Содержание и особенности социально-педагогической работы с ребенком, воспитывающимся в неполной семье

Приведенный выше анализ основных проблем и особенностей воспитания детей в неполных семьях показывает, что такие семьи нуждаются в помощи со стороны специалистов. Помощь не может и не должна ограничиваться только материальной поддержкой. Семья данной категории нуждается в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, социумом в целом.

Основной целью работы социального педагога с неполной семьей является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его развития и самореализации. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:

- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка;

- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

- формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.

Социально-педагогическая работа с неполной семьей предполагает консультационную и реабилитационную деятельность социальных и социально-педагогических служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений.

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. В процессе реализации помощи специалист, осуществляющий социально-педагогическую работу с семьей, использует долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

При кризисинтервентной модели социальной работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

    Проблемно-ориентированная модель социально-педагогической  работы направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей. В рамках этой модели специалисты  концентрируют усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать.

Социальная работа с неполной семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями. В зависимости от характера социальной помощи определяется ее содержание, методы и средства практической помощи. Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений. Очевидно, что в каждой конкретной ситуации неполная семья нуждается в различных видах помощи с тем, чтобы, по крайней, частично компенсировать влияние негативных факторов на развитие ребенка.

Выделяют следующие направления социально-педагогической работы с неполной семьей:

1. Предоставление педагогических услуг, куда входит:

- помощь в защите интересов детей;

- консультативная помощь родителю и детям;

 - организация обучения родителя методам и приемам взаимодействия с детьми, методам воспитания;

2. Предоставление психологических услуг, куда входит: психодиагностика, семейное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое); коррекция отношений и поведения; профилактика конфликтных ситуаций в семье;

3. Создание групп поддержки и организации взаимодействия родителей из неполных семей: свободный обмен мнениями по поводу проблем, вызывающих у них особое беспокойство, взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

4. Оказание помощи в организации семейного досуга, координации связей семьи с различными ведомствами и социальными службами.

5. Обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Таким образом, социальная работа с неполными семьями представляет собой целостную систему. Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Социальная работа ориентирована не только на решение проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: