YouTube как платформа для User-Generated контента. Основные признаки платформы и отличия от традиционных медиа

В данный период времени информационные технологии становятся неотъемлемой частью коммуникационного процесса. Новые медиа, к которым относятся не только сайты, видеоигры и блоги, но и социальные сети, вторгаются в зону влияния традиционных медиа, а в некоторых случаях практически полностью заменяют их.

Одним из таких новых медиа является социальная сеть, цель которой состоит в распространение генерируемых пользователями видео - YouTube. Л. Манович при описании новых медиа обращается к пяти принципам, определяющим технологии новых медиа: представление информации в числовой форме, модульность, автоматизация, изменчивость и транскодирование[55]. Каждый из этих признаков можно увидеть в технологии, используемой на данной онлайн видео платформе.

Впрочем, большинство онлайн видео платформ (OVP), или видеохостингов, обладают характеристиками новых медиа. Но стремительный рост, разнообразие контента и наиболее широкое распространение YouTube среди россиян (более 80 процентов россиян пользуются данной платформой хотя бы один раз в месяц[56]) дают возможность говорить о YouTube как о наиболее ярком представителе видеохостингов и рассуждать о его взаимоотношениях с традиционными медиа, креативными индустриями, политикой и популярной культурой. Как отмечает Джен Бёрджесс, как бизнес YouTube прежде всего является не производителем контента (“видео-бизнесом”), а платформой для распространения пользовательского контента[57].

Культурный теоретик Генри Дженкинс[58] пишет, что с появлением Web 2.0 парадигма производства, циркуляции и потребления медиаконтента изменилась, увеличив долю участия пользователя не только в потреблении, но и в производстве контента. “Аудитория, получившая доступ к новым технологиям и занимающая пространство на пересечении старых и новых медиа, все чаще требует права участвовать в культуре”[59]. Нельзя говорить, что традиционные меди, такие как печатная пресса или телевидение не подразумевали участия зрителей в производстве контента - в газетах часто публикуются письма в редакцию, в телеиграх участвуют реальные люди. Главным преимуществом новых медиа в данном вопросе становится не более легкий доступ к взаимодействию с медиа, позволяющий пользователям говорить на том же языке, что и производители контента новых медиа, но и доступ к каналам, позволяющим дистрибутировать произведенный самим пользователем контент.

Генерация контента непосредственно пользователями является одной из ключевых особенностей социальных сетей. При этом в информационном поле такой контент в наше время является не менее важным в новых медиа, чем контент, генерируемый профессиональными журналистами. В социальных сетях даже наблюдается скорее обратное - профессиональные журналисты становятся пользователями - то есть наравне с непрофессионалами создают так называемый User Generated Content (UGC). Еще в 2006 году газета “Times” признала человеком года как раз такого пользователя платформ по генерации контента прежде всего из-за резкого “взрывного” роста таких платформ как Википедия, MySpace и YouTube, контент которых практически полностью является UGC[60].

Жозе Ван Дайк рассматривает YouTube в параллели с телевидением[61], предлагая анализировать платформу одновременно как технологию, социальную практику и культурную форму. Рассматривая по той же схеме телевидение, как технологию он выделяет телевещание (broadcasting), как социальную практику - совместный просмотр, а как культурную единицу - программу. Каждому из этих терминов он подбирает соответствующую замену на онлайн видео платформах - трансляцию UGC (homecasting), возможность делиться видеоклипами, или как называет Ван Дайк культурную единицу OVP - фрагментами (snippets). Прежде всего явление хоумкастинга Ван Дайк связывает с тем, что сами по себе такие видеохостинги, как YouTube не производят контент как таковой, а лишь транслируют его для своих пользователей. Она утверждает, что YouTube стоит рассматривать прежде всего как контейнер, площадку, витрину для расположения произведенного пользователями контента, а не как вещателя, как это происходит в случае с телевидением. В то время как телевещание является в большинстве случаев односторонней коммуникацией, онлайн видеохостинги подразумевают прежде всего взаимодействие производителей контента с аудиторией, где наряду с профессионалами контент производят и люди, не имеющие отношения к индустрии медиа, тем самым распространяя то, что принято называть “домашними видео”. Как утверждает Марта Дюнел, большинство видео на YouTube можно разделить на три главные категории - развлечения, карьера и семья[62]. И наличие на третьем по значению для пользователей месте именно категории семьи не случайно, так как это именно тот контент, который не может предложить телевидение. Хранение архивных видеофайлов и их семейный просмотр являются наиболее важной отличительной чертой хоумкастинга.

Ван Дайк рассматривает как культурную единицу телевидения как программу (т.е. конечный единичный продукт), так и формат (т.е. технологию произведения нескольких конечных продуктов). Им в сфере генерируемого пользователем контента она противопоставляет так называемые “сниппеты”, отделяя их от видеоклипов, так как это понятие связано в речи с музыкальными клипами, а также от фрагментов, так как это слово указывает на то, что все видео на OVP являются нарезками других видео. Под сниппетами же она подразумевает, особую культурную форму - видео хоумкастинговых платформ, по длительности не превышающие 10 минут, а в среднем составляющие от 3 до 6 минут[63]. В то же время в данный момент по статистике около 40% видео на YouTube составляют персональные блоги, длительность которых в среднем около 17 минут[64]. Автор отмечает, что в своем большинстве сниппеты должны восприниматься индивидуально, как отдельная единица, хотя есть некоторые тематически связанные видео, публикуемые одним автором, которые можно связать в последовательную серию. Но главной особенностью сниппетов, по мнению Жозе Ван Дайк, является их статус ресурсов, а не продуктов; они предназначены для переработки в дополнение к хранению, сбору и обмену. Сниппеты, по общему согласию, размещаются на сайтах обмена видео для совместного использования, воспроизведения, комментирования или обработки. Их характерной чертой является именно возможность обработки и незавершенность по отношению к завершенным телевизионным программам, как относятся друг к другу музыкальные сэмплы и готовая записанная мелодия. В отличие от работ Ван Дайк, в данной работе контент на YouTube будет рассматриваться как стремящийся в сторону программной завершенности и серийного потребления, поэтому в описании рассматриваемого контента будут использованы термины “программа”, “эпизод”, “формат”, в большей степени характерные для описания телевизионных феноменов.

Проблемы определения терминологии присутствуют также в описании аудитории хоумкастинговых видеоплатформ. В статье “Users like you? Theorizing agency in user-generated content” Ван Дайк также отмечает, что новые гибридные термины, которые вошли в академический язык, чтобы подчеркнуть увеличившееся мастерство пользователей, такие как "produser" и "co-creator", не учитывают того, что сообщество производителей UGC намного сложнее, чем предлагают эти биполярные термины[65]. Нам нужно учитывать многообразные роли пользователей в медиа-среде, где границы между коммерцией, контентом и информацией в настоящее время перерисовываются, а границы между простым пользователем и профессиональным производителем медиа-контента размываются. Сообщество пользователей интернета представляется по-разному в зависимости от того, с точки зрения какой науки его рассматривать - культурные теоретики представляют сообщество пользователей прежде всего в связке с понятием участия, что отличает сообщество пользователей от пассивных получателей более ранних стадий медиакультуры, для экономистов и бизнес-менеджеров сообщество пользователей представляет интерес в риторике производства, а не потребления, характерного для более ранних аудиторий медиа, а для экспертов в трудовых отношениях пользователи, генерирующие контент, представляются как добровольцы, выполняющие какие-либо задачи по производству контента на добровольной основе, в отличие от профессиональных медиапроизводителей. исследователи медиа сходятся в мнении, что сообщество пользователей - производителей контента следует рассматривать как комплекс экономических, культурных, социологических ролей, границы между которыми не статичны, а постоянно размываются и видоизменяются. Как отмечает Ван Дайк, производство контента пользователями из хобби все чаще переходит в профессию, при этом монетизация производимого для онлайн видео платформ контента не превращает видеоблогера из участника сообщества пользователей в что-то отличное от этого.

Одним из терминов, используемым зарубежными исследователями для описания пользователей OVP, является термин “You-ser” (от названия наиболее популярной OVP YouTube - англ. “твой телевизор” и англ. user - пользователь). Как утверждает Ван Дайк, прежде всего каждый you-ser — это зритель, а вместе с тем обозреватель и эксперт по оценке контента, ведь согласно статистике, приведенной в данной статье на 100 миллионов просмотров на YouTube приходится около 65 тысяч загруженных видео. При этом данная статистика не обесценивает аудиторию, не загружающую, а только просматривающую видео, так как пассивный просмотр помогает сортировать видео и улучшать поисковую систему. Также у you-ser’ов есть все характеристики, характерные для потребителей, сочетающиеся с возможностью делиться и соучаствовать в сообществе таких же you-ser’ов. И наконец, отличительной чертой you-ser’ов является желание создавать и загружать на OVP свой собственный контент. Таким образом мы видим, что you-ser’ы во многом схожи как с тв-зрителями, так и с потребителями в целом. Но именно “you-ser” как концепция позволяет выделить основные черты видеохостинговых платформ - сочетание на одной платформе новичков, любителей и профессионалов, создание веб-пространства для взаимодействия зрителей и производителей контента с достаточно низким порогом вхождения.

В то же время Майкл Стрэнджлав утверждает, что главной стратегией YouTube наоборот является дистрибуция произведенного профессионалами контента узко специализированным аудиториям, с целью продать эти самые сегменты аудитории рекламодателям. “6 из 10 самых популярных за 2010 год видео на YouTube имели прописанный сценарий и были спродюсированы”[66]. Но в то же время остается вопрос - какой контент считать профессиональным - произведенный людьми, вовлеченными в индустрию масс-медиа или любой, у которого есть сценарий? Можно ли видеоблоггеров, создающих контент для своей аудитории на протяжении длительного периода времени и владеющих профессиональными инструментами съемки и монтажа считать профессионалами, если они не обучались данному делу в каких-либо институтах? Автор книги “Post-TV: Piracy, Cord-Cutting, and the Future of Television” Майкл Стрэнджлав не отвечает на эти, сосредотачивая свое внимание не на контенте платформы, а на экономические аспекты работы OVP.

Нельзя отрицать, что так или иначе на YouTube видео попадают из двух противоположных источников - изнутри медиасреды или из внешнего мира (то есть от пользователей). YouTube становится платформой, где на равных сосуществуют профессионалы и любители. так в книге “YouTube: Online Video and Participatory Culture” автор приводит данные на 2007 год, которые показывают, что половину самых популярных видео (по данным YouTube) составили видео, произведенные пользователями-любителями (то есть теми, кто не проходил формального обучения и не имеет финансовой поддержки от медиаиндустрии) - среди которых 40% - влоги, 15% - музыкальные видео, 13% - репортажные материалы - съемка живых выступлений артистов, спортивных мероприятий или событий из жизни пользователей. ⅘ всех самых популярных видео составили видео произведенные профессионалами (в том числе не принадлежащими к крупным медиакорпорациям)[67] - из них более 30% - информационные программы, 21% - фильмы, сериалы и комедийные шоу, 17% - репортажи и записи событий, 13% - музыкальные видео и 11% - трейлеры фильмов и их фрагменты. При этом автор отмечает, что видео, созданные профессионалами, чаще попадали в категории “самые просматриваемые” и “понравившиеся большинству”, в то время как видео непрофессионалов чаще попадали в категорию “самые обсуждаемые”. 

В то же время для понимания YouTube как средства популярной культуры важно осознать, что четкой границы между этими двумя видами производителей контента на платформе нет, как нет четкой границы между коммерческими и социальными практиками на YouTube. На YouTube стоит смотреть не в терминах производства, дистрибуции и потребления контента, а как на постоянную практику культурного включения и взаимодействия. Это позволяет нам рассматривать всех, кто загружает смотрит и комментирует контент на YouTube (как бизнесы, организации, так и отдельных индивидов) как пользователей, участников сообщества и you-ser’ов. Так, это позволяет понимать активность пользователей не только через призму создания и загрузки видео, но и как деятельность, связанную с участием при просмотре - комментирование, ответы, добавление в понравившиеся/не понравившиеся видео, распространение и просмотр как таковой.

Как и многопользовательские онлайн-игры (MMOGs), YouTube иллюстрирует все более сложные отношения между производителями и потребителями в создании смысла, ценности и общности. Несомненно, это место культурного и экономического переворота. Однако эти моменты перехода от традиционных СМИ к новым практикам потребления информации следует понимать не как радикальные исторические разрывы, а как периоды роста пользовательской активности, которые становятся видимыми, поскольку различные устоявшиеся практики, ценности и идеи конкурируют с новыми как часть долгой истории культуры, СМИ и общества. YouTube представляет собой не столько столкновение, сколько совместное развитие и сосуществование "старых" и "новых" медиа-отраслей, форм и практик.

YouTube — это не еще одна медиа-компания, и не просто платформа для пользовательского контента. Важно понимать, что YouTube (как компания и веб-сайт инфраструктуры, которую он обеспечивает) работает в качестве координационного механизма между индивидуальной и коллективной творческой деятельностью и производством смыслов; а также в качестве посредника между различными конкурирующими промышленно-ориентированными дискурсами, идеологиями и различными аудиториями, пользователями-специалистами и непрофессионалами. Без этой точки зрения, ориентированной на аудиторию, без ощущения того, как люди используют медиа в своей повседневной жизни, любое обсуждение культурного или социального воздействия YouTube, вероятно, будет основано на ряде фундаментальных разногласий.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: