1. Замысел и история создания романа.
2. Социально-философская и религиозно-нравственная проблематика романа. Проблемы вины, наказания, «воскресения».
3. В чем преступление и в чем наказание Раскольникова? Тайна «сверхчеловека» и герой неверия Раскольников.
4. Система образов романа:
а) Лужин и Свидригайлов как «психологические двойники» Раскольникова (реализация идеи индивидуализма и вседозволенности);
б) Раскольников и семья Мармеладовых;
в) Соня Мармеладова – христианский этико-эстетический идеал Достоевского;
г) Раскольников и Порфирий Петрович: «поединок» героев.
5. Полифонизм художественной структуры романа «Преступление и наказание». Проблемы современного прочтения романа.
6. Д.И. Писарев («Борьба за жизнь»), Н.Н. Страхов («Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), М.М. Бахтин («Проблемы поэтики Достоевского») о романе «Преступление и наказание».
Тема: «Проблема «положительно прекрасного» человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
1. Тождественность художественного мира романа первохристианскому миру. Полифонизм и соборность в романе «Идиот».
|
|
2. Проблема «положительно прекрасного» человека: образ князя Мышкина – «тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия», «человека будущего» (Щедрин). Нравственно-психологический облик героя. Связь с темой «чудака» в мировой литературе («Дон-Кихот» Сервантеса, «Бедный рыцарь» Пушкина).
3. Черты внутренней раздвоенности Мышкина. Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании героя. «Лучезарная» идея спасения мира Добром и Красотой. Трагический пафос ее крушения.
4. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны. Сложность внутреннего мира героини. История ее жизни – реалистическая основа сюжета.
5. Образы Рогожина, Гани Иволгина и их функции в общей концепции романа.
6. Идейно-художественная структура романа, ее противоречия. Поэтика образа Христа в романе.
7. Роман «Идиот» в контексте нашей современности. Проблемы современной интерпретации романа.
Тема: «Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» - вечное предостережение».
1. Явление бесовства – «прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни».
2. Проблема «отцов» и «детей» в романе. «Отец» либерал-западник Степан Трофимович Верховенский как духовный первопровокатор.
3. «Бесы» - роман о религиозном феномене русской революции.
4. Николай Ставрогин как главный духовный провокатор.
5. Религия человекобожия и образ Кириллова.
6. Петр Степанович Верховенский как политический провокатор.
7. «Дети» - теоретики и самозваные устроители «новой вавилонской башни»: Шигалев, Лямшин и весь остальной круг молодых «бесов».
|
|
8. Христоцентризм романа «Бесы». Проблемы современной интерпретации романа.
Тема: «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея».
1. Возникновение замысла произведения и его реализация в «Войне и мире».
2. «Война и мир» как исторический роман-эпопея. Особенности сюжетно-композиционной структуры произведения.
3. Толстовская философия истории. Роль масс и личности в истории. Смысл противопоставления образа Кутузова образу Наполеона.
4. Философские истоки «мысли народной» в романе и способы ее художественного воплощения. Народ – выразитель сущности русского национального характера и главный герой эпопеи. Образы Алпатыча, Платона Каратаева, Тихона Щербатого в романе.
5. Идея соборности в романе. Православно-духовная сторона толстовского «мира».
6. Искусство «диалектики души» в «Войне и мире». Духовные искания Пьера Безухова. Путь Андрея Болконского от Аустерлица к Бородину, «возвращение» героя.
7. Наташа Ростова как этический и эстетический идеал писателя. Внутренний монолог как средство типизации образов в эпопее.
8. Эпилог «Войны и мира» и его значение для раскрытия характеров произведения. Мировое значение эпопеи Л.Н. Толстого.
Тема: «Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
1. Замысел романа из частной, семейной жизни. История создания произведения.
2. Толстовская трактовка темы семьи («мысль семейная»). Обращение к теме семьи в 60-ые и 70-ые годы. Новое в разработке темы.
3. «Анна Каренина» как «бесконечный» лабиринт сцеплений» (Л. Толстой). Роль метафоры у писателя как формы авторского сознания, способа мышления, освоения и понимания реальности. Другие особенности сюжетно-композиционного строения романа)»замок сцепления» сюжетных линий Анны и Левина, роль 8 части, проблема финала и пр.).
4. Своеобразие авторской позиции в романе. Смысл эпиграфа. Психологическое мастерство Л. Толстого в «Анне Карениной». Жанровое своеобразие романа (жанровые особенности в системе толстовских романов; «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей) и др. жанровые концепции романа).
Тема: «Религиозно-философские и эстетические искания Л.Н. Толстого в поздний период творчества».
1. Этический и социальный характер духовных исканий позднего Л. Толстого. Философские, этико-практические задачи, выдвинутые Толстым в художественном творчестве в этот период. Эстетические представления писателя.
2. Религиозно-философские исследования Толстого («Исповедь», «О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас» и др.). Понимание христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей).
3. Проблемы связи действительности и идеала в философской концепции писатедя. Этика ненасилия. Толстой как «мистик универсализма» (В. Зеньковский).
4. Толстой и христианство. Толстой и Церковь.