Гибридные» планы квазиэкспериментов. Метод временного запаздывания. Продольно-поперечный метод. «Лоскутные» планы

 

Гибридные квазиэкспериментальные планы

· Временные серии с неэквивалентными группами

o Экспериментальная группа: O1 O2 O3 X O4 O5 O6

o Контрольная группа: O`1 O`2 O`3 O`4 O`5 O`6

· План с чередованием воздействий на группы

o O1 X O2 O3 O4

o O1 O2 X O3 O4

o O1 O2 O3 X O4

o Пример: чередование воздействий на группы

§ Эксперименты Толмена

· Метод временного запаздывания (лонгитюд + метод срезов): несколько когорт тестируются один раз при достижении одного и того же возраста.

· Продольно-поперечный метод (лонгитюд + метод срезов): все когорты тестируются несколько раз по схеме лонгитюда.

 

Лоскутный план

· «Лоскутный» план – квазиэксперимент, построенный по типу факторного эксперимента, но с пропущенными сочетаниями уровней отдельных факторов

· Причина пропуска сочетаний уровней – невозможность реализации полного плана

· Пример лоскутного плана: эффект Матфея в науке

o 2 переменные:

§ Время проявления способностей

§ Успешность научной деятельности

o Проблема: нет популяции с успешной последующей деятельностью при позднем поступлении в высшую школу

 

Понятие корреляционного исследования. Область применения корреляционных исследований. Основные планы корреляционных исследований: план с одной группой испытуемых, с несколькими группами (сравнительное корреляционное исследование), структурный план.

 

Понятие корреляционного исследования

· Корреляционное исследование – вид эмпирического исследования, в котором производится измерение двух и более переменных с целью проверки гипотез о связи между этими переменными.

· В большинстве случаев КИ не позволяет делать выводов причинно-следственного характера!

· В КИ не варьируется НП, все переменные рассматриваются как ЗП.

 

Корреляционное исследование и коэффициент корреляции

· Корреляция – статистическая взаимосвязь двух величин: изменение одной величины сопутствует систематическому изменению другой величины.

· Коэффициент корреляции – математическая мера корреляции.

· В корреляционных исследованиях при обработке данных не обязательно используется коэффициент корреляции!

 

Зачем нужны корреляционные исследования?

· Разведочные (эксплораторные) исследования: изучение новой области, где еще не может возникнуть каузальных гипотез;

· Затрудненность, невозможность или недопустимость экспериментального вмешательства с активным контролем НП.

· «Зашумленность» исследуемой реальности многочисленными ПП.

· Сложность изучаемой реальности. Например: многомерная структура интеллекта.

 

Пример корреляционного исследования

· McLeod, Atkin & Chaffe, 1972: измерение у детей показателей агрессии и времени, которое они проводят за просмотром телепередач агрессивного содержания

o Есть связь!

o (НО: неизвестна её направленность)

· Порядок рождения и IQ

o 1973 г. – обследованы 400000 молодых людей из Нидерландов

o Ось ординат: оценки по тесту Равена, ось абсцисс: а – количество детей, б и в – порядок рождения

Что означает наличие связи между X и Y?

· X влияет на Y

· Y влияет на X

· Существует третья переменная Z, которая влияет и на X, и на Y

· Влияние X на Y (или Y на X) опосредовано Z, о которой нам неизвестно

· Влияние X на Y (или Y на X) проявляется только совместно с Z

· Причинной связи нет, корреляция отражает случайные или регулярные совпадения.

 

Анализ перекрёстно-отсроченных корреляций

· ЗП измеряются несколько раз

· Кения, 1979: агрессия (A) и просмотр передач с агрессивным содержанием (B), измерение в 8-9 и в 18-19 лет

· Корреляция А1 и В2 VS корреляция А2 и В1

 

Виды корреляционных исследований

· Планы с одной группой испытуемых

o Измерение одной ЗП в разных условиях (например, в разное время) – аутохонные корреляции

o Измерение двух и более ЗП и установление связи между ними – синхронные корреляции

o Основные угрозы валидности:

§ Диапазон изменения ЗП охвачен не полностью

§ Эффект последовательности, тестирование, фон…

· Планы с несколькими группами испытуемых (сравнительное корреляционное исследование)

o Одна из переменных становится критерием для разбиения на группы

o Стратегии:

§ Стабилизация ПП, т.е. ПП пропорционально представлена несколькими уровнями

§ Подбор однородных групп, т.е. значения ПП эквивалентны

§ Подбор пар

§ Контрастные группы

o Основные угрозы валидности: те же, что и в межгрупповых экспериментальных планах

· Структурные планы

o Сравнение корреляций разных ЗП между собой;

o Сравнение корреляций одних и тех же ЗП для разных групп (например, психогенетические исследования)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: