Форма контроля: экзамен
Контроль успеваемости по дисциплине осуществляется с помощью следующих оценочных средств:
Вопросы к экзамену:
1. Пушкин и декабристы.
2. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.
3. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Проблема создания «свободного романа». Образ автора-поэта. Роман Пушкина в литературоведении.
4. Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова. Новаторство Лермонтова-поэта.
5. Столкновение мечты и действительности в «Миргороде» Н.В.Гоголя. Новые научные исследования о Н.В.Гоголе.
6. Поэты пушкинской поры. Проблема творческого своеобразия (на материале поэзии одного из поэтов: А.Дельвиг, П.Вяземский, Д.Давыдов, Н.Языков).
7. «Каменноостровский цикл» Пушкина. Тема духовного раскола в русском обществе. Миссия и судьба поэта в современном мире.
8. Повесть Гоголя «Тарас Бульба». Место повести в сборнике «Миргород». Образ Запорожской Сечи. Споры в научной литературе об историзме повести.
9. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского.
10. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Ее органическая связь с философскими мотивами. Поэзия Лермонтова в литературоведении.
|
|
11. Своеобразие русского литературного процесса 1\3 XIX века. Создание человеческого типа новой эпохи. Проблемы поэтического стиля и жанра в новой литературной системе.
12. Литература последекабрьского времени. Тема социального и этического суда над современным строем жизни в поэзии Лермонтова. Литература о Лермонтове.
13. Человек и государство в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
14. Эволюция Белинского-критика. Начало критической деятельности. Задачи критики в понимании Белинского («Литературные мечтания», «О русской повести и повестях Н.В.Гоголя»).
15. Путь Пушкина к прозе. Тема «русского бунта» в «Капитанской дочке». Образ Пугачева. Историзм романа.
- Мастерство Белинского-критика. Разнообразие видов и жанров его критики. Литература о Белинском.
17. Своеобразие гоголевского романтизма. Идеал и норма народной жизни в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
18. И.А.Крылов. Создание реалистической басни. Новаторство и мастерство Крылова-баснописца.
19. Духовная трагедия мыслящей личности в поэзии Е.Баратынского. Образ «последнего поэта-романтика» в сборнике «Сумерки».
20. Место и значение «Выбранных мест из переписки с друзьями» в творчестве Гоголя. Русская критика о книге Н.В.Гоголя.
21. «Судьба человека» как объект творческих размышлений в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина.
22. Лирические отступления в «Мертвых душах» Гоголя. Этическая программа Н.В.Гоголя.
23. Проблема лирического героя в лирике К.Н.Батюшкова.
24. Трагедия индивидуалистического бунта в поэме Лермонтова «Демон». Наука о русском романтизме.
|
|
25. Образ современной цивилизации в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.
26. А.С.Пушкин. Ранняя поэзия. Поиски собственного пути. «Руслан и Людмила».
27. Образ автора в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. Формы выражения авторского сознания.
28. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Поэтизация свободолюбия и героизма в образе Мцыри. Своеобразие лермонтовского романтизма.
29. Деятельность Белинского-критика в 1840-е годы. Белинский - теоретик «натуральной школы», основоположник революционно-демократической эстетики (статьи о Лермонтове, Гоголе, Пушкине).
30. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Тема индивидуалистического самоутверждения. Поэтика пушкинской повести.
- А.С.Пушкин. Поэзия южной ссылки. Нравственный идеал поэта в любовной лирике.
- Гоголевская теория драмы. Изображение современного жизнеустройства в «Ревизоре» Гоголя. Образ Хлестакова. Основные монографии о творчестве Гоголя.
33. Тема духовной гибели и спасения России и русского человека в «Мертвых душах» Гоголя. Научная литература о «Мертвых душах».
34. Человек и История в «Полтаве» А.С.Пушкина. Новаторство и мастерство поэта.
35. Проблема создания реалистического характера в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Литература о романе Пушкина.
36. «Мертвые души» Н.В.Гоголя - «русский социально-универсальный роман» или национальная эпическая поэма?
37. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Композиция и жанровая природа романа. Место «Журнала Печорина» в системе романа. Творческий метод Лермонтова.
38. Поэзия декабристов. Проблема гражданского служения и высокого назначения поэта в лирике декабристов (на материале поэзии одного из поэтов: В.Кюхельбекер, Ф.И.Глинка, В.Ф.Раевский, А.И.Одоевский).
39. Образ русского мира в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина.
40. Социальная проблематика романа А.И.Герцена «Кто виноват?». Бельтов и «лишние люди» в русской литературе.
41. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Образ Печорина в контексте русской и европейской литературы. Литература о прозе Лермонтова.
42. Второй период поэтической деятельности К.Н.Батюшкова. Батальная лирика. Тема трагического одиночества в лирике последних лет.
43. Замысел и история создания «Мертвых душ» Гоголя. Композиция и жанр. Литература о Гоголе.
44. Философия творчества в Михайловской лирике А.С.Пушкина.
45. Своеобразие романтизма В.А.Жуковского. «Невыразимое» как литературный манифест Жуковского. Литертаура о русском романтизме и поэзии Жуковского.
46. Проблема творческого метода Грибоедова. Природа комического и трагического в пьесе «Горе от ума». Литература о Грибоедове.
47. Своеобразие декабристского романтизма. Жанр романтической поэмы в творчестве К.Ф.Рылеева. Создание романтического героя нового типа.
48. Человек и природа в поэзии Кольцова. Традиции народной поэзии в лирике Кольцова.
49. Человек и мир в философской лирике Пушкина. Нравственный идеал поэта. Современная наука о лирике Пушкина.
50. Роль Чичикова в развитии сюжета «Мертвых душ».
51. Трагедия «маленького человека» в «Шинели» Гоголя. Образ современного мира в повести.
52. Образ романтического героя века в «южных поэмах» Пушкина. Пушкин и Байрон. Научная литература о русском романтизме.
53. Народ, народная жизнь, русский национальный характер в лирике Кольцова. Художественное своеобразие «русских песен» Кольцова.
54. Исторические судьбы родины и характер героя-гражданина в «Думах» К.Ф.Рылеева.
55. Жанр элегии в поздней романтической лирике Жуковского. Монографический анализ элегии «Море».
56. Русская Смута в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Создание нового типа трагедии.
57. Основные социально-исторические особенности развития культуры в России на рубеже двух веков.
|
|
58. Грибоедов и декабристы. Социально-политический смысл конфликта Чацкого с фамусовской Россией в комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Грибоедов. Литература о Грибоедове.
Планируемые результаты обучения по дисциплине | Показатели и критерии оценивания, балл | |||
2 | 3 | 4 | 5 | |
Знать: ПК-1 содержание учебного предмета (учебных предметов) (З–4). Знать: ПСК-3 этапы и основные закономерности мирового историко-литературного процесса (З-2) | не знает содержание учебного предмета не знает этапы и основные закономерности литературного процесса 1/3 19 века. | частично знает содержание учебного предмета. демонстрирует частичное понимание особенностей формирования основных этапов литературного процесса начала 19 века и закономерностей его развития. | в достаточной степени обладает знаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС демонстрирует значительное понимание особенностей формирования и организации литературного процесса начала 19 века, достаточный уровень знаний об основных этапах его развития, однако допускает неточности в объяснении причин его возникновения. | обладает безупречными теоретическими знаниями по учебному предмету в соответствии с ФГОС. демонстрирует полное понимание особенностей развития литературного процесса 1/3 19 века, высокий уровень знаний об основных этапах его развития, о значимых именах, благодаря которым эпоха и получила название «золотой век», обладает безупречными теоретическими знаниями о романтизме и реализме как художественных системах, имеет целостное представление об их организации и структуре, свободно воспроизводит полученную информацию. |
Уметь: ПК-1 определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС (У–3). Уметь: ПСК-3 характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, творчество великих представителей отечественной и зарубежной литературы (У-2); | отсутствие умения определять структуру и анализировать содержание образовательных (рабочих) программ по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС не умеет характеризовать литературные направления в контексте истории и культуры, не имеет представления о творческом пути великих представителей отечественной и зарубежной литературы. | недостаточно умеет анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС недостаточно умеет определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС. недостаточно глубоко характеризует литературные направления, не видит причинно-следственной связи между историей и культурой, частично знаком с творчеством великих представителей отечественной литературы, не может цитировать тексты их произведений. | в достаточной степени умеет анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС; в целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС. в достаточной степени глубоко и подробно характеризует литературные направления в контексте истории и культуры, демонстрирует значительное понимание особенностей каждого из литературных направлений, достаточные, но содержащие некоторые пробелы, знания о творческом и жизненном пути великих представителей отечественной литературы, цитирует тексты их произведений. | демонстрирует безупречное умение анализировать образовательные (рабочие) программы по учебному предмету на соответствие требованиям ФГОС; демонстрирует безупречное умение определять структуру и содержание учебных занятий при реализации образовательных (рабочих) программ по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС демонстрирует безупречное умение характеризовать литературные направления, обладает способностью самостоятельно использовать знания, полученные в процессе освоения дисциплины, демонстрирует умение глубоко анализировать творческий путь великих представителей отечественной литературы, свободно и к месту цитирует тексты их произведений. |
|
|