Пояснительная записка
Для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом.
Курс "Общие основы противодействия терроризму" предназначен для школьников 10-11 классов. Целью курса является формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда теоретических, практических и воспитательных задач.
К теоретическим задачам относятся:
|
|
- формирование коммуникативной, информационной компетентности учащихся, уважительного отношения к культурным ценностям народов России;
- формирование представлений о существующих и возможных угрозах национальной безопасности России;
- формирование представления о конституционных правах и обязанностей граждан, правовых основах обеспечения безопасности России (социально-правовая компетентность);
- формирование представления о нормативно-правовой базе противодействия терроризму (социально-правовая компетентность).
К практическим задачам курса можно отнести:
- умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире (информационная компетентность);
- повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности (социально-психологическая компетентность).
Воспитательные задачи связаны с формированием социально-личностных компетенций, гражданской идентичности и социальной активности учащихся, адекватного восприятия существующей в обществе мультикультурности, готовности к взаимодействию в поликультурной и инокультурной среде.
При организации учебного процесса предполагается задействовать интерактивные формы и методы обучения: коммуникативно-диалоговые (дискуссия), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (урок-исследование, разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и инфокаммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции). Итоговая форма контроля – конференция (круглый стол).
|
|
Тематический план
№ п/п | Темы курса | Всего | Лекционные занятия | Практические занятия |
1. | Цели, задачи и основные понятия курса "Общие основы противодействия терроризму". Обзор информационных ресурсов по проблематике курса | 2 | 2 | |
2. | Терроризм как глобальная проблема современности | 2 | 2 | |
3. | Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России | 4 | 2 | 2 |
4. | Основы антитеррористической политики российского государства | 2 | 2 | |
5. | Роль информационной среды в противодействии терроризму | 4 | 2 | 2 |
6. | Безопасность личности в условиях террористической угрозы | 6 | 2 | 4 |
7. | Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 24 | 14 | 10 |
Содержание курса
1. Цели, задачи и основные понятия курса "Общие основы противодействия терроризму". Обзор информационных ресурсов по проблематике курса
Курс "Общие основы противодействия терроризму", его основное содержание, цели и задачи. Основные понятия курса.
Обзор информационных ресурсов по проблематике курса. Печатные ресурсы: 1) нормативные документы; 2) монографии, статьи, публицистика. Электронные ресурсы: основные Интернет-ресурсы по проблематике курса, их типология, направленность и практическая значимость.
2. Терроризм как глобальная проблема современности
Терроризм как особый тип войны в XXI веке. Причины возникновения терроризма: политические, социально-экономические, духовные. Виды терроризма: революционный, политический, националистический, религиозный, информационный. Цели террористической деятельности. Последствия террористической деятельности.
Особенности современного терроризма. Глобализация террористических угроз. Современные террористические организации, их идеология, источники финансирования.
3. Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России
Экстремизм как угроза национальной безопасности и целостности Российской Федерации. Виды экстремизма: националистический, политический, религиозный, экологический, экономический. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.
Политические, экономические, социальные, культурно-цивилизационные и идеологические причины возрастания террористических угроз.
Северный Кавказ как сфера интересов международного терроризма. Террористическое подполье на Северном Кавказе и его идеология.
4. Основы антитеррористической политики российского государства
Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии. Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с терроризмом в России.
Органы государства, осуществляющие противодействие терроризму, их компетенции, задачи и функции. Национальный антитеррористический комитет. Роль гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.
Государственная идеология противодействия терроризму. Формы и методы противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, создание антитеррористической идеологии.
5. Роль информационной среды в противодействии терроризму
|
|
Глобальная информационная среда и ее роль в противодействии терроризму. Новые информационные технологии в противодействии терроризму. Роль средств массовой информации в формировании негативного образа террориста и негативного отношения общества к феномену терроризма. Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму, их воздействие на общественное мнение.
6. Безопасность личности в условиях террористической угрозы
Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера. Культура безопасности жизнедеятельности. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Реагирование на террористические атаки с применением химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Способы противостояния стрессовым факторам.
7. Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму
Межнациональное общение и культура межнационального общения. Межнациональные отношения в современной России: проблемы и перспективы.
Культура межнационального общения как условие обеспечения межэтнического согласия и диалога в Российской Федерации. Формирование культуры межнационального общения в молодежной среде как фактор выработки антиэкстремистских и антитеррористических установок сознания и поведения.
III. «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рекомендации по достижению учащимися результатов раздела «Выпускник получит возможность научиться» примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Результат | Проблемы достижения |
Выпускник получит возможность научиться: - анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; - анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; - предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; - характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; - классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности гражданина РФ, защищающих права ребенка; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; - классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; - использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; - усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; - творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. | - недостаточный уровень применения теоретических знаний для безопасного поведения и организации жизнедеятельности на практике и в реальной жизни; - недостаточная мотивация к обучению, низкий уровень понимания практической значимости изучения отдельных тем и предмета в целом; - затруднения в оценке потенциально опасных бытовых и других жизненных ситуаций, неумение оценивать степень опасности и определять свое поведение и поступки в конкретной ситуации; - неумение пользоваться алгоритмом безопасного поведения с учетом своих возможностей; - низкий уровень внимания к своему здоровью и здоровью окружающих, нежелание применять изученные знания по здоровому образу жизни на практике; - неумение выявлять влияние и роль человеческого фактора в опасных ситуациях; - неумение прогнозировать, анализировать, находить причинно-следственные связи; - несформированность навыков профессионального амоопределения; - недостаточная материальная база для организации практических занятий по предмету. |
|
|
Пути решения проблем:
1. Практиковать применение интерактивных методов обучения.
2. Активно применять современные образовательные технологии
(критического мышления, проблемного обучения и т. п.).
3.При отборе содержания урока по ОБЖ необходимо подбирать учебный материал, способный вызвать интерес у учащихся и обеспечить дальнейшую мотивацию к восприятию учебной информации.
4. В процессе формирования новых знаний у учащихся следует активно использовать региональный компонент – информацию краеведческого характера, приводить понятные, известные учащимися сведения, примеры.
5. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность учащихся по работе с различными источниками информации (содержание курса и методические указания позволяет учителю использовать в этих целях дополнительную литературу, словари, справочники, различный раздаточный материал).
6. Необходимо знакомить обучающихся с нормативно-рекомендательными документами, которые дают четкое представление о действиях, применяемых для оказания первой помощи пострадавшим, о правах и обязанностях лиц, оказывающих помощь.
7. Необходимо обучить учащихся умению мобилизовать свои силы и умения для принятия правильных оперативных решений в неблагоприятной ситуации.
8. В целях обеспечения эффективности учебного процесса следует активно использовать на занятиях ИКТ, создавать собственный архив электронных учебных материалов.
9. Важно обновлять, пополнять материальную базу кабинета ОБЖ необходимым учебным оборудованием для отработки у учащихся практических навыков деятельности в различных ситуациях.
11. Особое внимание следует уделить ознакомлению учащихся с мерами, действиями по профилактике и предотвращению террористической угрозы, опасной ситуации,.