппового плана
· Необходимое количество измерений (проб и / или испытуемых)
· Количество времени, затрачиваемое на каждый из уровней (сочетаний уровней) НП
· Внутригрупповой экспериментальный план
+ Контроль индивидуальных различий
+ Экономия количества испытуемых и времени проведения эксперимента
- Не всегда возможен
- Проблема систематических смешений со стороны последовательности условий
· Межгрупповой экспериментальный план
+ Отсутствие проблемы переноса
+ Больший диапазон применения
- Проблема эквивалентности групп
- Сравнительно большие временные ресурсы и необходимое количество испытуемых
o Определение ЗП
§ Количество ЗП
· Одна ЗП (одномерный эксперимент)
+ Сравнительно простая интерпретация результатов
- Возможно неполное отражение сложных зависимостей
· Две и более ЗП (многомерный эксперимент)
+ Повышение вероятности обнаружить сложную зависимость
- Сложность интерпретации результатов
- Проблема связи между ЗП
§ Прямые VS косвенные показатели ЗП
· Прямые показатели – действия испытуемого, нацеленные на выполнение экспериментальной инструкции (вербальные или двигательные ответы)
o Пример: ответы в ходе решения инсайтной задачи
· Косвенные показатели – физиологические реакции и непроизвольные поведенческие акты, сопровождающие деятельность испытуемого
o Пример: активация определённых зон мозга при решении инсайтной задачи
§ Способ фиксации ЗП
· Особенности измеряемой ЗП
· Технические возможности
· Методологические основания исследования
o Анализ и контроль потенциальных смешений со стороны ПП
Эффекты «пола» и «потолка»
· Эффект «потолка» – ЗП достигает уровня, который нельзя превысить (100% точность ответа)
· Эффект «пола» – ЗП соответствует минимально возможному значению (0% верных ответов)
· Контроль: выбор адекватных уровней НП + адекватная интерпретация полученных результатов
Условные обозначения формальной структуры экспериментального плана (Cook & Campbell, 1979)
· X – воздействие (НП)
· O – наблюдение (ЗП)
· R – рандомизация
· Нижние индексы (1…n) – порядок применения воздействий / оценки наблюдений, если их несколько
R X O1 – эксперимент с контрольной группой
R __ O2
Примеры условных обозначений
· Трёхуровневый межгрупповой эксперимент
R X1 O1
R X2 O2
R __ O3
· Предварительное и итоговое тестирование на двух рандомизированных группах
R O1 X O2
R O3 __ O4
· Итоговое тестирование на двух учебных группах
X O1
__ O2
Смешения со стороны побочных переменных. Аналитический и эмпирический способы выявления потенциальных смешений и артефактов. Пилотажный эксперимент. Приемы, позволяющие устранить несистематические смешения: нивелирование, создание константных условий, балансировка.
Анализ и контроль потенциальных смешений со стороны ПП
· Аналитический способ: изучение литературы по исследуемой проблеме
· Эмпирический способ: проведение пилотажного эксперимента – сокращённого пробного исследования, в котором проверяется работоспособность методики
Анализ и контроль несистематических смешений
· Устранение потенциальной возможности для вмешательства ПП
o Элиминация внешних переменных
o Константные условия
o Балансировка – замер фонового состояния (baseline) у контрольной группы и сравнение с экспериментальной
· Статистический контроль (достаточное количество проб и испытуемых)
Анализ и контроль систематических и сопутствующих смешений
· Систематические смешения:
o Рандомизация
o Балансировка
· Сопутствующие смешения:
o Дополнительные контрольные условия
o Дополнительные эксперименты
Типичные систематические смешения
· Неэквивалентность групп (в межгрупповых планах)
o Фактор отбора
o Неравномерное выбывание испытуемых
· Эффекты последовательности
o Фактор фона
o Фактор естественного развития
o Эффект тестирования
o Научение и перенос
o Утомление
Эффекты испытуемого и экспериментатора: эффект плацебо, эффект Пигмалиона, Хоторнский эффект, эффект аудитории. Контроль эффектов экспериментатора и испытуемого. Двойной слепой метод.
Влияние личностей испытуемого и экспериментатора
· Эффект плацебо
o Исследования со стимуляцией мозга (ТМС, tDCS…): условие sham
· Влияние предполагаемых требований: содействие, противодействие и бдительность
o «У узбеков нет иллюзий!» (с) А.Р. Лурия
o К. Коффка: наивные VS подозрительные испытуемые
· Хоторнский эффект – изменение в поведении участников, обусловленное только вниманием к ним экспериментатора, а не влиянием НП
o Исследование влияния освещённости на производительность труда на заводе Hawthorne Works 1924 – 1932 (Э. Мэйо)
· Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя, эффект ожиданий) – субъект, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение
o Rosenthal & Fode, 1973: «смышлёные» крысы
o Bargh et al., 1996: прайминг словами, связанными со старостью, влияет на скорость, с которой испытуемые идут из лаборатории
o Репликация Doyen et al., 2012: эффект наблюдается, только когда экспериментатор знает, в каком условии участвовал испытуемый!
· Эффект аудитории
o Н. Триплетт, 1898: велосипедисты демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах
o Социальная фасилитация
o Социальная ингибиция
o Присутствует как у людей, так и у животных
Контроль влияния личностей экспериментатора и испытуемого
· Слепой метод (эффект плацебо и хоторнский эффект): испытуемый не знает, какому воздействию НП он подвергается
· Двойной слепой метод (эффекты плацебо, хоторнский эффект и Пигмалиона): и испытуемый, и экспериментатор не знают, какое из условий (уровней) НП осуществляется
· Обман испытуемого (предполагаемые требования): истинная цель эксперимента скрывается от испытуемого или маскируется ложной инструкцией
· (А) Имитирующая или (Б) внеэкспериментальная контрольная группа (предполагаемые требования):
o А) испытуемых помещают в экспериментальную ситуацию, но без воздействия НП, а затем опрашивают, как бы они себя повели в ней, если бы действие НП было
o Б) испытуемым описывают эксперимент и спрашивают, как бы они себя повели
· Постэкспериментальный опрос (предполагаемые требования): после эксперимента испытуемых опрашивают об их мыслях и чувствах во время опыта, о его отношении к нему, о стратегиях его поведения и т.п.
· Множество экспериментаторов (эффект Пигмалиона): экспериментаторы случайным образом распределяются для работы с испытуемыми всех групп
· Автоматизация (эффект Пигмалиона): предъявление инструкции, воздействие и регистрация ЗП осуществляется аппаратурным способом
Проблема смешений во внутригрупповых экспериментальных планах. Эффект последовательности. Интраиндивидуальных схемы: регулярное чередование, позиционное уравнивание, случайная последовательность. Кроссиндивидуальные схемы: полное и реверсивное уравнивание, латинский квадрат.
Контроль ПП во внутригрупповых экспериментальных планах
· Основная проблема – последовательность предъявления условий
o Научение
o Перенос
o Утомление
· Линейные и нелинейные эффекты
Виды внутригрупповых планов
· Интраиндивидуальный план: все уровни НП предъявляются разным испытуемым в одной и той же последовательности
o Случайная последовательность
§ ABABBBBAAABABAA
o Квазислучайная последовательность
§ ABABBABBAABBABAA
o Регулярное чередование
§ ABABABABABABABAB
o Позиционное уравнивание – каждое условие появляется дважды: на симметричных позициях относительно начала и конца последовательности. При этом достигается одинаковая средняя позиция для всех условий
§ ABCDDCBA
· Кроссиндивидуальный план: разным испытуемым предъявляется разная последовательность уровней НП
o Полное уравнивание – из уровней НП составляются все возможные последовательности, и каждому испытуемому предъявляется только одна из таких последовательностей.
§ Количество последовательностей из N условий – N!, например, из 4 условий: 4! = 4×3×2×1 = 24
§ 2 уровня НП
· AB BA
§ 3 уровня НП
· ABC ACB BAC BCA CAB CBA
o Реверсивное уравнивание – последовательность предъявления уровней НП дается одной половине испытуемых в прямом порядке, а другой половине – в обратном.
§ Испытуемый 1: ABCDEF
§ Испытуемый 2: FEDCBA
o Латинский квадрат – набор последовательностей уровней НП, в котором каждый уровень встречается в каждой позиции только один раз.
§ Несбалансированный латинский квадрат
· Принцип «бесконечного конвейера»
· ABCD BCDA CDAB DABC
§ Сбалансированный латинский квадрат – каждому уровню НП равное количество раз предшествует любой из остальных уровней НП
· ABCD CADB BDAC DCBA
Проблема смешений в межгрупповых экспериментальных планах. Неэквивалентность групп. Схемы контроля: рандомизация, подбор пар, стратификация. Примеры межгрупповых планов. План Фишера. План Соломона.
Контроль ПП в межгрупповых экспериментальных планах
· Основная проблема – неэквивалентность групп (различие испытуемых в разных группах)
· Контроль:
o Рандомизация испытуемых
o Подбор пар (или других по численности групп, если эксперимент многоуровневый) по параметрам, коррелирующим с ЗП
o Выделение слоев (стратификация): пропорциональное уравнивание групп по параметрам, потенциально коррелирующим с ЗП (например, по полу)
Примеры межгрупповых планов
· План с контрольной группой с тестированием после воздействия
o R X O1
o R __ O2
· План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (план Фишера)
o R O1 X O2
o R O3 __ O4
· План с двумя экспериментальными и контрольными группами, с предварительным тестированием и без него (план Соломона)
o R O1 X O2
o R O3 __ O4
o R __ X O5
o R _ _ _O6
· Многоуровневый межгрупповой эксперимент
o R X1 O1
o R X2 O2
o …
o R __ On
Особенности планирования и интерпретации результатов факторных экспериментов. Сходящиеся серии экспериментов и их назначение. Анализ результатов факторных экспериментов. Дисперсионный анализ. Основной эффект и взаимодействие факторов. Виды факторных взаимодействий: нулевое, пересекающееся, сходящееся и расходящееся. Графическое представление факторных экспериментов.
Факторные эксперименты
· План 2×2 (2 НП, каждая из которых имеет 2 уровня)
К | Э | |
К | 1 | 2 |
Э | 3 | 4 |
· План 4×3 (2 НП, одна НП имеет 4 уровня, вторая - 3)
A | B | C | D | |
α | 1 | 2 | 3 | 4 |
β | 5 | 6 | 7 | 8 |
γ | 9 | 10 | 11 | 12 |
· План 3×3×2
Контроль смешений в факторных экспериментах
· Контроль за смешениями в факторном эксперименте осуществляется так же, как и в однофакторных, при этом в смешанных планах используются и межгрупповые, и внутригрупповые схемы.
· Например, если в плане 2×3 оба фактора межгрупповые, то их сочетания предъявляются 6 различным группам, а если внутригрупповые, то составляются 6 различных условий, которые предъявляются по схеме позиционного или реверсивного уравнивания
Факторные эксперименты
A | B | C | |
α | 1 | 2 | 3 |
β | 4 | 5 | 6 |
· Внутригрупповой план
o 123456654321
· Межгрупповой план:
o R X1 O1
o R X2 O2
o R X3 O3
o R X4 O4
o R X5 O5
o R X6 O6
Сходящиеся серии экспериментов
· Сходящиеся серии – последовательность экспериментов с простой факторной структурой (обычно не более 2 НП, или факторов), заменяющих факторный эксперимент со сложной структурой
· Применяются:
o Для упрощения факторных исследований;
o В качестве критических экспериментов для «снятия» конкурирующих гипотез о связи НП и ЗП
Валидность эксперимента и валидность выводов
· Валидность эксперимента – адекватность планирования эксперимента → экспериментальный контроль
· Валидность выводов – адекватность рассуждений, начиная с этапа постановки проблемы и заканчивая обобщениями → контроль за выводом
Причины артефактных выводов
· Неверные статистические решения
· Проблема валидности эксперимента
· Проблема обобщений из-за отсутствия учёта ДП
· Проблема соотношения теоретической и экспериментальной гипотезы
· Применение необоснованных критериев при совершении каузального вывод
Необоснованные критерии для совершения каузального вывода
· «Недостающие звенья» в обобщениях
· Неправомерное выделение основной причины
· Подмена высказываний
· Ошибка ценностных суждений
· Неправомерные апелляции к авторитету
· Апелляции к факту
Редукционизм выводов
· Редукционизм – сведение сложных явлений к простым.
· В психологии – чаще всего, к физиологическим процессам.
Этапы экспериментального исследования
· Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез
o Эмпирическое исследование проводится с целью проверки определённого следствия из теории, а не просто так
· Планирование исследования
o Определение НП и ЗП
o Определение уровней НП и ЗП
o Выбор экспериментального плана
o Подбор методик исследования
· Подготовка к проведению исследования
o Определение выборки
o Подготовка стимульного материала и оборудования
o Подготовка инструкций для испытуемых
o Стандартизация и оптимизация процедуры эксперимента
o Пилотное исследование
· Сбор эмпирических данных
· Обработка результатов
o Подсчёт показателей ЗП в разных условиях
o Применение статистических критериев, адекватных эмпирическим данным
o Принятие решения о принятии / опровержении гипотезы
· Анализ результатов
· Обсуждение результатов
o Обобщение результатов
o Значение для теории
o Обсуждение возможных ограничений и перспектив исследования
Виды факторных взаимодействий
· Нулевое взаимодействие – действие второй НП оказывает одинаковое по величине влияние на ЗП при всех условиях первой НП
· Пересекающееся взаимодействие
· Сходящееся / расходящееся взаимодействие
Графическое представление результатов:
· НП1 (сила удара током) – по оси ОХ
· НП2 (сложность задачи) – разные линии
Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе, сравнение статистических групп. Проблема валидности в доэкспериментальных планах.
Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований – исследования, организованные таким образом, что контроль за НП практически отсутствует. Возможная сфера применения: прикладные исследования/
Виды доэкспериментальных планов
· Исследование единичного случая – проведение однократного обследование на единственной группе, подвергшейся воздействию (X O)
· Предварительное и итоговое тестирование на одной группе – проведение тестирования до и после воздействия на единственной группе (O1 X O2)
· Сравнение статистических групп – группа, подвергающаяся какому-либо воздействию, сравнивается с группой, испытавшей другое воздействие (X O1 / X O2)
Исследование единичного случая
· В качестве «случая» может выступать как отдельный испытуемый, так и группа
· Пример: использование нового метода обучения без применения контрольной группы
Предварительное и итоговое тестирование на одной группе
· Производится измерение ЗП до и после воздействия на одной группе
· Основные угрозы валидности: эффект тестирования, факторы фона, естественного развития, регрессии, выбывания…