Современное национальное государство мириадами нитей связано с развитием рыночного общества. Историческая проблема создания стабильного капитала, труда и товарных рынков в конце концов потребовала от государства, представителей капитала и труда создать общие институциональные порядки (законы и неформальные правила) вокруг прав собственности, структур управления и правил обмена для всех рынков в капиталистических обществах. Обладающие культурной и исторической спецификой правила и практики на рынках стали управлять отношениями среди поставщиков, потребителей и работников (то, что я называю концепциями контроля).
Почему так важны правила? Сложным и стабильным схемам взаимодействия нужны акторы, разделяющие когнитивные предпосылки и ожидания. Чтобы обрести такую стабильность, люди нуждаются либо в длительном опыте взаимодействия друг с другом для закрепления его в привычных практиках, либо в более формальных правилах для регулирования новых взаимодействий. Правила, основанные на опыте, традиции или формальном согласовании, впоследствии становятся привычными при осуществлении взаимодействия (то, что в «институциональной теории» называется «само собой разумеющимся» [Powell, DiMaggio 1991: ch. 1]). Именно нестабильность, вызываемая взаимодействиями, в ходе которых акторы не разделяют общие смыслы, заставляет акторов искать более стабильные социальные условия такого взаимодействия (см., напр.: [Haveman, Rao 1997; Dobbin, Sutton 1998]).
|
|
При изучении правил следует иметь в виду две совершенно различные ситуации. В стабильные времена правила хорошо всем известны и принимаются как должное, что в результате делает взаимодействия предсказуемыми. Между акторами происходит борьба и возникают конфликты, но они протекают в рамках установленных правил, смыслов и практик. А исследователи в состоянии определить, кем являются те или иные игроки, занимают ли они доминирующие позиции или только претендуют на них, каковы их интересы и каков смысл предпринимаемых ими действий.
59
В периоды формирования или трансформации политических или рыночных полей усиливается самосознание акторов и они вступают в новые формы взаимодействий для производства нового порядка. В силу того, что они пытаются выработать новые смыслы, их интересы и идентичность оказываются крайне неустойчивыми. Они стараются понять, чего же они хотят, как этого добиться и как поладить с теми, кто, возможно, хочет совсем иного. Зачастую источником правил для новых полей выступают смыслы, привнесённые из других полей. Акторы изменяют эти смыслы в процессе взаимодействий с другими группами и создают новые практики. Но эти новые практики нередко остаются в русле, ранее проложенном уже существующими смыслами.
|
|
Почему столько внимания уделяется государству? Расширение возможностей для сложных взаимодействий в сфере экономического обмена показало, что акторы зачастую неспособны устанавливать правила для самих себя. При этом они сталкиваются с проблемами двух типов. Во-первых, рыночные акторы вынуждены заботиться о выживании своих предприятий. Трудно одновременно выделять ресурсы на создание правил и заниматься бизнесом. Во-вторых, в ситуации неопределённости и жёсткой конкуренции предприятия не видят способов решения общих для них всех проблем конкуренции. Иногда предприятиям удаётся устранить или кооптировать своих основных конкурентов. Но зачастую этого не происходит. Всё это заставляет предприятия обращаться за помощью к государству, призывая его поддержать установление «честной» конкуренции на законодательном уровне1.
А какую роль здесь играет власть? Правила не создаются без задних мыслей, без учёта «интересов». Если крупнейшие предприятия способны работать в условиях набора правил, позволяющих им доминировать на основных рынках в обществе и поддерживать группы работников в относительно дезорганизованном состоянии, то эти правила укрепляют существующую систему власти. Если мы хотим иметь аналитический инструмент, адекватный реальным системам правил и власти,
1 Ведущие предприятия, захватившие рынок, попытаются захватить также и государство, чтобы упрочить свои позиции на рынке. В обществах с интервенционистскими традициями государство может попытаться организовать рынок и контролировать конкуренцию на началь-
ном этапе.
60
то необходимо систематически прорабатывать вопрос о том, как возможности государства и относительная власть государственных чиновников, капиталистов и наёмных работников задействуются при построении новых рыночных правил и тем самым определяют формы хозяйственной активности, существующие в данном обществе.
Политико-культурный подход способен предложить общие аналитические инструменты для понимания того, какая властная структура общества стоит за тем или иным способом рыночного устройства. Если мы понимаем суть этого устройства, появляется возможность предсказать, как ведущие игроки будут использовать имеющиеся институты для приспособления к грядущим кризисам. В свою очередь, это даёт нам инструмент для понимания многих наиболее важных политико-экономических аспектов в развитии обществ.
Предложенный ниже текст состоит из трёх частей. Во-первых, нужно дать определение рынкам и институтам, необходимым для их функционирования. Основная идея состоит в том, что рынки представляют собой поле, которое зависит не только от силы ведущих игроков, но и от более общих правил в обществе, которые позволяют стабилизировать власть ведущих игроков. Далее, важно рассмотреть, как в современных капиталистических обществах создавались государства, способные решать проблемы рыночного регулирования. Я утверждаю, что государства вырабатывают различные типы вмешательства в хозяйство, которые характеризуются тремя признаками: готовность к вмешательству, форма вмешательства и характер интересов, ради которых оно осуществляется. Затем я предложу несколько общих гипотез о том, как правила, созданные предприятиями и государством, обеспечивают стабильность в рыночных экономиках.
РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Одной из ключевых идей, свойственной обществу современного типа и отличающей его от предшествующих типов обществ, является представление о том, что социальная организация — это творение человека. Она предполагает, что люди могут совершать выбор и создавать социально-организационные ме-
|
|
6i
архитектура рынков
ханизмы, которые помогали бы им достигать своих целей. Это не означает, что все люди одинаково успешны или обладают равными возможностями в качестве акторов. Это означает, что весь аппарат современных хозяйств, по крайней мере частично, является продуктом социальных технологий организации. Причём эти технологии были изобретены, а затем сознательно усовершенствованы использующими их акторами.
Очевидно, что досовременные организации и институты также были социальными конструктами. Но они, как правило, не воспринимались таким образом. Они устанавливали, кто является актором и что акторы могут делать. По мере того как за последние 350 лет выросло самосознание людей, они изучили существующие социальные организации, взяли на вооружение кажущиеся успешными практики и использовали это знание для создания новых социальных механизмов. С течением времени люди нашли способы систематического производства новых социальных технологий для достижения своих целей (например, регистрация корпорации при организации предприятий).
Современные государства, социальные движения, демократическая политика, предприятия и рынки были изобретены людьми, которые совместно пытались найти способы достижения своих целей [Fligstien 1997а]. Зачастую подобные «изобретения» были случайными или отражали достигнутый компромисс между разными группами. Отношения между людьми, создавшими эти социально-организационные механизмы, были и остаются неясными. Но как только эти изобретения возникали, другие люди придумывали на их основе различные способы организации. Предлагаемая нами теория полей — это общая теория социальной организации в современном мире. Мы должны помнить, что теория сама по себе является актом исторического самосознания. Абстрагируясь от обыденного опыта социальных акторов, соперничающих за контроль над социальными аренами, обществоведы начали понимать, что в основе формирования полей поверх границ отдельных стран, рынков и частного некоммерческого сектора лежат общие социальные процессы.
|
|
Теория полей утверждает, что акторы пытаются создать «локальный» стабильный мир, в котором доминирующие акторы порождают смыслы, позволяющие им воспроизводить своё превосходство. Эти акторы создают статусные иерархии, определяющие позиции доминирующих игроков и претендентов
62
II. Рынки как институты
на доминирование. При построении этих полей акторы сталкиваются с двумя взаимосвязанными проблемами: как установить стабильную систему власти и как, добившись этого, её сохранить. В самом общем виде можно выделить три свойства социальной организации полей: систему принципов, организующих мышление и используемых акторами для придания смысла окружающему миру (что можно назвать когнитивными системами или мировоззрениями); рутины или практики, ежедневно осуществляемые акторами в ходе своих социальных отношений; и социальные отношения, образующие поля, которые осознаются или не осознаются акторами [Bourdieu 1977].
Когнитивные схемы, которыми обладают индивиды, предоставляют им концептуальные инструменты для понимания и интерпретации действий других [White 1992; Emirbayer, Goodwin 1994]. Также они обеспечивают акторов инструментами для создания новых полей.
Обычно используемые акторами когнитивные модели не включаются в концептуализации социальной организации. Так происходит потому, что человеческие действия, как правило, недостаточно теоретически осмыслены. Социологи зачастую полагают, что позиция человека в социальной структуре определяет его действия, тогда как в теориях рационального выбора в качестве главной объясняющей переменной используются интересы. Разделяемые акторами смыслы не считаются чем-то важным для объяснения их действий. Однако в теории полей навык акторов в интерпретации происходящего, определении направления действий и инновациях на основе имеющихся рутинных практик помогает созданию и сохранению полей [Bourdieu, Wacquant 1992]. И хотя когнитивные элементы возможно отделить от социальных отношений, социальная организация зависит от них обоих [Giddens 1981].
Социальная организация — это совокупность всего того, что создаёт стабильные условия для привилегированных и не столь привилегированных групп в обществе. Она оформляет их как группы, определяет их отношения между собой и поддерживает определённый порядок в существующих полях. Исходная характеристика основных составляющих полей неизбежно имеет абстрактный вид. Эти составляющие ещё не имеют содержания или, точнее, «культуры» (т.е. практик и локального знания) [Geertz 1983]. Они не способны много рассказать нам о том,
63
архитектура рынков
как данное поле будет создаваться и воспроизводиться в реальности, потому что они не определяют ни какого рода поле создаётся (государство, рынок, организация), ни точных принципов, структурирующих отношения между «игроками».
Чтобы применить теорию полей к рыночному обществу, необходимо определить, какого рода поле представляют собой рынки и какие типы социальной организации необходимы для существования стабильных «рынков как полей». Экономический обмен варьирует от нерегулярного и неструктурированного до регулярного и структурированного. Рынки — это социальные арены, которые существуют для производства и продажи товара или услуги и характеризуются структурированным обменом. Структурированный обмен предполагает, что акторы ожидают повторяющихся актов обмена для своих продуктов и, следовательно, они нуждаются в правилах и социальных структурах для направления и организации обмена. Производители ожидают, что они продолжат поиск потребителей и будут нуждаться в поставщиках, хотя со временем идентичности их потребителей и поставщиков могут меняться.
При неструктурированном или случайном обмене акторы почти не инвестируют в процесс обмена, а участники вовсе не обязательно встретятся снова (как покупатели или продавцы). Хотя этот тип обмена может приносить прибыль, выживание организации-продавца не зависит от случайного обмена. Когда стороны обмена замечают зависимость собственной стабильности (т.е. своего воспроизводства) от стабилизации торговли, они начинают использовать социально-организационные механизмы. На протяжении человеческой истории обмен часто был неструктурированным, но рынки, в том смысле, в котором я использую этот термин, существовали до современного капитализма. Рынки (включая почти все современные производственные рынки) структурированы, главным образом, продавцами, которые ищут своих покупателей2. Отдельный рынок становится «стабильным
2 Идея рынка как поля предполагает, что все акторы на рынке близки друг другу не в физическом, а лишь в социальном смысле. В современном обществе торговые выставки, фондовые и товарные биржи, торговые моллы и магазины в целом являются местом для физического существования рынков. Однако рынки не обязательно должны быть локализованы в определённом физическом пространстве. Многие сделки происходят напрямую между покупателем и продавцом, зачастую через посредников. Но в этих случаях покупатели нередко сравнивают цены продавцов, контактируя со множеством поставщиков.
64
II. Рынки как институты
рынком» (т.е. полем), когда обмениваемый продукт признан в среде потребителей, а поставщики товара или услуги способны создать статусную иерархию, в которой крупнейшие поставщики занимают доминирующее положение на рынке и способны постоянно воспроизводить себя в этой позиции.
Эти акторы создают организации для производства товара и устанавливают социальные отношения между конкурентами для управления конкуренцией. Стабильные рынки можно описать как «самовоспроизводящиеся ролевые структуры», в которых доминирующие предприятия и претенденты постоянно воспроизводят свои позиции [White 1981; Уайт 2010]3. Социальную структуру рынка обычно создают продавцы, так как на кону стоит выживание их предприятий, если стабильный рынок так и не появится4. Проблемы поиска стабильного рынка одинаковы для всех продавцов: они ищут надёжных поставщиков и потребителей и тем самым находят способ самовоспроизводства. Социальные отношения между продавцами на стабильном рынке заключаются в том, что одна группа предприятий создаёт доминирующие культурные смыслы для рынка, а остальные предприятия действуют в согласии с ними. Это не означает, что партнёрами по какой-либо сделке между покупателями и продавцами должны быть одни и те же акторы. Продавцы борются за потребителей, а потребители могут менять поставщиков. Стабильность продавцов в смысле выживания их организаций — вот что важно для стабильности рынка. Моё операциональное определение рынка состоит в том, что рынок — это ситуация, в которой постоянно воспроизводятся статусная иерархия и, соответственно, выживание ведущих продавцов.
Например, сталелитейная отрасль в Соединённых Штатах на протяжении большей части XX в. была стабильным рынком, в котором предприятия обретали устойчивую идентичность и
3 Эта модель с небольшими изменениями может быть также применена к рынкам труда, где часть работников организована, а остальные нет.
4 Продавцы могут существенно влиять на стабильность рыночных структур. Если продавцы перестают покупать определённый товар, то социальная организация рынка не принесёт производителям никакой выгоды. Также, если рынки полностью зависят от одного продавца, тогда этот продавец может определять рыночную структуру. Но в целом, даже в описанных случаях, продавцы будут выстраивать свои отношения друг с другом так, чтобы обеспечить выживание своего предприятия [White 1981].
65
архитектура рынков
производили определённые продукты. Крупнейшие предприятия воспроизводили себя за счёт вертикальной интеграции и стабилизации цен даже при резких изменениях спроса [Fligstein 1990]. С середины 1960-х годов идентичности поставщиков сталелитейной продукции изменились. Многие крупнейшие производители исчезли, и на рынке начали доминировать новые предприятия. Сам рынок дифференцировался по продуктам, одни из которых были основными сырьевыми товарами, а другие — продуктами с высокой добавленной стоимостью. Предприятия-новички смогли извлечь выгоду из этих перемен и сформировать новый рынок. Когда-то существовавшее поле исчезло, а его место заняли два новых рыночных поля [Hogan 1984].
Я вовсе не хочу стереть различие между рынком и отраслью. Рынок — это социальная арена, где встречаются продавцы и покупатели. Но чтобы появились продавцы и покупатели, должен появиться продукт, и кто-то должен его произвести. Рынок зависит от покупателей, продолжающих «появляться» в определённом социальном пространстве для покупки продукта. Но значение стабильности на рынке определяют предприятия продавцов и их статусные отношения. Они определяют, вокруг чего построен рынок, а их отношения определяют локальную культуру, в рамках которой зарабатываются деньги и создаётся стабильность. И хотя взаимозависимость продавцов и покупателей очевидна, именно продавцы ставят на кон собственное выживание.
Несмотря на тщательно разработанные социальные механизмы и правила, регулирующие рыночные взаимодействия, с точки зрения продавцов, рынки остаются нестабильными по своей внутренней природе. Согласно одному из наиболее фундаментальных открытий экономической теории, в рыночном обществе крайне выгодно создавать новые рынки. На начальной стадии развития рынков первопроходцы зачастую могут извлечь громадную прибыль. Но по мере того как другие экономические акторы осознают эту возможность и начинают входить на рынок, цены падают. Более того по мере замедления роста рынков (что происходит с очевидной неизбежностью) у предприятий появляются стимулы заполучить большую рыночную долю и снизить цены. Эти силы обостряют конкуренцию. Продукты могут потерять признание, чаще всего из-за того, что их вытесняют другие продукты. Все эти возможности и проблемы порождают нестабильные условия для производителей.
66
II. Рынки как институты
Даже там, где отношения продавца удалось стабилизировать, спокойствие может быть нарушено. «Игра» доминирующих предприятий состоит в том, чтобы найти способ создать рынок как стабильное поле. Стабильные рынки содержат социальные структуры, которые характеризуют отношения между доминирующими продавцами и претендентами на доминирование. Социальные отношения направлены на сохранение выгодных позиций крупнейших продавцов по отношению к предприятиям-претендентам. Они определяют то, как работает рынок и как структурирована конкуренция. Например, в отрасли безалкогольных напитков в США доминируют две главные компании: «Пепси-Кола» и «Кока-Кола». Эти предприятия конкурируют за рыночную долю и используют для этого рекламу, диверсификацию продуктов и ценовые скидки. Но несмотря на то что они напрямую конкурируют, им удалось создать равновесие, благодаря которому они обе выживают, следуя принятым приёмам конкурентной борьбы.
Будучи формами социальной организации, рыночные структуры включают в себя как когнитивные смыслы, так и социальные отношения. Есть два типа когнитивных смыслов: общие со-циетальные смысловые конструкции о том, как организовывать предприятия и рынки и как найти стабильный способ вести конкуренцию, а также специфические смысловые конструкции о том, как работает тот или иной конкретный рынок. Специфические смысловые конструкции структурируют взаимодействия между конкурентами, но также позволяют акторам понимать действия своих конкурентов. Конкретные социальные отношения на определённом рынке отражают его специфическую историю и зависимость от других рынков. Связи с поставщиками и потребителями играют свою роль в создании стабильных рынков. Содержание этих отношений определяет то, какие предприятия доминируют и почему именно они доминируют, а также каковы их отношения с предприятиями-претендентами. Окончательный успех предприятий в создании стабильных полей (т.е. социальных структур, стабилизирующих их отношения между собой) зависит от общих принципов построения рынков в их обществе и способности найти способ сделать это на конкретном рынке.
Первая задача социологии рынков заключается в необходимости выработки теоретических предположений о том, какие правила и смыслы необходимы, чтобы структурированный
67
обмен (т.е. рынки как поля) был в принципе возможен. Существуют четыре типа правил, относящихся к созданию социальных структур рынков — их можно назвать правами собственности (property rights), структурами управления (governance structures), правилами обмена (rules of exchange) и концепциями контроля (conceptions of control). Эти категории с неизбежностью выглядят как абстракции. Они относятся к общим типам правил, которые могут проявиться в виде законов, смыслов или практик. Эти правила фиксируют вопросы, по поводу которых акторы, желающие создать рынки, должны сформировать разделяемые всеми смыслы, чтобы образовались стабильные рынки. Им нужны эти правила независимо от того, знают они что-либо о правилах или нет. Например, нерешённость вопроса о правах собственности затрудняет образование рынков. Если мы не знаем, кто чем владеет и кто чем вправе распоряжаться, мы попадаем в мир нелегальной торговли, а не в мир стабильных рынков.
Указанные четыре типа социальных структур возникли в ходе истории по мере того, как предприятия и государства осознавали общие проблемы функционирования рынков, а затем вырабатывали для них общие решения. Посредством смыслов, связанных с этими институтами, акторы формируют социальные структуры для самоорганизации, конкуренции и сотрудничества, а также для регулярного и воспроизводимого обмена между собой. Каждый из этих типов социальной структуры направлен на решение соответствующей проблемы нестабильности. Некоторые связаны, в первую очередь, с общей проблемой создания рынка, а другие — с обеспечением стабильности предприятий на определённом рынке.
Права собственности — это правила, определяющие, кто имеет притязания на прибыль предприятий (подобное явление теоретики агентских отношений называют «остаточными притязаниями» на свободные денежные потоки предприятий [Jensen, Meckling 1976; Fama 1980]). Это общее утверждение оставляет открытыми вопросы о различных юридических формах прав собственности (например, корпораций и партнёрств); об отношениях между акционерами и наёмными работниками, локальными сообществами, поставщиками и покупателями; о роли государства в формировании инвестиций, структуры собственности предприятий и защите работников от притязаний
68
собственников. Владельцы прав собственности имеют право избавиться от собственности или зарабатывать на ней. Патенты и дипломы являются формами прав собственности, которые дают право их владельцам получать доход. Формирование прав собственности — это продолжающийся и противоречивый политический процесс, а отнюдь не результат некоего эффективного процесса (сходную аргументацию см. [Roe 1994]). Организованные группы в сфере бизнеса, труда, правительственных учреждений и политических партий постоянно стремятся оказывать влияние на формирование прав собственности.
Разделение прав собственности относится к ключевым характеристикам рыночного общества. Права собственности определяют, кто контролирует капиталистическое предприятие и кто имеет право притязать на прибыль. Права собственности не всегда отражают интересы привилегированных групп в обществе. Например, если государство владеет предприятиями и контролирует инвестиционную политику, то его решения могут учитывать различные варианты распределения прибыли. Кооперативные предприятия или партнёрства могут допускать равное распределение доходов. Работники могут получать часть своей зарплаты в виде схем соучастия в прибыли.
Права собственности необходимы рынкам, ибо они определяют социальные отношения между собственниками и всеми остальными членами общества. Это стабилизирует рынки, так как вносит ясность в то, кто чем рискует и кто получает вознаграждение в конкретной рыночной ситуации. Поставщики данного предприятия знают, кто несёт ответственность. Тем самым права собственности создают два источника стабильности: они определяют властные отношения среди контрагентов внутри и вне предприятий, а также сигнализируют другим предприятиям о том, что представляет собой то или иное предприятие5.
Структуры управления обозначают общие правила, определяющие отношения конкуренции или сотрудничества, а также
5 Институциональная экономическая теория признала важность прав собственности для стабильности рынка [Jensen, Meckling 1976; Fama, Jensen 1983a; 19836; Williamson 1985; North 1990]. Благодаря разделению прав собственности, становится возможным прежде всего существование самого предприятия, осуществляются инвестиции, накладываются ограничения и предоставляются возможности для деятельности менеджеров и работников. Там, где не существует прав собственности предприятий, инвестиции становятся слишком рискованными, а экономика функционирует, как будто находясь под постоянным прицелом.
69
архитектура рынков
определяют, как должны быть организованы предприятия6. Эти правила определяют законные и незаконные способы контроля над конкуренцией. Они принимают две формы: законов и неформальных институциональных практик. Антимонопольные законы существуют в большинстве развитых индустриальных обществ. Их принятие, контроль за исполнением и юридическая интерпретация неоднозначны [Fligstein 1990], а содержание этих законов варьируется от общества к обществу. В некоторых обществах разрешается широкое сотрудничество между конкурентами, особенно в случае международной торговли, а в других обществах стремятся уменьшить барьеры входа на рынок и поддерживать конкуренцию. Конкуренция регулируется не только внутри отдельных обществ, но и между обществами. Страны устанавливают тарифы и торговые барьеры, чтобы помочь национальным отраслям соперничать с иностранными конкурентами. Подобные законы часто выгодны отдельным секторам хозяйства.
Внутренняя организация предприятия тоже зависит от определения законных и незаконных форм конкуренции. Нередко предприятия осуществляют вертикальную интеграцию, чтобы обеспечить себе поставки сырья и перекрыть аналогичные поставки своим конкурентам. Также предприятия могут осуществлять горизонтальную интеграцию, выкупая рыночную долю для создания на рынке более стабильного порядка. Предприятия могут диверсифицировать продукцию для того, чтобы защититься от превратностей, связанных с динамикой продаж отдельных продуктов. Также они могут устанавливать длительные отношения с поставщиками, потребителями или финансовыми организациями для защиты от разрушительных сил конкуренции.
Рыночные общества вырабатывают более неформальные институциональные практики, укоренённые как рутинные способы действия в существующих организациях и доступные
6 Термин «структура управления» был использован для связи как с вопросами прав собственности [Jensen, Meckling 1976], так и с проблемой определения границ предприятий [Williamson 1985]. Я посчитал необходимым разделить вопрос о том, кто владеет предприятием, и вопрос о том, как реально организованы рынки и предприятия, т.е. как предприятия конкурируют друг с другом, какова их внутренняя организация и способны ли конкуренты сотрудничать для установления контроля над конкуренцией. Легитимные и нелигитимные способы конкуренции и организации в экономической теории к сфере управления не относятся.
70
II. Рынки как институты
акторам в других организациях. Механизмы распространения таких практик включают в себя профессиональные ассоциации, управленческое консультирование и обмен профессиональными менеджерами [DiMaggio, Powell 1983; Димаджио, Пауэлл 2010; Meyer, Rowan 1977; Мейер, Роуэн 2011]. Некоторые из этих неформальных практик касаются того, как построить работу организации (например, перейти к многодивизионной форме), как составить трудовые договоры с работниками и менеджерами и где провести границы предприятия. Так, например, предприятия могут конкурировать по цене, но если они посягнут на патенты или торговые секреты друг друга, они, скорее всего, выйдут за рамки закона. Они включают также существующие на данный момент взгляды на то, какое поведение предприятий считается законным или незаконным. Структуры управления помогают определить юридические и нормативные правила, с помощью которых предприятия структурируют себя и свои отношения с конкурентами. Как правило, таким способом они стараются стабилизировать эти отношения.
Правила обмена определяют, кто и с кем может вести дела и каковы при этом условия осуществления трансакций. Должны быть установлены правила относительно весов, общепринятых стандартов, транспортировки грузов, выставления счетов, страховки, денежного обмена (т.е. банковских операций) и соблюдения контрактных обязательств. Правила обмена регулируют стандарты безопасности продуктов и стандартизацию продуктов в целом. Например, множество фармацевтических продуктов подвергается усиленному тестированию. Стандарты безопасности помогают как покупателям, так и продавцам, и увеличивают вероятность обмена между сторонами, которые, возможно, имели лишь непродолжительный опыт взаимодействий.
Стандартизация продукции приобретает всё возрастающее значение в контексте правил обмена, в особенности в телекоммуникационной и компьютерной отраслях. Национальные и транснациональные корпорации договариваются о стандартах выпускаемой продукции на стыке многих отраслей. Установление стандартов создаёт разделяемые всеми правила, гарантирующие совместимость продукции. Этот процесс усиливает обмен, повышая уверенность в том, что продукция будет использоваться так, как первоначально предполагалось.
71
архитектура рынков
Правила обмена помогают стабилизировать рынки, гарантируя, что акты обмена будут проходить в условиях, приемлемых для всех участников. Если предприятия, осуществляющие перевозку товаров в рамках данного общества, не обеспечены правилами обмена, то подобные акты обмена будут в лучшем случае случайными. Создание таких правил становится ещё более важным при международной торговле. Центральными вопросами многих из недавних международных торговых соглашений, включая программу единого рынка в рамках Европейского союза и последний вариант Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле (GATT), являются вопросы создания и гармонизации практик, касающихся правил обмена.
Концепции контроля отражают свойственные данному рынку соглашения между акторами внутри предприятий по поводу принципов их внутренней организации (т.е. форм иерархии), способов конкуренции или сотрудничества (т.е. стратегий) и внешней иерархии (т.е. статусного упорядочивания) предприятий на данном рынке. Концепция контроля является формой «локального знания» [Geertz 1983]7. Концепции контроля обусловлены исторически и культурно. Они исторически специфичны для определённой отрасли в данном обществе. Они относятся к культуре потому, что они формируют набор смыслов и практик, позволяющих понять процессы на конкретном рынке. Стабильный рынок — это социальное поле, в котором концепция контроля определяет социальные отношения между доминирующими продавцами и претендентами таким образом, что доминирующие предприятия способны постоянно воспроизводить эти отношения.
Целями действия на том или ином рынке являются создание и поддержание стабильных миров внутри предприятий и за их границами, что позволило бы выжить доминирующим продавцам. Концепции контроля включают представления о социально-организационных механизмах для отдельных рынков, когнитивные смыслы, которые структурируют восприятия того, как работает определённый рынок, и описания реальных социальных отношений доминирования, существующих на данном рынке. Концепция контроля — это одновременно и мировоззрение, позволяющее акторам объяснять действия других, и представление о том, как структурирован рынок.
7 Динамика отдельных рынков и формирование концепций контроля рассматриваются в четвёртой главе.
72
II. Рынки как институты
ПОСТРОЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОСТРОЕНИЕ РЫНКА
Формирование общего набора правил, позволяющих создавать стабильные рынки, помогает структурировать обмен в отдельных продуктовых полях в рамках конкретного общества. Переход от неструктурированного к структурированному рыночному обмену подразумевает, что акторы начинают осознавать системные проблемы при попытках стабилизировать обмен. Осознание этого побуждает акторов к поиску социально-организационных решений таких проблем. Такое осознание не приходит сразу ко всем. Возникновение общих социальных технологий, помогающих акторам создавать и поддерживать современные рынки, зависит от выявления проблем, связанных с правами собственности (т.е. того, кто чем владеет), структурами управления (т.е. способами организации, включая честные и нечестные формы конкуренции), правилами обмена (т.е. совершением актов обмена) и концепциями контроля (т.е. созданием внутри рынков локальных статусных иерархий для стабилизации положения доминирующих игроков).
Гипотеза ILL Переход страны к капитализму заставляет государство вырабатывать правила относительно прав собственности, структур управления, обмена и концепций контроля для того, чтобы стабилизировать рынки.
Переходный период к капитализму имеет огромное значение для социетальных траекторий [Westney 1987; Chandler 1990; Fligstein 1990; Dobbin 1994]. Созданные в этот исторический период альянсы между работниками, государственными представителями и капиталистами структурируют способ построения государством сфер осуществления политики (policy domains) и политических стилей, возникающих в этих сферах. Все последующие политические и экономические кризисы интерпретируются, исходя из сформированных ранее политических стилей.
Это не означает, что общества раз и навсегда замыкаются в какой-либо институциональной системе. Но любой новый кризис интерпретируется с позиций доминирующего в данный момент подхода. Это работает двояким образом. Во-первых, система правил является одновременно и системой власти. Доминирующие акторы стараются использовать существующие правила для своей выгоды. Но существующая система институтов также
73
архитектура рынков
предлагает акторам способы применения старых правил к новым условиям. Поэтому мы обычно наблюдаем вторичные изменения, если исключить крупные социетальные катастрофы, вызванные войной или депрессией. В этих случаях кризис открывает возможности для новых политических альянсов и новых правил.
Для стран, ещё только выстраивающих современные капиталистические рынки, создание стабильных концепций контроля оказывается более сложным делом именно потому, что права собственности, структуры управления и правила обмена ещё чётко не определены. Предприятия беззащитны перед лицом волчьей конкуренции и часто требуют, чтобы государство установило соответствующие правила. Введение этих новых институтов требует взаимодействия предприятий, политических партий, государства и вновь созданных (или заимствованных) концепций регулирования8.
В ходе истории люди часто не осознавали, что они вынуждены решать указанные проблемы для того, чтобы сделать возможным структурированный обмен (по этому вопросу см. [North 1990; Норт 1997: гл. 1]). Действительно, многие практики развивались неформально и оставались неформальными. Рыночные акторы находили способы стабилизации своего положения на сравнительно длительные периоды в условиях отсутствия формальных институтов. Но с течением времени в индустриальных обществах возникли социальные технологии, позволяющие решать эти проблемы. Масштабные социальные потрясения, такие как войны, депрессии или социальные движения, вынудили политических акторов разрабатывать общие инструменты для ответных действий.
Как только акторы осознали смысл этих общих решений, их стали применять в новых условиях. Однако новые ситуации зачастую требуют модификации организующей технологии. Так, например, современная американская концепция корпорации (акционерное общество с ограниченной ответственностью) началась как направляемая государством концепция, определявшая границы применения прав собственности. Это предо-
8 Преимущество позднего развития состоит в возможности заимствовать институты из других обществ. Например, чтобы помочь своему позднему проекту развития, Япония сознательно изучала организационные практики многих обществ [Westney 1987].
74
II. Рынки как институты
ставило законодателям инструмент, который при осуществлении проектов развития позволял делегировать транспортные и коммуникационные проекты частным контрагентам и одновременно сохранять контроль над предприятием. Люди начали осознавать два преимущества корпоративной формы: она позволяла концентрировать больше капитала и ограничивать ответственность сторон установленной договором долей внесённых в корпорацию активов. Эти преимущества подталкивали предпринимателей к осуществлению всё новых и новых актов инкорпорирования. В конце концов это привело к установлению общепризнанной концепции инкорпорирования, которая способствовала широкому распространению этой организационной формы [Friedman 1973; Roy 1997].
Один из способов хотя бы отчасти осмыслить действия государства — рассматривать его как организацию, создающую и поддерживающую рыночные (и иные) правила. Тем не менее это положение не является непреложным с исторической точки зрения. Для предприятий теоретически возможно рутинизи-ровать обмен между собой без использования правил или государства. В конце концов большая часть торговли до XVIII в. осуществлялась при отсутствии сильных государств и правовых систем [Grief 1989; Spruyt 1994]. До эпохи современности проблемы нестабильного обмена решались его сторонами частным образом.
Существовала вполне утилитарная причина разработки более общих правил для рынков. Д. Норт и Р.П. Томас давно отметили, что социальные институты сделали предпринимателей богаче, а их предприятия крупнее и стабильнее [North, Thomas 1973]. Они утверждали, что именно по этой причине эгоистичные акторы заинтересованы в создании правил. Однако несмотря на то что, как мы знаем, правила поддерживают рынки как поля, сами предприниматели, менеджеры и государство вовсе не понимали, что установление государством правил будет способствовать росту богатства. Так, например, Б. Каррутерс показал, что первая современная фондовая биржа в Англии была организована по партийному принципу [Carruthers 1996]. Её участники торговали только с теми, с кем имели схожие политические взгляды. Одной из задач этих бирж было поощрение членов партии, открывая им доступ к совместным фондам капитала.
75
архитектура рынков
В своей более поздней работе Д. Норт продемонстрировал, что современная экономическая история не может рассматриваться как постепенное снижение трансакционных издержек на рынках за счёт создания правил, стимулирующих торговлю [North 1990]. Он заметил, что предприниматели и государственные представители не осознавали того, что их действия имеют позитивные последствия. Их действия нельзя было описать в этих терминах; действительно, часто их поступки были направлены в угоду друзьям правителей и в пику их врагам. Более того, правители досовременных европейских государств обладали слишком коротким горизонтом планирования, чтобы понять, что создаёт долгосрочный экономический рост. Большинство рыночных институтов стали следствием политической борьбы, посредством которой одна группа капиталистов захватывала государство и создавала правила, выгодные для себя и неблагоприятные для своих политических противников. Центральная идея Норта лежит в основе теории управления рынками, излагаемой в данной книге.
Возникшие в итоге общие правила отражали годы взаимодействий с различными формами структурированного обмена и возрастающего осознания трудности управления крупным, сложным производством без общих правил. Когда была решена одна проблема и стабилизирована одна система рынков, возникли другие проблемы. Увеличение масштабов производства, рост рынков и растущее осознание предпринимателями и менеджерами общих проблем подтолкнули их к необходимости поиска новых общезначимых представлений.
В принципе возникновение структурированного обмена при отсутствии разделяемых всеми рыночных институтов, конечно, возможно. Но мы существуем в мире, в котором эти институты повсеместны, и социальные акторы знают о них. Именно рост самосознания обусловливает то, что сегодня акторы как на государственном уровне, так и на уровне предприятий изначально находятся в поиске общих правил и форм их поддержания. По мере усложнения социально-организационных механизмов и изучения способов борьбы с источниками нестабильности предприниматели и менеджеры осознавали, что общепринятые представления, касающиеся прав собственности, структур управления, правил обмена и концепций контроля, выгодны доминирующим предприятиям.
76
II. Рынки как институты
,! Существуют две исторически сложившиеся проблемы, которые препятствуют предпринимателям и менеджерам создавать общепринятые правила для стабилизации обмена. Если правительства были сформированы небольшой группой капиталистов для вмешательства в рыночные процессы, то эта группа, скорее всего, создавала правила в своих интересах и отсекала остальных, тем самым захватывая государство для обслуживания лишь своих интересов. Конечно, такое случалось, и довольно часто. Но подобное рентоориентированное поведение наталкивалось на открытый политический конфликт.
Нередко, когда дело доходило до установления рыночных правил, капиталисты сталкивались с проблемой коллективного действия. Каким образом предприниматели, действующие в рамках существующих концепций контроля на определённом рынке, могли в то же время вырабатывать более общие правила конкуренции, сотрудничества, прав собственности и обмена вместе с акторами из других рынков? Основная проблема состояла в том, что собственников волновало выживание своих предприятий в условиях скудных организационных ресурсов. Зачем им было нужно создавать общие правила для всех предприятий в обществе?
Как результат нестабильных систем обмена происходили системные экономические кризисы, порождавшие экономические депрессии. В XIX в. они стали более глубокими и затрагивали всё больше и больше обществ в Европе и Северной Америке. В тяжёлой ситуации оказывались те, кто осуществлял наиболее крупные инвестиции в заводы и другие сооружения. В ответ на кризисы, вызванные чрезмерной конкуренцией, менеджеры и предприниматели пытались контролировать своих основных конкурентов. Они прибегали к образованию картелей или пытались стать монополистами. Предприятия также столкнулись с рабочими организациями, которые сопротивлялись попыткам урезать зарплату и контролировать рынки труда. Классовая борьба привела к яростным конфликтам больших групп работников крупнейших заводов с собственниками и менеджерами [Edwards 1979]. Но часто случалось, что предприятия и работники не могли прийти к твёрдым соглашениям, и они, разумеется, не были способны создать «общие» решения. Этот конфликт вынудил обе стороны обратиться к государству с просьбой помочь им прийти к стабильным договорённостям [Fligstein 1990; Chandler 1990].
77
архитектура рынков
II. Рынки как институты
Организации, группы и институты, образующие поля государства в капиталистическом обществе нашего времени, требуют суверенитета, т.е. права создавать и поддерживать правила, управляющие всеми взаимодействиями на данном географическом пространстве [Krasner 1988]9. Предприятия и организации наёмных работников находились в состоянии конфликта и неустойчивости, и обе стороны старались использовать государство для решения своих проблем нестабильности [Fligstein 1990]. Хотя дискуссии конца XX в. о построении государства по большей части касались вопросов благосостояния и ведения войн, реально капиталистические государства складывались во взаимосвязи с развитием своих хозяйств, и управление хозяйством является частью ключевых процессов построения государства [Fligstein 1990; Hooks 1990; Campbell, Hollingsworth, Lindberg 1991; Dobbin 1994; Evans 1995]'°.
Как утверждалось в первой главе, я представляю современное государство в качестве системы полей, которые можно определить как политические сферы. Политические сферы (domains) — это арены политического действия, в которых бюрократические органы и представители предприятий и работников совместно формируют и осуществляют политические решения". Целью такой разработки политического курса является разработка правил и управленческих механизмов для создания стабильных моделей взаимодействия в нестабильных полях. Также современные государства обычно разрабатывают правовые системы и организуют суды, которые выносят решения и интерпретируют имеющиеся законы и смыслы. Такие правовые поля тоже являются сферами
9 Я не ставлю себе цели предложить теорию государства. Я хочу остановиться на том, как теория полей помогает осмыслить организацию современных государств и рассмотреть связи между рынками как полями и государствами как полями.
10 Эта дискуссия во многом вдохновлена литературой, в рамках политической науки определяющей себя как исторический институционализм [March, Olsen 1989; Hall 1989; Steinmo, Thelen, Longstreth 1992].
11 Я использую слово «сфера» (domain) в крайне абстрактном смысле с включением в него плюралистического, корпоративистского и даже тоталитарного режимов. Я имею в виду общую идею о том, что мощь государства означает отношения, которые организуют людей, управляющих государством, предприятиями и работниками. Но сами эти отношения могут быть иерархическими, волюнтаристскими или демократическими. Они могут быть прописаны в конституции, а могут уходить корнями в предшествующие социальные институты.
78
(domains), содержащими суды и судей, адвокатов и школы права. Правовые системы могут рассматриваться как альтернативные способы участия предприятий-претендентов в политическом действии. Используя законы против доминирующих предприятий, претенденты могут оспаривать права и привилегии доминирующих групп [Shapiro 1980; Stone Sweet 2000].
Построение этих сфер, которое другие исследователи назвали «организующей способностью государства», происходит в условиях системы взаимодействий, регулируемых правилами, которые обычно устанавливаются революционным социальным движением или рядом таких движений, либо навязываются внешними захватчиками (или последовательным появлением подобных сил). После формирования государства в капиталистических обществах политические процессы в обществе выстраиваются вокруг доминирующих групп, формирующих организующую способность государства укреплять своё доминирующее положение, и групп претендентов, пытающихся переориентировать существующие сферы или создающих новые сферы. Цель конфронтации внутри сфер состоит в формировании стабилизирующих правил, которые с большой вероятностью выгодны наиболее могущественным группам.
Построение государства можно определить как развитие сфер взаимодействия, совершаемых между государственными чиновниками, предприятиями и работниками. Сформировавшись, эти сферы отражают относительную силу наёмных работников, капиталистов, политиков и государственных бюрократов, закреплённую в период их формирования в законодательстве и формах регулирования или вмешательства. Сферы часто выстроены вокруг отдельных отраслей (например, банковское регулирование), но также могут затрагивать более общие проблемы, характерные для многих отраслей (например, антимонопольное законодательство или патенты, определяющие права собственности). Способ вмешательства государства в хозяйство определяется отношениями власти, которые сложились в определённых сферах в период их формирования.
1 Гипотеза 11.2. Первоначальное образование политических сфер и создаваемых в них правил, которые влияют на права собственности, структуры управления и правила обмена, определяет развитие новых рынков, производя культурные образцы, влияющие на способы построения любой организации в определённом обще-
79
архитектура рынков
стве. Первоначальная конфигурация институтов и сложившийся на этот момент баланс сил между правительственными чиновниками, капиталистами и наёмными работниками определяет различия между национальными моделями капитализма.
Характер первичных регулирующих институтов имеет огромное значение для последующего капиталистического развития. Они определяют существующее состояние правил и области допустимого. Ведь все новые рынки появляются в условиях уже заданного набора институтов. Это одно из наиболее примечательных свойств институтов: они позволяют действовать только что появившимся акторам. Они не просто поддерживают статус кво, а позволяют предпринимателям начинать своё дело, не изобретая новых способов организации.
Можно заметить, что в период индустриализации спрос на законы или правила, исполнение которых поддаётся контролю, весьма велик. Затем, утвердившись, они становятся стабильными, и спрос на законы уменьшается. Когда появляются новые или трансформируются старые отрасли, новые правила формируются в контексте старых правил. Ф. Доббин полагает, что общества создают «стили регулирования» [Dobbin 1994]. Эти стили укоренены в соответствующих регулирующих органах и закреплены в их уставах. Нередко государство становится причиной рыночных кризисов, однако акторы продолжают использовать существующие законы и практики для разрешения этих кризисов. Это обычные приёмы, используемые для построения аргументов в пользу того, почему и как государство должно напрямую участвовать или быть посредником в спорах между предприятиями и работниками, а также вмешиваться или регулировать рынки. Права собственности, структуры управления, концепции контроля и правила обмена являются институциональными вопросами, для которых современные государства устанавливают правила для хозяйственных акторов. Могут существовать специальные государственные органы, такие как патентные бюро для регистрации прав собственности, нацеленные на создание и поддержание институтов. Тем не менее более распространёнными являются множественные сферы, где институциональные вопросы ставятся самым разным образом.
Хорошим примером являются обширные государственные политические сферы, организованные вокруг проблем сельского хозяйства. В большинстве развитых индустриальных об-
8о
II. Рынки как институты
ществ существуют программы, направленные на решение проблем конкуренции (например, программы ценовой поддержки и субсидирования международной торговли), а также правила обмена (например, стандарты безопасности и стандарты мер и весов). Во многих развитых индустриальных обществах эти меры поддерживаются с точки зрения заботы о правах собственности «семейных» фермеров. В Соединённых Штатах специальное налоговое законодательство облегчает семейным фермерам передачу хозяйств по наследству своим детям.
Гипотеза П.З. Государственные акторы постоянно заняты разрешением того или иного рыночного кризиса. Это происходит в;'• силу того, что рынки всегда находятся в процессе организации '*' или дестабилизации, а предприятия и наёмные работники лоббируют вмешательство государства.
Во времена нормального хода событий изменения на рынках имеют второстепенный характер и зависят от структуры интересов разных акторов в государстве и в связи с последним12. Само по себе наличие стабильных правил порою важнее их содержания. Однако правила всё же всегда выражают в первую очередь интересы господствующих групп, и государственные акторы не меняют намеренно эти правила, пока господствующие группы не окажутся в состоянии кризиса. В силу своей ведущей роли в создании и поддержании рыночных институтов государства находятся в эпицентре кризиса на любом сколько-нибудь значимом рынке. Учитывая определённую долю хаотичности, всегда сопутствующей работе рынков, можно ожидать, что государство постоянно будет занято разрешением той или иной формы рыночного кризиса.
Давление на государство может оказываться с двух сторон: со стороны других государств (а также их предприятий) и со стороны существующих рынков, которые могут быть выстроены локально (в географических пределах данного государства) или глобально (выходя за государственные границы). С ростом степени хозяйственной взаимозависимости между обществами резко увеличилось число межгосударственных соглашений,
12 Я не ставлю здесь своей целью разработать теорию форм государства, но лишь хочу отметить его потенциальное влияние на формирование рынков через возможность создавать правила, регулирующие все формы социальной деятельности в данной географической зоне.
81
архитектура рынков
особенно касающихся правил обмена. Государства обеспечивают предприятиям стабильные и надёжные условия для организации, конкуренции, сотрудничества и обмена. Некоторые предприятия получают особые привилегии, и часто крупным национальным предприятиям отдаётся предпочтение по сравнению с мелкими и иностранными предприятиями. Поддержание этих правил влияет на то, какие концепции контроля способны создать стабильные рынки. За определение содержания законов, их применимости к отдельным предприятиям и рынкам, масштаб и направленность государственного вмешательства в хозяйство идёт непрестанная политическая борьба.