I. Примерная комплексная программа «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников»

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ПОДРОСТКОВО – МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций  Республики Дагестан

 

                                            Махачкала 2018

 

Руководитель проекта: и.о. ректора Дагестанского института развития образования -  Джамалудинов Г.М.

 

Составители рекомендаций:

- зав. кафедрой социогуманитарного образования ДИРО - Пашаев К.И.;

 

  Данные рекомендации разработаны ДИРО для оказания методической помощи педагогам образовательных организаций при проведении профилактической работы с учащимися по противодействию экстремизму и терроризму в рамках реализации  Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы.

 

 

                                               Введение

 

   Деятельность педагогов по профилактике экстремизма, как и любая другая профилактическая работа в образовательной организации, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого необходимо проводить  социологические исследования, практиковать  различные способы опроса участников образовательного процесса с целью выявления существующих проблем и причин,  способствовавших их возникновению.

На следующем  этапе организации профилактической работы необходимо наметить перспективный план проведения различных мероприятий, организации взаимодействия педагогов школы с учащимися и родителями. 

Реализация программ профилактики экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения, а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых особенностей.

В то же время соотношение воспитательных элементов в программах профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся, очевидно, должно различаться. С обретением знаний и опыта значение самостоятельной работы с информацией, личного участия в различных социальных, культурно-просветительских, правоохранительных программах должно возрастать. Для разработки и оценки эффективности профилактических программ необходима совместная работа социальных педагогов, психологов и социологов, учителей-предметников.

Наиболее распространенные формы организации работы по профилактике экстремизма в образовательных организациях:

- разработка содержания специальных курсов, а также учебных модулей рабочих программ различных учебных дисциплин;

- проведение в образовательной организации смотра-конкурса программ и методических разработок по профилактике противоправного поведения детей и подростков;

- проведение недели правовых знаний;

- разработка памятки для родителей учащихся с комментариями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;

- создание в образовательных организациях различных органов ученического самоуправления;

- формирование первичных структур общероссийских и региональных общественных движений военно – патриотической и правоохранительной направленности.

  Деятельность образовательной организации по профилактике экстремизма и терроризма должна быть организована с учетом специфики контингента учащихся, родителей, профессиональной компетенции педагогов.

1) Учащиеся:

- общая воспитательная педагогическая работа с учащимися;

- работа с учащимися «группы риска»;

- работа с учащимися, совершившими противоправные действия.

2) Педагоги:

- подготовка учителей к ведению профилактической работы;

- организационно – методическая деятельность администрации ОО.

3) Работа с родителями:

- информирование и консультирование родителей по данной проблеме;

- индивидуальная работа с семьями.

Добиваясь обеспечения эффективности профилактических мероприятий педагогам необходимо учитывать две группы факторов.

1. Внешние факторы: состояние межгруппового, и межнационального взаимодействия, возникновения и разрешения социальных конфликтов, криминальная обстановка среды в которой взаимодействуют воспитанники и воспитатели;

2. Внутренние факторы: этнический состав, психологическое состояние, уровень развития учащихся, профиль учебного заведения и т. п.

  Педагогическое воздействие  на учащихся должно быть направлено на профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации учащихся, граждан по разным критериям, другие направления воспитательной работы, ориентирующие учащихся на выбор правомерного варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей.

 

Рекомендации по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях:

1.Информирование детей и родителей о деятельности экстремистских

организаций с привлечением компетентных специалистов.

2.Привлечение учащихся к участию во внеурочных, общешкольных мероприятиях различной направленности.

3.Активизация деятельности по профессиональной ориентации  выпускников общеобразовательных школ, организация встреч учащихся с

успешными профессионалами.

4.Привлечение учащихся к эмоционально – насыщенной и содержательной социальной деятельности (к  участию в различных акциях  социальной  помощи и поддержки нуждающихся, волонтерской деятельности).

5.Системное наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся со стороны педагогов, психологов, администрации образовательной организации.

6.Активная пропаганда идей расовой и религиозной терпимости, расширение области межнационального и межконфессионального диалога

(организация клубов интернациональной дружбы, дней национальных культур и т.п.).

 

 

 

 

I. Примерная комплексная программа «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников»

Наименование программных мероприятий Охват уч-ся   Время проведения  Ответственные. за проведение Привлекаются к проведению мероприятий
1. Организационный семинар – совещание «Цели, задачи,  мероприятия программы I. «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников». Обсуждение программы с ответственными за ее выполнение лицами.     январь   Администрация образовательной организации.   Представители муниципальных органов власти, общественности, 
2. Семинар  с участием  ответственных исполнителей программы.  Тема: «Деятельность учителей начальных классов по духовно - нравственному воспитанию учащихся».     январь   Администрация образовательной организации Учителя начальных. классов.  
3. Семинар  с участием ответственных исполнителей программы.Тема: «Деятельность педагогов по духовно - нравственному  воспитанию уч-ся старшихклассов школы».     январь   Администрация образовательной организации Кл. руководители старших классов.  
4. Круглый стол с участием представителей органов власти, правопорядка, родительской общественности, общественных организаций, духовенства и педагогов школы.  Тема: Обсуждение возможных вариантов проведения мероприятий,   включенных в программу «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников».     январь Администрация образовательной организации Представители местных органов власти, правопорядка, родительской общественности, общественных организаций, духовенства, педагогов школы.  
5. Планерки. Индивидуальные встречи и собеседования с ответственными исполнителями мероприятий и специалистами, привлекаемыми к реализации плановыхмероприятий.   Регулярно 1раз в неделю Администрация образовательной организации Исполнители программы и привлекаемые специалисты (по мере необходимости).                     
6. Классные часы, посвященные духовно - нравственному, патриотическому, интернациональному воспитанию уч-ся. 1-4, 5-11 кл.   Еженедельно в соответствии. с графиком. Классные руководители Вожатые школы, родители учащихся
7. Оценочно - диагностическое сопровождение процесса формирования национальной и религиозной терпимости, неприятия идеологии религиозно-политического экстремизма. 4-11 кл.     .   Постоянно по ходу реализации программы Социальный педагог, психолог школы     Классные руководители
8. Круглый стол с участием:  - с участием мальчиков;  - с участием девочек; - с  родителями учащихся. Тема: «О тайном и сокровенном».   9-11 кл. По графику с 14 января по 15 февраля Классные руководители Медицинские работники, представители администрации школы.
10 Цикл внеклассных мероприятий, бесед по профилактике наркомании с участием представителей службы наркоконтроля. Темы   «Наркотики…, как избежать беды»,«Если хочется попробовать?» и т.д. 5-11 кл. По графику в соответствии с возрастными категориями учащихся с 03 февраля по 15 марта    Заместитель директора школы               Представители наркоконтроля, общественных организаций. Классные руководители. .  
11 Организация работы службы доверия. Задай вопросы -  директору школы, психологу, врачу,   имаму мечети 8 – 11 Кл. В течении года Заместитель директора школы                          Психолог, соц. педагог, имам мечети, мед. работники.  
12   Встречи медицинских работников, учителей биологии, психолога с девочками по проблемам профилактики заболеваний и поддержки здоровья. 5-11 кл. Февраль - март. Ответственные исполнители программы               Медицинские работники, учителя биологии. Психолог.  
13 Встречи медработников, психолога, учителей биологии, представителями администрации школы с мальчиками по возрастным группам. 5-11 кл.  Февраль - март   Зам.директора школы Медицинские работники,      учителя биологии.  
14 Вечер вопросов и ответов. «Наша история. Возврат к истокам». 8-11  кл. март Учителя - предметники Краеведы, представители общественных организаций.
15 Цикл открытых уроков  по дисциплинамнационально-регионального компонента учебного плана образовательной организации (Культура и традиции народов Дагестана, история Дагестана, родные языки, дагестанская литература). 5-11 кл. По отд. графику. Зам.директора школы, учителя предметники   Методическая служба образовательной организации.
17 Цикл бесед с  представителями религиозных организаций  5-11 кл По отд. графику Классные руководители   Представители религиозных организаций. Имам мечети. .
18 Беседа с представителями правоохранительных органов. Тема:  «Противодействие терроризму, деятельность по предупреждению террористических актов».   Регулярно 1 раз в месяц по основной теме программы Классные руководители    Представители правоохранительных органов. Учитель ОБЖ  
19 Беседы   с инспектором по делам несовершеннолетних и представителями правоохранительных структур. Темы бесед:«О правовом аспекте нарушений в области морали и нравственности», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Уголовная ответственность за экстремистскую деятельность» и т.д. 5-11 кл. Каждый квартал  (4 раза в год). Классные руководители, учителя - предметники  Инспектор по делам несовершеннолетних  
20 Организация обсуждений художественных произведений, документально-хроникальных материалов по тематике программы. 5-11 кл. Регулярно,  2 раза в месяц Учителя – предметники, работники библиотеки программы  Учитель информатики,.  
21. Выпуск печатных изданий, плакатов с информацией по основной теме программы, организация наглядной агитации с помощью творческих групп учащихся.   Регулярно, в течение года. Заместитель директора школы, классные руководители   Учащиеся старших классов. Инициативная группа учащихся
22. Организация работы дискуссионных клубов. 9 – 11 кл. Ежемесячно Ответственные исполнители программы Представители общественных и религиозных организаций, педагоги.
23. Создание сайта.   Освещение  хода реализации программы, размещение актуальных материалов по основной теме программы.   Февраль Учитель информатики.   Инициативная группа учащихся.
24. Поиск, обработка, накопление, хранение и распространение информации, представляющей познавательную и воспитательную ценность для учащихся. (Работа с источниками информации). 9-11 кл. Регулярно Исполнители программы Инициативная группа учащихся. Представители СМИ.
25. Сбор краеведческих военно – исторических и культурных материалов для организации выставок, экспозиций в школьном музее. 9-11 кл. Регулярно Учителя - предметники Актив школьного музея, краеведческого кружка
26. Организация работы клуба старшеклассников «Юнармия», 6-11 Кл. Март Зам.директора школы, вожатые программы Классные руководители.
27. Конкурс рисунков и плакатов. Тема: «Терроризм и насилие глазами детей», «Я - интернационалист». 5-11 кл.    Апрель - май  Учитель ИЗО Представители общественности, родительского комитета.
28. Конкурс стихов по тематике программы.   5-11 кл.   Апрель    Учителя - предметники Представители общественности.  
29. Конкурс исполнителей песен на языках народов Дагестана.  5-11 кл. Март   Учитель музыки   Педагоги школы искусств.
30. Конкурс исследовательских и творческих проектов по тематике программы.   9-11 кл.  Май   Заместитель директора школы Учителя-предметники  
31. Показ – презентация   национальной одежды народов Дагестана: « Дагестанская национальная одежда». 9-11кл.  Май Учителя ИЗО, технологии Инициативная группа учащихся, вожатые школы.  
32. Организация выставки  « Духовная культуры народов Дагестана»(экспонаты выставки – книги, картины, рукописи известных людей, отзывы, материалы СМИ разных лет и т.д.).   Апреля Зам.директора школы, учитель ИЗО.  Инициативная группа учащихся. Сотрудники библиотеки.
33. Оформление стендов: 1. «Они прославили Дагестан» (общественные деятели, известные ученые, спортсмены республики, района, города, села). 2. «Известные женщины нашего населенного пункта села, республики, России». 3. «Исламские ученые Дагестана». 9-11 кл. 1 полугодие Учитель ИЗО  Учитель информатики, истории. Работники библиотеки. Родители    
34. Вечер памяти сотрудников правоохранительных органов, общественных и государственных деятелей республики погибших от рук террористов.. 9-11 кл.   Февраль Апрель   Классные руководители, вожатые   Представители местной администрации, правоохранительных органов, религиозные деятели.
36. Подготовка цикла телепередач, видеофильмов   на духовно-нравственные темы, их демонстрация по местным телеканалам. 11  кл. Постоянно, по мере накопления необходимой информации.   Зам.директора. Учитель информатики. Религиозные и общественные деятели. Родители. Педагогическая общественность.
37.   Фестиваль народов Дагестана. Праздничное общешкольное мероприятие, приуроченное к празднику  «День единства народов Дагестана». Театрализованное представление. Демонстрация обрядов, обычаев разных народов Дагестана. 9 -11 кл. Сентябрь     Зам. директора школы, вожатые     Представители местной администрации, общественности, педагоги школы..  
38.  Организация встреч: - со старожилами города, села, района; - с работниками военного комиссариата.   9-11 кл Февраль Сентябрь. Учитель истории и ОБЖ    Представители местной администрации, общественности, военкомата.
39. Организация экскурсий к памятным местам, ознакомление с памятниками истории, культуры народов Дагестана (Дербент, Ахульго, Гуниб…). 5 - 11 кл. Сентябрь Ноябрь   Ответственные исполнители программы Родительский комитет школы.
40. Конкурс девушек «Я –дагестанка». 9-11 кл. Декабрь Классные руководители, вожатые Представители отдела культуры МО. Педагоги. Работники УДО. Муз. работники.
41. Конкурс юношей «Я, горец – дагестанец». 9-11 кл. Декабрь Классные руководители, вожатые Учителя – предметники. Представители спортивной школы, Дома детского творчества.
42. Выступление самодеятельных художественных коллективов: «Традиции и современность».   Декабрь Зам.директора школы, учитель музыки Педагоги школы искусств, учитель музыки, творческая группа учащихся.
  Подведение итогов. Заключительный круглый стол с участием исполнителей программы, ответственных лиц, представителей общественности. Оценка проведенных мероприятий.     Декабрь Администрация образовательной организации. Представители местной администрации, общественных организаций, педагоги школы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: