Операциональная валидность. Конструктная валидность и концептуальные репликации

Научное познание в психологии. Понятие парадигмы. Процесс развития науки как смена парадигм (Т. Кун). Понятие научной теории. Теоретические положения и эмпирическая проверка. Понятие теоретического конструкта.

 

Критерии научности знания

· Фальсифицируемость

· Интерсубъективная проверка

· Существование конвенций между представителями данной науки

· Внимание к методу или процедуре получения опытных данных

Является ли психология наукой? Да, при соблюдении критериев научности знания.

 

Парадигма – сложившаяся к определённому историческому моменту практика научных исследований, придерживающаяся некоторой традиционной модели организации исследования, включая способы построения теории, её эмпирической проверки и применения в прикладных целях. В психологии: естественнонаучная и гуманитарная (мега-парадигмы) + различные подходы (когнитивизм, бихевиоризм).

 

Процесс развития науки как смена парадигм по Куну: Допарадигмальная стадия → Научная революция → Возникновение парадигмы → Нормальная наука → Кризис парадигмы (экстраординарная наука) → Научная революция

 

Парадигмы в психологии

· Вариант 0: «Моя парадигма – главная!»

· Вариант 1: допарадигмальная дисциплина

! «Когнитивная революция»

· Вариант 2: мультипарадигмальная дисциплина

· Вариант 3: внепарадигмальная дисциплина

· Вариант 4: мы находимся в кризисе

 

Научная теория – обобщенное представление о свойствах, взаимосвязях и причинах наблюдаемых явлений, полученное неэмпирическим путем.

Для обобщения и толкования наблюдаемых явлений в теориях используются конструкты – умозрительные построения по поводу наблюдаемых явлений, например, мотивация, репрезентация.

 

Развитие теории: Описание фактов →Индуктивный метод→ Обобщение фактов и создание теории →Гипотетико-дедуктивный метод→ Эмпирическая проверка следствий из теории

 

Зачем?

· Объяснение полученных данных

· Способ анализа данных

 

Гипотетико-дедуктивный метод: Теория → Эмпирическая гипотеза → Методика

 

Понятие научной гипотезы. Принципы верификации и фальсификации гипотез. Мир теорий и мир психологической реальности. Теории верхнего, среднего и нижнего уровня. Понятие эмпирической нагруженности. Схема К. Хольцкампа.

 

Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Это утверждение сформулировано в терминах явлений.

Теория не может быть прямо проверена, т.к. состоит из утверждений о конструктах.

 

Принципы проверки теорий

· Принцип верификации (О. Конт): положения теорий должны подтверждаться эмпирическими данными (позитивное знание), т.е. они должны проверяться опытным путем

· Принцип фальсификации (К. Поппер): теории должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было опровергнуть опытным путем

o Нельзя проверить вытеснение в психоанализе и активность субъекта в теории деятельности

 

Принцип асимметрии вывода: отрицательный результат опровергает теорию, однако положительный не подтверждает

 

Эмпирическая нагруженность теории – мера доступности теории для эмпирической проверки.

Уровень теории Степень общности Эмипирическая нагруженность
Теории верхнего уровня Высокая Низкая
Теории среднего уровня Средняя Средняя
Теории нижнего уровня Низкая Высокая

 

Понятие метода, методики, методологии. Методы психологического исследования. Критерии объективности психологического исследования.

 

Метод – общий путь (способ) организации исследования, отражающий определённое познавательное отношение к изучаемой реальности и нормативы проверки научных гипотез – Пример: метод эксперимента.

Методика – способ (техника) сбора эмпирических данных – Пример: методика зрительного поиска.

Методология (в общем смысле) – учение о методах и принципах познания.

Методология (в психологии) – представление о предмете психологии, используемых методах, основных понятиях психологии – Пример: культурно-историческая методология.

 

Психология коварна: очень часто одним и тем же словом называется и метод, и методика. Например: метод / методика наблюдения, экспериментальные методики в психологии личности.

 

Методология в психологии

· Методологический анархизм – теория не нужна

· Методологический монизм – единая теория

· Методологический либерализм – интеграция различных направлений, комплексные объяснения

· Методологический плюрализм – невозможность интеграции различных направлений

 

Основные методы психологического исследования

· Наблюдение – пассивное и непосредственное изучение реальности

· Беседа – изучение реальности путём взаимодействия субъекта и объекта познания

· Эксперимент – специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки каузальных (причинно-следственных) гипотез

· Квазиэксперимент – схема организации сбора данных, ориентированная на использование нормативов экспериментального метода, отличающаяся снижением форм экспериментального контроля

· Корреляционное исследование – метод проверки психологических гипотез о связях между переменными, уровни которых не изменяются, а только устанавливаются исследователем

 

Методы психологии

Количественные Качественные
Эксперимент Этнографическое исследование
Корреляционное исследование Наблюдение в естественных условиях
Опрос Case study
Архивное исследование  

 

Типы эмпирических данных. Три источника данных в психологии (Р. Кеттелл). Роль нейрофизиологических данных в психологии. Критерии научного знания. Проблема объективности в психологии. Номотетический и идеографический подходы в психологии. Количественные и качественные методы психологического исследования.

 

Источники психологических данных по Кэттеллу

· T-данные – результаты тестов

· Q-данные – результаты опросов

· L-данные – наблюдение за жизненными ситуациями

 

Нейрофизиологические данные в психологии

· Вариант 1: расширение диапазона имеющихся данных

· Вариант 2: гипотезы, которые не доступны проверке психологическими методами

 

Критерии научности знания

· Фальсифицируемость

· Интерсубъективная проверка

· Существование конвенций между представителями данной науки

· Внимание к методу или процедуре получения опытных данных

 

Проблема объективности в психологии

· Объект исследования совпадает с исследователем

· Может ли психология быть объективной наукой?

o Нет

o Да

o Только т.н. объективные методы

o Объективность как соответствие метода предмету исследования

 

Номотетический подход Идиографический подход
Субъект как набор свойств Субъект как целостная система
Общие закономерности Индивидуальные особенности
Количественные методы Количественные методы

 

Научные проблемы и научные гипотезы в психологии. Признаки правильной гипотезы (П. Фресс). Виды гипотез. Каузальные гипотезы. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы. Экспериментальные гипотезы, контргипотезы и конкурирующие гипотезы. Источники конкурирующих гипотез.

 

Научная проблема – вопрос, сформулированный в рамках терминах определённой предметной области

Научная гипотеза – утверждение, следующее из теории, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем

 

Признаки правильной гипотезы по Фрессу

· Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос

· Гипотеза должна быть правдоподобной

· Гипотеза должна быть доступна проверке

o Гипотеза носит операциональный характер – на частных случаях проверяются общие закономерности

o Проверка может быть прямой или косвенной, в психологии она почти всегда косвенная – через промежуточную переменную

o Проверка почти всегда частична

 

Виды гипотез

· Казуальная гипотеза – гипотеза о причинно-следственной связи

· Теоретическая гипотеза – гипотеза о связях конструктов между собой или о связях конструктов и поведения.

· Эмпирическая гипотеза – гипотеза о связи переменных между собой.

o Независимая переменная (НП) – фактор, который, согласно гипотезе, влияет на показатели зависимой переменной

o Зависимая переменная (ЗП) – отклик, предположительно, вызываемый изменением НП

o В эксперименте НП контролируется экспериментатором

· Статистическая гипотеза – гипотеза о значимости различий между различными условиями

 

Гипотеза Метод
Описательная Наблюдение
О связях Корреляционное исследование
Казуальная (причинно-следственная) Эксперимент или квазиэксперимент

 

Виды гипотез

· Экспериментальная гипотеза (ЭГ) – гипотеза о влиянии НП на ЗП (и о его характере)

· Контргипотеза (КГ) – гипотеза об отсутствии влияния НП на ЗП

· Конкурирующая гипотеза – гипотеза об альтернативном характере связи между НП и ЗП.

 

Источники конкурирующих гипотез

· Условия проведения эксперимента

· Интерпретация с точки зрения другой теории

 

Стандартный эксперимент: проверка одной теории.

Критический эксперимент: выбор между двумя теориями.

 

Понятие операционализации конструктов. Выделение и операционализация конструктов как условие психологического экспериментирования. Основные источники научных проблем в психологии: наблюдение, теории, эмпирические данные.

 

Операционализация

· Переход от теоретической гипотезы к эмпирической осуществляется путем операционализации конструктов.

· Операционализация (операциональное определение) – описание конструктов и теоретических понятий в терминах операций, которые необходимы для их наглядной (эмпирической) фиксации. Результат операционализации переменных – методика.

 

Источники научных проблем в психологии

· Наблюдение и самонаблюдение

· Теории

· Исследования, описанные в литературе

· Профессиональное общение

· Собственные исследования

 

Понятие психологического эксперимента. Эксперимент в широком и узком смысле слова. Представление о психологической причинности (детерминизме). Основания каузального вывода. Специфика эксперимента в отношении других видов эмпирических исследований в психологии.

 

Эксперимент – метод исследования, в котором реализуется специально организованное и контролируемое воздействие на объект с целью проверки каузальных (причинноследственных) гипотез.

 

Основания каузального вывода

1. Предшествование воздействия X изменению переменной Y во времени.

2. Ковариация между X и Y.

3. Устранение конкурирующих объяснений о связи между X и Y (валидность эксперимента)

A, B, X → Y

C, D, X → Y

X → Y

 

A, B, C, X → Y

A, B, C → не-Y

X → Y

 

Примеры нарушений оснований каузального вывода

· «Эксперимент» С.Я. Рубинштейн: причиной галлюцинаций является деятельность «прислушивания»

o предшествование во времени

· «Эксперимент» А.Н. Леонтьева: кожное зрение при условии активности субъекта

o альтернативные объяснения

 

Переменные в психологическом эксперименте. Независимая переменная, зависимая переменная, побочные и дополнительные переменные. Виды психологических экспериментов: по условиям проведения, по числу НП, по характеру измерения НП, по числу уровней НП, по количеству ЗП, по типу экспериментального плана.

 

Переменные в психологическом эксперименте

· Независимая переменная (НП) – фактор, который, согласно гипотезе, влияет на показатели зависимой переменной

· Зависимая переменная (ЗП) – отклик, предположительно, вызываемый изменением НП

· Побочная переменная (ПП) – переменная, которая не входит в экспериментальную гипотезу, но в условиях эксперимента может либо повлиять на изучаемый базисный процесс, либо смешиваться с НП, что исказит (нарушит) исследуемую зависимость

· Дополнительная переменная (ДП) – составляющая часть экспериментальной гипотезы, имеющей частный характер, ограничивающая широту обобщений об устанавливаемой зависимости

 

Виды психологических экспериментов

· По условиям проведения:

o Лабораторный

o Искусственный

o Естественный

· По уровню измерения НП: количественные и качественные НП

o Качественная НП – измеренная в шкале наименований

o Количественная НП – измеренная как минимум в шкале порядка

· По количеству уровней НП: двухуровневый и многоуровневый. Уровень НП – задаваемое экспериментатором фиксированное состояние НП, при котором производится измерение ЗП. Смысл экспериментирования – сравнение ЗП, измеренной при разных уровнях НП.

o Двухуровневый эксперимент – 2 уровня НП.

o Многоуровневый эксперимент – количество уровней больше 2.

· По количеству НП

o С одной НП

o Факторный

· По количеству ЗП

o Одномерный

o Многомерный

· По типу экспериментального плана: внутригрупповые, межгрупповые, смешанные

o Внутригрупповой эксперимент – все уровни НП предъявляются одному испытуемому

o Межгрупповой эксперимент – каждому уровню (сочетанию уровней) НП соответствует своя группа испытуемых

o Смешанный эксперимент – одна НП варьируется по внутригрупповому плану, а вторая – по межгрупповому плану

 

Валидность психологического эксперимента. Внутренняя и внешняя валидность. Понятия безупречного эксперимента, идеального эксперимента, бесконечного эксперимента, эксперимента полного соответствия. Основные источники угроз внутренней валидности. Несистематические, систематические и сопутствующие смешения.

 

Валидность – степень корректности организации исследования, отражающая возможность считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными.

· Внутренняя валидность – критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий оценить степень соответствия выводов относительно именно представленной в гипотезе зависимости (а не какой-либо иной) → идеальный и бесконечный эксперименты

· Внешняя валидность – критерий оценки планирования и проведения исследования, позволяющий оценить степень соответствия сформулированных в гипотезе переменных и реализованных методически условий тем, на которые осуществляется обобщение полученных результатов → эксперимент полного соответствия

 

Безупречный эксперимент – мысленный образец эксперимента, обладающий абсолютной и исключительной корректностью планирования.

· Идеальный эксперимент – изменению подвергается только НП, и только НП влияет на ЗП

· Бесконечный эксперимент – эксперимент продолжается неограниченное количество времени, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора

· Эксперимент полного соответствия – экспериментальная ситуация полностью соответствует тем условиям, на которые производится обобщение результатов.

 

Угрозы внутренней валидности

· Эффект фона (истории) – события, произошедшие между первым и вторым тестированием

· Эффект естественного развития – изменения, вызванные течением времени

· Эффект тестирования – предварительное тестирование влияет на результат итогового

· Статистическая регрессия – крайние результаты при первом тестировании стремятся к усреднению при втором

· Эффект отбора – неэквивалентность сравниваемых групп

· Эффект естественного отсева («смертности») – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп

· Взаимодействие отбора, естественного развития…

 

Нарушения валидности эксперимента

· Несистематические смешения – нерегулярное влияние случайных факторов.

o Пример: шум в лаборатории

o Эксперимент А.Р. Лурия с сопряжённой моторной методикой: называть ассоциацию на слово и нажимать на датчик

§ Эмоционально-значимые слова

§ Нейтральные слова

§ Некоторые нейтральные слова могли быть эмоционально значимыми для некоторых испытуемых

· Систематические смешения – изменение уровня НП сопряжено с неконтролируемыми изменениями ПП, которые вызваны самой процедурой эксперимента.

o Пример: последовательность предъявления условий

o Эксперимент А.Н. Леонтьева: параллелограмм развития памяти – в оригинальном исследовании серия без карточек всегда шла первой

· Сопутствующие смешения – сочетание в эксперименте НП с сопутствующими ей воздействиями.

o Пример: изменение громкости слышимого звука сопутствует изменению высоты

o Эксперимент Я.А. Пономарёва с задачей «4 точки» – введение наводящей задачи в разные моменты времени

§ Перед основной задачей

§ После безуспешных попыток решить основную задачу

 

Операциональная валидность. Конструктная валидность и концептуальные репликации.

 

Операциональная валидность – критерий оценки проведённого исследования с точки зрения соответствия использованных в исследовании методик задания и измерения переменных эмпирически нагруженным понятиям НП, ЗП и ДП.

Конструктная валидность – критерий оценки проведённого исследования с точки зрения соответствия представленных в экспериментальной гипотезе переменных и отношения между ними теоретическим конструктам и теоретической гипотезе.

 

Концептуальные репликации

· Выявление одной и той же теоретически предполагаемой зависимости с помощью различных методических средств

· Пример: разные методики для измерения объёма рабочей памяти – n-back, change detection…

 

Формальное и содержательное планирование эксперимента. Формальное определение независимой переменной (количество НП, количество уровней НП, межуровневый размах, способ варьирования НП) и зависимой переменной (количество ЗП, способ фиксации ЗП). Эффекты «пола» и «потолка». Условные обозначения формальной структуры экспериментального плана.

 

Планирование эксперимента

· Содержательное планирование: определение конструктов и формулировка гипотез

· Формальное планирование: определение составляющих экспериментального плана с целью достижения максимально возможной валидности исследования

o Определение НП

§ Количество НП

· Одна НП:

+ Простота планирования

+ Простота интерпретации результатов

+ Экономия временных ресурсов и/или количества испытуемых

- Возможно неполное отражение сложных зависимостей

· Две и больше НП (факторный эксперимент)

+ Возможность изучения взаимодействия факторов сложных зависимостей

- Сложности в планировании эксперимента

- Сложности в интерпретации результатов эксперимента

- Сравнительно большие временные ресурсы и/или необходимое количество испытуемых

§ Количество уровней (каждой из) НП

· Два уровня НП (двухуровневый эксперимент)

+ Простота планирования

+ Простота интерпретации результатов

+ Экономия временных ресурсов и/или количества испытуемых

- Возможно неполное отражение сложных зависимостей

§ Интерполяция внутри уровней НП

§ Экстраполяция за пределы уровней НП

· Три и больше уровня НП (многоуровневый эксперимент)

+ Повышение вероятности обнаружить сложную зависимость

- Сравнительно большие временные ресурсы и/или необходимое количество испытуемых

§ Межуровневый размах – разница между значениями уровней НП

· «Сокрушительные эффекты»: установление крайних значений уровней НП

· Отсутствие эффекта из-за слишком незначительного межуровневого размаха

· Наложение уровней

§ Способ варьирования НП: внутригрупповой план VS межгрупповой план VS смешанный план

· Возможности применения внутригруппового плана

· Необходимое количество измерений (проб и / или испытуемых)

· Количество времени, затрачиваемое на каждый из уровней (сочетаний уровней) НП

· Внутригрупповой экспериментальный план

+ Контроль индивидуальных различий

+ Экономия количества испытуемых и времени проведения эксперимента

- Не всегда возможен

- Проблема систематических смешений со стороны последовательности условий

· Межгрупповой экспериментальный план

+ Отсутствие проблемы переноса

+ Больший диапазон применения

- Проблема эквивалентности групп

- Сравнительно большие временные ресурсы и необходимое количество испытуемых

o Определение ЗП

§ Количество ЗП

· Одна ЗП (одномерный эксперимент)

+ Сравнительно простая интерпретация результатов

- Возможно неполное отражение сложных зависимостей

· Две и более ЗП (многомерный эксперимент)

+ Повышение вероятности обнаружить сложную зависимость

- Сложность интерпретации результатов

- Проблема связи между ЗП

§ Прямые VS косвенные показатели ЗП

· Прямые показатели – действия испытуемого, нацеленные на выполнение экспериментальной инструкции (вербальные или двигательные ответы)

o Пример: ответы в ходе решения инсайтной задачи

· Косвенные показатели – физиологические реакции и непроизвольные поведенческие акты, сопровождающие деятельность испытуемого

o Пример: активация определённых зон мозга при решении инсайтной задачи

§ Способ фиксации ЗП

· Особенности измеряемой ЗП

· Технические возможности

· Методологические основания исследования

o Анализ и контроль потенциальных смешений со стороны ПП

 

Эффекты «пола» и «потолка»

· Эффект «потолка» – ЗП достигает уровня, который нельзя превысить (100% точность ответа)

· Эффект «пола» – ЗП соответствует минимально возможному значению (0% верных ответов)

· Контроль: выбор адекватных уровней НП + адекватная интерпретация полученных результатов

 

Условные обозначения формальной структуры экспериментального плана (Cook & Campbell, 1979)

· X – воздействие (НП)

· O – наблюдение (ЗП)

· R – рандомизация

· Нижние индексы (1…n) – порядок применения воздействий / оценки наблюдений, если их несколько

 

R X O1 – эксперимент с контрольной группой

R __ O2

 

Примеры условных обозначений

· Трёхуровневый межгрупповой эксперимент

R X1 O1

R X2 O2

R __ O3

· Предварительное и итоговое тестирование на двух рандомизированных группах

R O1 X O2

R O3 __ O4

· Итоговое тестирование на двух учебных группах

X O1

__ O2

 

Смешения со стороны побочных переменных. Аналитический и эмпирический способы выявления потенциальных смешений и артефактов. Пилотажный эксперимент. Приемы, позволяющие устранить несистематические смешения: нивелирование, создание константных условий, балансировка.

 

Анализ и контроль потенциальных смешений со стороны ПП

· Аналитический способ: изучение литературы по исследуемой проблеме

· Эмпирический способ: проведение пилотажного эксперимента – сокращённого пробного исследования, в котором проверяется работоспособность методики

 

Анализ и контроль несистематических смешений

· Устранение потенциальной возможности для вмешательства ПП

o Элиминация внешних переменных

o Константные условия

o Балансировка – замер фонового состояния (baseline) у контрольной группы и сравнение с экспериментальной

· Статистический контроль (достаточное количество проб и испытуемых)

 

Анализ и контроль систематических и сопутствующих смешений

· Систематические смешения:

o Рандомизация

o Балансировка

· Сопутствующие смешения:

o Дополнительные контрольные условия

o Дополнительные эксперименты

 

Типичные систематические смешения

· Неэквивалентность групп (в межгрупповых планах)

o Фактор отбора

o Неравномерное выбывание испытуемых

· Эффекты последовательности

o Фактор фона

o Фактор естественного развития

o Эффект тестирования

o Научение и перенос

o Утомление

 

Эффекты испытуемого и экспериментатора: эффект плацебо, эффект Пигмалиона, Хоторнский эффект, эффект аудитории. Контроль эффектов экспериментатора и испытуемого. Двойной слепой метод.

 

Влияние личностей испытуемого и экспериментатора

· Эффект плацебо

o Исследования со стимуляцией мозга (ТМС, tDCS…): условие sham

· Влияние предполагаемых требований: содействие, противодействие и бдительность

o «У узбеков нет иллюзий!» (с) А.Р. Лурия

o К. Коффка: наивные VS подозрительные испытуемые

· Хоторнский эффект – изменение в поведении участников, обусловленное только вниманием к ним экспериментатора, а не влиянием НП

o Исследование влияния освещённости на производительность труда на заводе Hawthorne Works 1924 – 1932 (Э. Мэйо)

· Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя, эффект ожиданий) – субъект, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение

o Rosenthal & Fode, 1973: «смышлёные» крысы

o Bargh et al., 1996: прайминг словами, связанными со старостью, влияет на скорость, с которой испытуемые идут из лаборатории

o Репликация Doyen et al., 2012: эффект наблюдается, только когда экспериментатор знает, в каком условии участвовал испытуемый!

· Эффект аудитории

o Н. Триплетт, 1898: велосипедисты демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах

o Социальная фасилитация

o Социальная ингибиция

o Присутствует как у людей, так и у животных

 

Контроль влияния личностей экспериментатора и испытуемого

· Слепой метод (эффект плацебо и хоторнский эффект): испытуемый не знает, какому воздействию НП он подвергается

· Двойной слепой метод (эффекты плацебо, хоторнский эффект и Пигмалиона): и испытуемый, и экспериментатор не знают, какое из условий (уровней) НП осуществляется

· Обман испытуемого (предполагаемые требования): истинная цель эксперимента скрывается от испытуемого или маскируется ложной инструкцией

· (А) Имитирующая или (Б) внеэкспериментальная контрольная группа (предполагаемые требования):

o А) испытуемых помещают в экспериментальную ситуацию, но без воздействия НП, а затем опрашивают, как бы они себя повели в ней, если бы действие НП было

o Б) испытуемым описывают эксперимент и спрашивают, как бы они себя повели

· Постэкспериментальный опрос (предполагаемые требования): после эксперимента испытуемых опрашивают об их мыслях и чувствах во время опыта, о его отношении к нему, о стратегиях его поведения и т.п.

· Множество экспериментаторов (эффект Пигмалиона): экспериментаторы случайным образом распределяются для работы с испытуемыми всех групп

· Автоматизация (эффект Пигмалиона): предъявление инструкции, воздействие и регистрация ЗП осуществляется аппаратурным способом

 

Проблема смешений во внутригрупповых экспериментальных планах. Эффект последовательности. Интраиндивидуальных схемы: регулярное чередование, позиционное уравнивание, случайная последовательность. Кроссиндивидуальные схемы: полное и реверсивное уравнивание, латинский квадрат.

 

Контроль ПП во внутригрупповых экспериментальных планах

· Основная проблема – последовательность предъявления условий

o Научение

o Перенос

o Утомление

· Линейные и нелинейные эффекты

 

Виды внутригрупповых планов

· Интраиндивидуальный план: все уровни НП предъявляются разным испытуемым в одной и той же последовательности

o Случайная последовательность

§ ABABBBBAAABABAA

o Квазислучайная последовательность

§ ABABBABBAABBABAA

o Регулярное чередование

§ ABABABABABABABAB

o Позиционное уравнивание – каждое условие появляется дважды: на симметричных позициях относительно начала и конца последовательности. При этом достигается одинаковая средняя позиция для всех условий

§ ABCDDCBA

· Кроссиндивидуальный план: разным испытуемым предъявляется разная последовательность уровней НП

o Полное уравнивание – из уровней НП составляются все возможные последовательности, и каждому испытуемому предъявляется только одна из таких последовательностей.

§ Количество последовательностей из N условий – N!, например, из 4 условий: 4! = 4×3×2×1 = 24

§ 2 уровня НП

· AB BA

§ 3 уровня НП

· ABC ACB BAC BCA CAB CBA

o Реверсивное уравнивание – последовательность предъявления уровней НП дается одной половине испытуемых в прямом порядке, а другой половине – в обратном.

§ Испытуемый 1: ABCDEF

§ Испытуемый 2: FEDCBA

o Латинский квадрат – набор последовательностей уровней НП, в котором каждый уровень встречается в каждой позиции только один раз.

§ Несбалансированный латинский квадрат

· Принцип «бесконечного конвейера»

· ABCD BCDA CDAB DABC

§ Сбалансированный латинский квадрат – каждому уровню НП равное количество раз предшествует любой из остальных уровней НП

· ABCD CADB BDAC DCBA

 

Проблема смешений в межгрупповых экспериментальных планах. Неэквивалентность групп. Схемы контроля: рандомизация, подбор пар, стратификация. Примеры межгрупповых планов. План Фишера. План Соломона.

 

Контроль ПП в межгрупповых экспериментальных планах

· Основная проблема – неэквивалентность групп (различие испытуемых в разных группах)

· Контроль:

o Рандомизация испытуемых

o Подбор пар (или других по численности групп, если эксперимент многоуровневый) по параметрам, коррелирующим с ЗП

o Выделение слоев (стратификация): пропорциональное уравнивание групп по параметрам, потенциально коррелирующим с ЗП (например, по полу)

 

Примеры межгрупповых планов

· План с контрольной группой с тестированием после воздействия

o R X O1

o R __ O2

· План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (план Фишера)

o R O1 X O2

o R O3 __ O4

· План с двумя экспериментальными и контрольными группами, с предварительным тестированием и без него (план Соломона)

o R O1 X O2

o R O3 __ O4

o R __ X O5

o R _ _ _O6

· Многоуровневый межгрупповой эксперимент

o R X1 O1

o R X2 O2

o …

o R __ On

 

Особенности планирования и интерпретации результатов факторных экспериментов. Сходящиеся серии экспериментов и их назначение. Анализ результатов факторных экспериментов. Дисперсионный анализ. Основной эффект и взаимодействие факторов. Виды факторных взаимодействий: нулевое, пересекающееся, сходящееся и расходящееся. Графическое представление факторных экспериментов.

 

Факторные эксперименты

· План 2×2 (2 НП, каждая из которых имеет 2 уровня)

  К Э
К 1 2
Э 3 4

 

· План 4×3 (2 НП, одна НП имеет 4 уровня, вторая - 3)

  A B C D
α 1 2 3 4
β 5 6 7 8
γ 9 10 11 12

 

· План 3×3×2

 

Контроль смешений в факторных экспериментах

· Контроль за смешениями в факторном эксперименте осуществляется так же, как и в однофакторных, при этом в смешанных планах используются и межгрупповые, и внутригрупповые схемы.

· Например, если в плане 2×3 оба фактора межгрупповые, то их сочетания предъявляются 6 различным группам, а если внутригрупповые, то составляются 6 различных условий, которые предъявляются по схеме позиционного или реверсивного уравнивания

 

Факторные эксперименты

  A B C
α 1 2 3
β 4 5 6

· Внутригрупповой план

o 123456654321

· Межгрупповой план:

o R X1 O1

o R X2 O2

o R X3 O3

o R X4 O4

o R X5 O5

o R X6 O6

 

Сходящиеся серии экспериментов

· Сходящиеся серии – последовательность экспериментов с простой факторной структурой (обычно не более 2 НП, или факторов), заменяющих факторный эксперимент со сложной структурой

· Применяются:

o Для упрощения факторных исследований;

o В качестве критических экспериментов для «снятия» конкурирующих гипотез о связи НП и ЗП

 

Валидность эксперимента и валидность выводов

· Валидность эксперимента – адекватность планирования эксперимента → экспериментальный контроль

· Валидность выводов – адекватность рассуждений, начиная с этапа постановки проблемы и заканчивая обобщениями → контроль за выводом

 

Причины артефактных выводов

· Неверные статистические решения

· Проблема валидности эксперимента

· Проблема обобщений из-за отсутствия учёта ДП

· Проблема соотношения теоретической и экспериментальной гипотезы

· Применение необоснованных критериев при совершении каузального вывод

 

Необоснованные критерии для совершения каузального вывода

· «Недостающие звенья» в обобщениях

· Неправомерное выделение основной причины

· Подмена высказываний

· Ошибка ценностных суждений

· Неправомерные апелляции к авторитету

· Апелляции к факту

 

Редукционизм выводов

· Редукционизм – сведение сложных явлений к простым.

· В психологии – чаще всего, к физиологическим процессам.

 

Этапы экспериментального исследования

· Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез

o Эмпирическое исследование проводится с целью проверки определённого следствия из теории, а не просто так

· Планирование исследования

o Определение НП и ЗП

o Определение уровней НП и ЗП

o Выбор экспериментального плана

o Подбор методик исследования

· Подготовка к проведению исследования

o Определение выборки

o Подготовка стимульного материала и оборудования

o Подготовка инструкций для испытуемых

o Стандартизация и оптимизация процедуры эксперимента

o Пилотное исследование

· Сбор эмпирических данных

· Обработка результатов

o Подсчёт показателей ЗП в разных условиях

o Применение статистических критериев, адекватных эмпирическим данным

o Принятие решения о принятии / опровержении гипотезы

· Анализ результатов

· Обсуждение результатов

o Обобщение результатов

o Значение для теории

o Обсуждение возможных ограничений и перспектив исследования

 

Виды факторных взаимодействий

· Нулевое взаимодействие – действие второй НП оказывает одинаковое по величине влияние на ЗП при всех условиях первой НП

· Пересекающееся взаимодействие

· Сходящееся / расходящееся взаимодействие

 

Графическое представление результатов:

· НП1 (сила удара током) – по оси ОХ

· НП2 (сложность задачи) – разные линии

 

Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе, сравнение статистических групп. Проблема валидности в доэкспериментальных планах.

 

Доэкспериментальные (неэкспериментальные) планы исследований – исследования, организованные таким образом, что контроль за НП практически отсутствует. Возможная сфера применения: прикладные исследования/

 

Виды доэкспериментальных планов

· Исследование единичного случая – проведение однократного обследование на единственной группе, подвергшейся воздействию (X O)

· Предварительное и итоговое тестирование на одной группе – проведение тестирования до и после воздействия на единственной группе (O1 X O2)

· Сравнение статистических групп – группа, подвергающаяся какому-либо воздействию, сравнивается с группой, испытавшей другое воздействие (X O1 / X O2)

 

Исследование единичного случая

· В качестве «случая» может выступать как отдельный испытуемый, так и группа

· Пример: использование нового метода обучения без применения контрольной группы

 

Предварительное и итоговое тестирование на одной группе

· Производится измерение ЗП до и после воздействия на одной группе

· Основные угрозы валидности: эффект тестирования, факторы фона, естественного развития, регрессии, выбывания…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: