Структура курсовой работы

Структура курсовой работы включает: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения (в случае необходимости).

Введение должно содержать следующие элементы:

· актуальность (значимость) темы. Авторская оценка научной, практической, методической значимости, целесообразности разработки заявленной темы, проблематики, исходя из современных тенденций развития;

· объект и предмет исследования. Объект – это процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения (то есть, объект – это то, что изучается). Предмет – это то, что находится в границах объекта (то есть, предмет – это то, в каком аспекте, каким образом изучается избранный объект).

· цель и задачи исследования. Формулировка цели исследования соответствует заглавию курсовой работы с добавлением маркеров «анализ», «описание», «характеристика». Цель конкретизируется в задачах исследования, перечень которых отражает структуру курсовой работы. Заглавия глав, параграфов и составляют формулировки задач исследования.

· степень изученности / разработанности темы. Анализ различных подходов к изучению данной темы с указанием научных школ, авторских коллективов, отдельных авторов со ссылками на публикации, включенными в список использованной литературы. Логика анализа источников: от обобщающих работ, посвященных заявленной теме, – к публикациям, освещающим отдельные аспекты, фрагменты проблемы.

· методы исследования

«Метод – (греч. methodos, исследование) – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще – прием, способ или образ действия…» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред.
Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 440).

В Философском энциклопедическом словаре метод характеризуется как путь познания, как совокупность операций.

«Метод в своем общем значении есть путь, система способов и приемов, применяемая человеком для достижения определенных целей» (Лордкинанидзе, Д. О. Дидактика / Д. О. Лордкипанидзе. – Тбилиси, 1985. – С. 201).

Познавательная деятельность человека совершается на чувственном и абстрактно-логическом уровнях. Чувственный уровень познания осуществляется на основе включения в процесс чувственной сферы личности, то есть органов чувств, что обычно связано с познанием внешних признаков предметов и явлений.

Абстрактно-логический уровень познания осуществляется на основе умозаключения, что позволяет проникнуть в сущность предметов и явлений, а результаты познания выражаются в понятиях, принципах, теориях, законах.

Этим двум уровням познания соответствуют две группы методов познавательной деятельности:

– чувственному уровню соответствуют эмпирические методы;

– абстрактно-логическому – теоретические методы познава-

 тельной деятельности.

 

 ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Понятие «эмпирическое» в переводе с греческого языка означает познание опытным путем, т.е. познание внешнего средствами чувственного восприятия.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседа, сравнение, опрос, измерение.

 

       НАБЛЮДЕНИЕ

 

Наблюдение, как познание на чувственном уровне, носит субъективный характер, но отражает объективную реальность. Наблюдение бывает сплошным и выборочным. Сплошное наблюдение включает фиксацию всех фактов, связанных с данным процессом. Выборочное наблюдение отражает изучение отдельных вопросов. Наблюдение может быть «изнутри» и «со стороны». Первое характеризуется тем, что наблюдатель находится внутри конкретного художественно-праздничного комплекса (праздника, обряда, свадьбы, посвящения и т.д.), второе – наблюдатель не участвует в действовании, а пассивно за ним наблюдает.

           

Наблюдению предъявляются следующие требования:

– точное определение цели наблюдения;

– тщательный отбор объектов наблюдения;

– разработка подробного плана наблюдения;

– фиксация результатов наблюдения.

Наблюдение позволяет классифицировать факты, связи, отношения на основе заранее выбранных критериев. Но следует учитывать, что метод наблюдения имеет ограниченные возможности:

– наблюдение не позволяет проникнуть в сущность процессов и явлений;

– при наблюдении трудно отделить случайное от существенного;

– факты, приобретенные в процессе наблюдения, в определенной степени субъективны.

Для преодоления ограничений, содержащихся в методе наблюдения, он применяется в совокупности с другими методами.

 

 БЕСЕДА КАК ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

 

Беседа позволяет исследователю установить живой контакт с определенной изучаемой группой, выяснить ее позицию по тем или иным вопросам. Но для этого необходимо придерживаться известных правил, к которым можно отнести:

– установление доверительных отношений;

– определение цели беседы;

– тщательная разработка плана беседы;

– продуманное ограничение круга вопросов;

– корректная постановка вопросов.

Ценность беседы состоит в том, что она позволяет проникнуть в сущность явлений и процессов.

 

 СРАВНЕНИЕ

 

Сравнение как метод используется при сопоставлении фактов, явлений или количественных показателей.

Сущность сравнения заключается в установлении сходства и различия при изучении фактов, условий, средств, факторов.

Нередко сравнение сочетается с аналогией. Отличительная особенность аналогии состоит в том, что она связана с переносом свойств с одного явления на другое. При сравнении же устанавливается лишь сходство или различие между явлениями, их признаками, устанавливаются тенденции их развития.

Применение метода сравнения требует придерживаться соответствующих правил:

– сравниваемые признаки должны принадлежать к одному классу или соотноситься с такими же признаками разных классов;

– в сравнении используются только сравнимые величины.

 

 ОПРОС

 

Опрос как метод проводится с помощью открытых и закрытых анкет, которые могут быть анонимными или персонифицированными. Наиболее сложной частью является составление самого опросника. Иногда опрос применяется для сбора первичной информации.

 

 КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

 

Контент-анализ – метод, который используется как дополнительный к перечисленным методам сбора информации. Это может быть контент-анализ сценарных разработок, из которых добывается информация по какой-либо выборке (напр., характер приемов и форм активизации зрителя, тип театрализации).

 

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

 

Особенностью теоретического знания является его обобщенность, абстрактность, системность. Теоретические знания в большей мере связаны с философскими идеями и категориями, нежели с практикой.

Теоретические знания отражают сущность процессов, глубинные изменения, происходящие в них.

К обобщенно-теоретическим методам познания в науке относят:

– восхождение от абстрактного к конкретному;

– анализ и синтез;

– индукцию и дедукцию;

– структурный подход;

– моделирование;

– историко-логический метод;

– эксперимент.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: