Подготовка специалистов медицинских организаций к работе в условиях СПЭР является важнейшим компонентом системы реагирования на ЧС эпидемиологического характера.
Для успешного решения задач подготовки персонала целесообразно использовать системный подход обучения, включающий следующие этапы:
- раздельную подготовку специалистов медицинского профиля различных уровней (врачебного, среднего и младшего звеньев);
- подготовку студентов средних и высших медицинских учебных заведений;
- работу с сотрудниками сторонних организаций, не входящих в структуру МО, но выполняющих работу в учреждении на договорных условиях (клининговые службы, служба охраны, пищеблок и др.);
- обучение врачей-специалистов на научно-практических мероприятиях (конференции, семинары, вебинары и др.);
- отработку теоретических знаний и практических навыков на учебно-тренировочных мероприятиях (регулярные тренажи по порядку действий персонала МО в случае выявления больного с ООИ или его переводе из другой МО, учения на конкретных моделях ЧС эпидемиологического характера и др.).
|
|
На первом этапе необходимо проведение раздельного обучения медицинского персонала для четкой отработки алгоритма индивидуальных и коллективных действий.
После проведения установочного занятия в рамках общебольничной конференции (совещания руководителей структурных подразделений) целесообразно приступить к выполнению целенаправленной работы с каждой группой медицинских работников. Детальная проработка мероприятий осуществляется по трем направлениям:
- занятия с частью группы медицинских работников учреждения, которая в данный день не выполняет свои функциональные обязанности, в другие дни – с оставшимися группами медработников, которые не имели возможности присутствовать на первых занятиях; моделирование конкретных действий (например, исследование объективного статуса больного в СИЗ; забор крови в СИЗ);
- самостоятельная подготовка персонала по методическим материалам в пределах структурных подразделений;
- принятие зачета.
Обучение сотрудников сторонних (аутсорсинговых) организаций, не входящих в структуру медицинской организации, но выполняющих определенный объем работы в МО на договорных условиях (клининговые службы, служба охраны, пищеблок и др.), представляет определенные затруднения ввиду иного профиля работы и иной формы подчинения. Не имея опыта работы в ЧС эпидемиологического характера, эти группы работников способны существенно увеличить риск распространения возбудителей ООИ как внутри подразделений МО, так и за их пределами.
|
|
Обучение этой группы производится по следующим темам:
- порядок работы в эпидемическом очаге;
- порядок работы при нахождении за пределами эпидемического очага;
- порядок использования СИЗ, отработка навыков надевания и снятия СИЗ, выполнение обязанностей в СИЗ;
- обеспечение пропускного режима на территорию МО и в ее подразделения, переведенные на СПЭР (для сотрудников охраны);
- места выставления постов охраны (план-схема);
- обеспечение режима питания (для сотрудников организаций, обеспечивающих режим питания учреждения, структурного подразделения).
Дополнительно должны быть разработаны методические материалы в виде памяток и инструкций для этих групп сотрудников.
В процессе обучения персонала МО сотрудники, ответственные за обучение, наряду с методическими материалами должны использовать мультимедийные презентации. Во время практических занятий с использованием презентации по порядку одевания и снятия противочумных костюмов разных типов эффективна одновременная демонстрация волонтёром из числа обучаемых последовательности действий при снятии/надевании СИЗ. Такая форма обучения позволяет предупредить появление ошибок и детально проработать данный учебно-методический материал.
Перечень тематических презентаций, которые необходимо использовать в обучении медицинских работников:
- порядок надевания и снятия СИЗ разных типов и применения (одноразовые, многоразовые);
- порядок отбора проб биоматериала от пациента, подозрительного на ОИЗ (по различным нозологиям) и его транспортировка в лабораторию;
- алгоритм действий дежурного врача (дежурной смены персонала МО) при выявлении пациента, подозрительного на ОИЗ;
- перевод МО на работу в условиях СПЭР;
- алгоритм работы врача (медицинской сестры, санитарки) с пациентом, подозрительным на ОИЗ.
Кроме этого, при подготовке персонала МО к работе в условиях ОИЗ необходимо широко использовать современные обучающие системы, вебинары и телемедицинские консультации.