Историко-логический метод

 

Стержнем исторического подхода как теоретического метода, является логическое восхождение от абстрактного к конкретному. Исторический подход связан с ретроспективным подходом, т.е. реконструкцией, восстановлением исторических условий развития конкретного (праздничного) явления, т.к. без осмысления истории становления этого явления невозможно понять и осмыслить его сущность.

Близок историческому диахронный метод.

«Диахрония – (от греч. dia – через, сквозь и chronos – время) – историческое развитие тех или иных явлений и систем в целом. Термин получил распространение в семиотике и общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям» (Советский энциклопедический словарь / Науч. ред. Совет: А. М. Прохоров (предс.) и др. – М., 1981. – С. 392).

В целом диахронный метод синонимичен, тождественен историческому. В практике сложилось, что оперирование большими историческими промежутками, вплоть до эпохи палеолита, предполагает использование диахронного метода; те же исследования, которые опираются на данные, близкие современности, используют метод короткой исторической ретроспекции.

 

 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

«Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий» (Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. Ф. Н. Петрова. – М., 1997. – С. 797).

Эксперимент – надежный способ получения достоверных данных. Эффективное его использование в научном исследовании зависит от подготовленности исследователя, умения организовать работу, знания структуры, функции, принципов и условий проведения эксперимента.

Различают два вида эксперимента: натуральный (полевой, лабораторный) и мысленный (модельный).

       В любом эксперименте можно выделить три этапа:

1) организационно-прогностический;

2) содержательно-процессуальный;

3) аналитико-корректирующий.

Организационно-прогностический этап реализуется через следующие операции:

– определение темы и цели исследования;

– выбор предмета экспериментальной работы;

– планирование проведения экспериментальной работы;

– определение этапов хода эксперимента;

– определение критериев эксперимента.

Содержательно-процессуальный этап включает в себя:

– отбор содержания эксперимента;

– проведение самого эксперимента;

– стимулирование участников;

– сбор информации о ходе эксперимента.

Аналитико-корректирующий этап связан:

– с анализом полученных данных;

– со сверкой полученных материалов с целью, задачами и гипотезой;

– с коррекцией эксперимента, если есть отклонения;

– с обработкой материалов.

Эксперимент – трудоемкий, сложный метод исследования. Используется несколько видов экспериментов:

а) констатирующий позволяет выяснить реальное состояние явления или процесса. Его задачей является определение исходных основ организации и поведения базового эксперимента.

б) преобразующий (созидательный) имеет целью проверку гипотезы, позволяет выяснить новые связи, отношения, свойства, принципы, закономерности, пути совершенствования процесса;

в) проверочный (контрольный) имеет целью перепроверку полученных результатов на достоверность, уточнение ранее сформулированных теоретических выводов.

 

· характеристика структуры работы. Краткое описание наполнения, проблематики различных разделов текста: каждой главы (с указанием их названий), заключения, списка литературы (с указанием количества библиографических записей), приложений (с указанием их общего количества, характера и формы).

Хотя введение открывает работу, писать его следует после завершения написания основного текста, потому что именно к этому времени автору обычно становится ясно, что именно он хотел сказать.

Основная часть. Курсовая работа подразделяется на логически связанные между собой разделы (обычно именуемые «главами» и «параграфами»). Каждая глава освещает самостоятельный вопрос поставленной проблемы, а параграф – отдельную часть вопроса. При этом формулировка их названия не может повторять общую тему работы. Перечень и последовательность глав (параграфов) должна соответствовать логике раскрытия темы («от общего – к частному»).

Количество глав, параграфов определяется по согласованию с научным руководителем. При этом учитываются специфика изучаемой проблемы, объем материала. Не исключено, что количество параграфов в разных главах может быть различным (но не менее двух); различным может быть и объем структурных разделов, однако следует стремиться к их равнозначности.

Излагать материал необходимо аргументировано, стилистически грамотно, четко, сжато, простым и ясным языком. Весь собранный эмпирический материал следует обобщить, иначе мысли и рассуждения автора могут потонуть в обилии фактографического материала. Особое внимание следует обратить на наличие выводов. Каждую главу следует завершать выводами, которые вытекают из текста и являются переходом к изложению материала в следующем разделе курсовой работы. Это обеспечивает единство всей работы и преемственность ее структурных частей.

Заключение подводит итог работы. В него включаются наиболее важные выводы в соответствии с поставленными задачами. В заключении могут быть намечены перспективы дальнейшего изучения, научной разработки исследованной в курсовой работе проблемы.

Список использованной литературы является обязательным элементом курсовой работы. Библиографические описания располагаются в алфавитном порядке авторов и заглавий и составляют в соответствии с действующими ГОСТами: ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ Р 7.0.12-2011 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила; ГОСТ 7.80–2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

Приложения включают в себя материалы, дополняющие текст курсовой работы (таблицы, иллюстрации и др.) Приложения нужно соответствующим образом оформить: каждый материал должен иметь заглавие. Приложения необходимо пронумеровать и озоглавить, ссылки в тексте следует сделать к этим номерам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: