Тактика взаимодействия педагога с неполной семьей

Воспитание детей в неполных семьях осуществляется в более трудных условиях. Неполные семьи требуют значительного внимания педагогов. Рассмотрим особенности взаимодействия педагога социального с неполной материнской семьей, возникшей вследствие развода.

Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.

1) Неполная семья, где мать не уделяет ребенку должного внимания, перекладывая заботу о его воспитании на учреждение образования.

Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребенка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребенком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о методах и средствах домашнего воспитания. Обычно ребенок из такой семьи плохо ухожен, неопрятно одет, хотя у него могут быть дорогостоящие вещи. Такие дети требуют внимания и поддержки со стороны педагогов. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребенка, его развитии в целом – это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом внимания педагога должна стать мать. Необходимо помочь ей осознать, что ребенок травмирован разводом, семейными проблемами, нуждается в любви и ласке. В этой ситуации педагог выступает как посредник, помогая матери понять собственного ребенка, переживающего послеразводный кризис. Задача педагога – изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребенка, пробудить у неё желание и стремление помочь ему.

2) По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это делать, эффективным может стать следующая тактика педагога:

- демонстрировать свою поддержку одинокой матери в её стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

- замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;

- быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.

3) Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, её одиночество – незначительные факты её биографии, нуждается в ином подходе. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у её ребенка? Надо ли все время подчеркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе необязателен? Лучше вести с ребенком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть. Разрушая образ отца в глазах ребенка, мать подрывает и свой авторитет.

4) Серьезная проблема, в решение которой бывают втянуты педагоги – это категорическое нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. В таком же положении оказываются бабушки и дедушки со стороны отца. Смысл работы, которую социальный педагог, педагог-психолог проводит с разведенными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка. Изменить позицию – это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребенка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее.

Основными направлениями социально-педагогической работы с неполными семьями должны быть: поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; юридическая помощь и советы, с тем, чтобы предотвратить все формы эксплуатации (насилие, правонарушения), как физические, так и психологические. Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на неполные семьи, является воспитание родительских чувств и обязанностей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: