Организация и проведение дезинфекции и стерилизации

15.1. В МО должно быть обеспечено проведение профилактической дезинфекции (в отсутствие источника инфекции), текущей (в присутствии больного) и заключительной (после удаления источника инфекции) очаговой дезинфекции с использованием дезинфекционных средств, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке в режимах, обеспечивающих эффективное обеззараживание в отношении конкретных инфекционных заболеваний. Наименования дезинфекционных препаратов, серия выпуска, срок годности регистрируется в журнале. При организации дезинфекционных обработок необходимо предусмотреть численность и распределение нештатных дезинфекционных бригад на наиболее ответственных местах работы (приемное отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии, отделения, общебольничные нештатные дезинфекционные бригады). Это позволит более эффективно бороться с ОИЗ и предупреждать перекрестную инфекцию внутри стационара.

15.2. Контроль дезинфицирующих средств на процентное содержание активного вещества проводится при поступлении на склад МО и с установленной периодичностью.

15.3. При работе с инфекционными больными в отделении должно быть достаточное количество дезинфицирующих растворов и их неприкосновенный запас на случай аварии. Емкости с дезинфицирующими растворами маркируют. Дезинфицирующие растворы в специально оборудованном помещении готовит дезинфектор или техник, качество их приготовления контролирует старшая медсестра. Ответственность за организацию и правильное осуществление дезинфекционных мероприятий возлагается на заведующего отделением.

Запрещается совместное использование в одном подразделении перекисьсодержащих и хлорсодержащих дезинфицирующих растворов для целей дезинфекционной обработки помещений, оборудования, материалов, инженерных систем обеспечения биологической безопасности.

15.4. В отделении должен храниться не менее чем недельный запас дезинфицирующих средств с учетом сроков их использования. В МО не менее, чем месячный запас дезсредств.

15.5. Емкости с дезинфицирующими растворами маркируются в установленном порядке.

15.6. К дезинсектантам предъявляются те же требования, что и к дезинфицирующим средствам (7.1 – 7.4).

15.7. Ответственным за проведение обеззараживания инфицированного материала является руководитель структурного подразделения. При наличии подразделения для централизованного обеззараживания материала ответственным за проведение обеззараживания является его руководитель.

15.8. Автоклавирование проводит персонал, имеющий документ об окончании специальных курсов.

15.9. В «заразной» зоне поддерживается чистота, в помещениях не должны находиться материалы, не имеющие отношения к работе, а также неисправное медицинское оборудование.

15.10. В помещениях МО в присутствии источника инфекции ежедневно проводится текущая очаговая дезинфекция, после освобождения помещений – заключительная очаговая дезинфекция.

Текущая дезинфекция заключается во влажной уборке помещений, использованного оборудования с применением химических средств обеззараживания или в отдельных случаях аэрозольного метода дезинфекции.

Текущая дезинфекция проводится в следующих случаях:

- 2 раза ежедневно дезинфицируются рабочие поверхности в помещениях «заразной» зоны, а также пол, мебель, радиаторы, подоконники особое внимание должно быть уделено «контактным поверхностям» (выключателям, ручкам, кнопкам, барашкам кранов);

- еженедельно в помещениях «заразной» зоны проводится генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств путем протирания поверхностей мебели, приборов, оборудования, а также стен на высоту до 2 м. Допускается использование аэрозольного метода дезинфекции. В палатах уборку проводят в отсутствии больных. Особенно тщательно проводят ежедневную и еженедельную уборку в кабинетах, где выполняются парентеральные вмешательства;

- по завершении генеральной уборки и заключительной (очаговой) дезинфекции оформляется акт о ее проведении или делается отметка в соответствующем журнале.

При текущей дезинфекции особое внимание следует уделить всем поверхностям, с которыми контактировал инфицированный пациент, дверные ручки, стул, стол и др. Для обеззараживания нового объекта следует использовать чистую одноразовую салфетку, пропитанную дезинфекционным раствором. Уборку проводят в защитной одежде. После влажной уборки проводят обеззараживание воздуха и поверхностей бактерицидными лампами в соответствии с нормативными документами.

Текущую дезинфекцию проводит младший медицинский персонал под контролем врача или медицинской сестры в течение всего времени пребывания больного.

15.11. В боксе, палате после выписки (смерти) или перемещения пациента проводится заключительная дезинфекция поверхностей, мебели, оборудования, предметов ухода, постельные принадлежности сдаются в дезинфекционную камеру. Заключительную дезинфекцию проводит персонал МО (отделения). По завершении заключительной дезинфекции оформляется акта о ее проведении или делается отметка в журнале.

15.12. Стеклянные поверхности бактерицидных ламп и облучателей в выключенном состоянии протираются ветошью, смоченной 70% раствором этилового спирта, не реже 1 раза в неделю.

15.13. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован отдельно для «чистой» и «заразной» зон. Перенос его из зоны в зону не допускается.

15.14. Промаркированный уборочный инвентарь (емкость, ветошь, мочалка, ведра и др.) для «заразной» зоны дезинфицируют отдельно.

15.15. Холодильники периодически (не реже 1 раз в месяц) очищаются от наледи с одновременным проведением их дезинфекции если иное не указано в руководстве по эксплуатации.

15.16. В случае отсутствия локальных сооружений по обеззараживанию сточных вод МО обеззараживание выделений проводят в туалете в подкладных суднах, ночных горшках или в специально приспособленных для этого емкостях (баки, ведра и т.п.). После обеззараживания и удаления выделений посуду дезинфицируют в специальных промаркированных баках с плотно закрывающимися крышками и моют. В этих отделениях туалеты закрывают на замок.

15.17. Посуда для использованных и чистых квачей должна быть раздельной с соответствующей маркировкой. Использованные квачи обеззараживают в растворе дезинфицирующих средств. Дезинфицирующий раствор меняют после каждого обеззараживания.

15.18. Предметы ухода за больными обеззараживают после каждого использования.

15.19. Грязное белье больных в детских отделениях по мере загрязнения ежедневно собирают в палате (боксе) в баки с педальным устройством или ведра с крышками с вложенными вовнутрь клеенчатыми мешками. В этих же мешках белье доставляют в специальную комнату для разборки.

15.20. В отделениях для взрослых грязное белье больных собирают в палате (боксе) в клеенчатые или хлопчатобумажные мешки, переносят их в специальную комнату с вытяжной вентиляцией, где хранят до проведения дезинфекционной обработки.

15.21. Разборку грязного белья производит санитарка в специально выделенной для этого защитной одежде.

15.22. Стирка белья и многоразовой одежды персонала должна проводиться централизованно в специализированной прачечной с предварительной дезинфекцией с оформлением акта дезинфекционной обработки или делается отметка в журнале.

15.23. После отправки белья в прачечную проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов.

15.24. Белье, загрязненное выделениями, немедленно обеззараживают в отделении в отдельных емкостях, после чего во влажном виде в клеенчатых мешках его отправляют в прачечную больницы, где стирают в специально отведенное для каждого отделения время.

15.25. Транспортировку грязного и чистого белья осуществляют раздельно. Специально выделенный автотранспорт, на котором перевозили грязное белье из отделений, обеззараживает дезинфектор МО или дежурная санитарка, о чем делается соответствующая запись в сопроводительных документах и журнале учета.

15.26. Тапочки после выписки больного обеззараживают в дезинфекционных камерах по режимам, предусмотренным при микроспории, трихофитии, эпидермофитии и фавусе.

15.27. Для каждого больного выделяют индивидуальные одноразовые предметы ухода.

15.28 Игрушки в МО, предназначенных для лечения детей, ежедневно обеззараживает санитарка в специально выделенных маркированных тазах методом кипячения или погружения в один из дезрастворов.

15.29. Игрушки в детских отделениях допускают только новые и легко моющиеся: резиновые, пластмассовые и деревянные. Игрушки не должны переходить от одного ребенка к другому без предварительного обеззараживания. Игрушки из отделений родителям не возвращаются, о чем последних предупреждают заранее.

15.30. Медицинские отходы, в том числе биологические выделения пациентов (мокрота, моча, кал и др.), обеззараживаются и удаляются из стационара в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами, относящимися к отходам класса В с оформлением акта дезинфекционной обработки или делается отметка в журнале учета.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: