Положительные изменения в поведении

Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя в них. Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм.

В подростковый период у такого ребенка могут наблюдаться различные негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей.

Как уже было отмечено, период адаптации в разных семьях проходит по-разному, его особенности зависят от многих причин, связанных как с членами приемной семьи, так и характером и поведением самого приемного ребенка. Специалистам при работе с семьей и ребенком в этот период необходимо учитывать все эти причины.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей и семей в период интеграции ребенка в замещающую семью

Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье можно сказать, что под сопровождением, понимаются психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем преодоления кризисов процесса интеграции приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (специалистов по работе с семьей), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждение их возникновения.

  Заключение

Кризисы, возникающие в жизни замещающей семьи неизбежны и, как правило, связаны с периодом интеграции ребенка в семью. В связи с этим необходимо постоянное сопровождение замещающей семьи специалистами на этом этапе. Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, понимается психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.

 

  Список литературы

1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.

2. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги.- СПб:Речь,2007.

3. Захарова ж.А. Программа подготовки замещающих родителей/ Под ред. В.М. Басовой. – Кострома: Авантитул, 2006.

4. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье.- М., 2002.

5. Ослон В.Н. жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. –М.:Генезис, 2006.

6. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи// Дефектология. – 2006. - № 1. – с. 30-35.

7. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. – с. 39-53.

8. Ребенок пришел в семью. (Библиотечка «Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям») Выпуск 1.- г. Рыбинск, 2007.

9. Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей-социальных сирот в системе патронатного воспитания: Авторефер. Дисс.канд. псих. Наук. – М., 2004.

10. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология /Н.А. Хрусталькова //Инновации в образовании. – 2006. - №6. – С.81-100.

11. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. (Серия «Психологический практикум»).

12. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005.

13. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред.проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

14. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие для студентов вузов/Т.И.Шульга. – М.: «Дрофа», 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: