1. Жанровая динамика ранней прозы Чехова: подпись к рисунку, «мелочишка» (календари, дневники, библиография, мысли, объявления, задачи и пр.), сценки, рассказ («серьезный этюд»), повесть.
2. Анализ произведений: «Жалобная книга», «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Хирургия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Ванька», «Счастье», «Горе», «Тоска», «Спать хочется», «Драма на охоте». Парадоксальность как основа чеховских сюжетов. Своеобразие «открытых финалов». Анекдот как «ядро» жанровых трансформаций чеховской прозы.
3. Композиционные приемы Чехова («ступенчатое движение», контрастность и пр.). Поэтика названий.
4. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884). «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888). Принципы объединения произведений в сборники. Основные темы.
Показатели и критерии оценивания
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. | - знания и кругозор студента; - умение логически построить ответ; - владение монологической речью. |
|
|
Требования к структуре и оформлению | ||||
Показатели | Критерии оценивания | |||
«Неудовлетворительно» | «Удовлетворительно» | «Хорошо» | «Отлично» | |
1. Знание материала 2.Последовательность изложения 3.Использование иллюстративных и наглядных материалов (презентация, таблицы, схемы) 4. Владение речью и терминологией | содержание материала не раскрыто в полном объеме, отсутствует последовательность и продуманность изложения, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, не владеет терминологией | не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, последовательность изложения нарушена, недостаточно хорошо продумана, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, допущены ошибки в определении понятий | содержание материала раскрыто в полном объеме, но допущены 1-2 ошибки в последовательности его изложения, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией | содержание материала раскрыто в полном объеме последователь-но, достаточно хорошо продумано, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией |
Тест
Тестовые задания (фрагмент):
Задание № 1.
Эзопов язык – это…
1) Иносказание
2) Художественное сравнение
3) Художественное преувелечение
Задание № 2.
Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:
1) Ирония
|
|
2) Сарказм
3) Гротеск
4) Сатира
Задание № 3.
О ком писал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего таинственного…»?
1) О Грустилове
2) О Брудастом
3) О Фердыщенко
4) Об Угрюм-Бурчееве
Задание № 4.
Какой «страстью» обладал Беневоленский?
1) Любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками
2) Чувствовал необоримую наклонность к законодательству
3) Любил есть жареного гуся с капустой
4) Летал по воздуху в городском саду
5) Любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева
Задание № 5.
Значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина выражается (исключите лишнее)…
1) В срывании всех и всяческих масок
2) В показе отношения прогрессивной части российского общества к реформе 1861г.
3) В отображении эволюции русского либерализма
4) В использовании гротескной фантастичности изображаемого
Задание № 6.
Какова была причина ареста Ф.М. Достоевского?
1) Нелегальное издание журнал
2) Публикация романа «Бедные люди»
3) Открытый призыв к свержению самодержавия
4) Участие в кружке петрашевцев
5) Совершение уголовного преступления
Задание № 7.
По своим политическим взглядам Ф.М. Достоевский был:
1) Революционер-демократ
2) Славянофил
3) Либерал-западник
4) «почвенник»
5) Народник
Задание № 8.
Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?
1) Один год
2) Полгода
3) Три недели
4) Пять дней
5) Четырнадцать дней
Задание № 9.
Сколько лет было Раскольникову в начале романа?
1) 19-20 лет
2) 23-24 года
3) 26-27 лет
4) 19-19 лет
5) 20-21 год
Задание № 10.
В каком романе Ф.М. Достоевский выражает свой идеал «положительно прекрасного» человека?
1) «бедные люди»
2) «Идиот»
3) «Преступление и наказание»
4) «Бесы»
5) «Подросток»
Задание № 11.
Первое опубликованное произведение Л.Н. Толстого называлось:
1) «Утро помещика»
2) «Семейное счастье»
3) «Отрочество»
4) «Детство»
5) «Плоды просвещения»
Задание № 12.
Сколько времени длится действие романа «Война и мир»?
1) 10 лет
2) Около семи лет
3) 25 лет
4) 15 лет
5) Приблизительно 8 лет
Задание № 13.
Завершите фразу Л.Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:
1) Великих поступков
2) Самолюбия
3) Стремления к славе
4) Простоты, добра и правды
Задание № 14.
Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?
1) Отрадное
2) Богучарово
3) Лысые горы
4) Марьино
5) Никольское
Задание № 15.
С именем капитана Тушина связано сражение:
1) Бородинское
2) Аустерлицкое
3) Шенграбенское
4) Красненское
5) Фридландское
Задание № 16.
На примере какой семьи в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений?
1) Семьи Болконских
2) Семьи Безуховых
3) Семьи Ростовых
Задание № 17.
В «Войне и мире» Л.Н. Толстого Андрей Болконский разочаровался в Наполеоне после:
1) Аустерлицкого сражения
2) Шенграбенского сражения
3) Фридландского сражения
4) Бородинского сражения
5) Прейсиш-Эйлау
Задание № 18.
Причиной дуэли Пьера Безухова с Долоховым в «Войне и мире» Л.Н. Толстого была:
1) Оскорбление
2) Зависть
3) Ревность
4) Измена Элен
5) Случайность
Задание № 19.
Тихон Щербатый в «Войне и мире» Л.Н. Толстого является символом:
1) Народного протеста
2) Отваги
3) Народного гнева
4) Мужества
5) Страданий
Задание № 20.
Укажите неверный вариант ответа
Жанр романа «Воскресение» можно определить как:
1) Социальный роман-обозрение
2) Роман воспитания
3) Роман-проповедь
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять знания, умения и навыки обучающегося. | 1. Задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос (выбор одного правильного ответа; установление соответствия, определение последовательности и др.). 2. Задания открытого типа предполагают собственную формулировку ответа (слово или словосочетание); рисунок; предложение и др.). |
|
|
Критерии оценивания |
Коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов обучающегося к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). Ку=А/Р, где А – число правильных ответов, Р – общее число заданий. Ку >0,7, то учебный материал считается усвоенным. |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 (90-100%) | высокий | отлично / зачтено |
4 (71-89%) | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 (51-70%) | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 (50% и менее) | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Конспектирование
Список источников, подлежащих конспектированию:
1. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. Режим доступа: http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/bushmin-saltykov-schedrin.htm
2. Лебедев Ю.В. Животворные лучи сатиры М.Е Салтыкова-Щедрина \\ Литература в школе. 2001. №6. – С. 9-15. Режим доступа: http://ostrovskiy.lit-info.ru/ostrovskiy/kritika/lebedev-posobie/saltykov-schedrin.htm
3. Макашин С. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-е – 1870-е гг. М., 1984. С. 426-446. (особенно важны стр. 435-446). Режим доступа: http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/makashin-pisma.htm
4. Николаев Д.П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988. Режим доступа:
5. Страхов Н.Н. Преступление и наказание. Статья вторая и последняя // Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/001/033/94.htm
6. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 215-233. Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/otkrov.html
7. Булгаков С.Н. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С. 193-214. Режим доступа: http://www.vehi.net/bulgakov/tragediya.html
8. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. СПб., 1906. Режим доступа: http://www.vehi.net/rozanov/legenda.html
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е М., 1972; Изд. 4-е. М., 1979. Режим доступа: https://fedordostoevsky.ru/pdf/bakhtin_ppd.pdf
|
|
10. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989, С. 74-86. (особенно важны С. 80-86). Режим доступа: https://bookscafe.net/book/davydov_yuriy-etika_lyubvi_i_metafizika_svoevoliya_problemy_nravstvennoy_filosofii-151744.html
11. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и «закон любви». // Лит-ра в школе. 1999. №№ 1,3. Режим доступа: http://www.podariknigi.ru/sites/default/files/pictures/books_pdf/2083_block.pdf
12. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980. Режим доступа: https://knigogid.ru/books/956138-v-mire-dostoevskogo/toread/page-2
13. Чернышевский Н.Г. «Детство и отрочество». Сочинения графа Л.Н. Толстого. «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого» (любое издание). Режим доступа: http://ngchernyshevsky.ru/texts/books/15-3/Tolstoy/5426/
14. Ф.М. Достоевский ««Анна Каренина» как факт особого значения» («Дневник писателя» за 1877г.). – В кн.: Достоевский Ф.М. Собр. Соч.: В 9 т. Т. 9. В 2 кн. Кн. 2.: Дневник писателя. – М., 2007. Режим доступа: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/286.htm
15. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1963. Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/bocharov-vojna-i-mir/glava-1.htm
16. Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. М., 2000. Режим доступа: https://studlib.com/content/view/2162/31/
17. Бялый Г.А. «В.Г. Короленко». Л., 1983. Режим доступа: https://infopedia.su/20x86a1.html
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Конспект – средство проверки владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению, анализу информации, способности логически верно выстраивать письменную речь. | Перед текстом конспекта присутствуют выходные данные (автор, название, ссылка на сайт). Конспект содержит основную тему источника. |
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом. |
Показатели оценивания | Баллы |
Грамотное оформление выходных данных и количественной характеристики источника (страницы, рисунки, таблицы). | 1 |
Точность изложения основного содержания источника. | 1 |
Описание особенностей сделано с указанием на смысловые блоки (разделы, выводы). | 1 |
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. Соответствие заданному объему (до 3 страниц). | 1 |
Наличие ключевых слов. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Доклад
Темы:
1. Принципы щедринского психологизма и их воплощение в романе «Господа Головлевы».
2. Порфирий Головлев и Арина Петровна: мотив материнского проклятия и его смысловая функция в романе.
3. «Собирательные типы» в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Роль гротескных образов в творчестве писателя – сатирика («История одного города»).
5. Жанровое своеобразие «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
6. Реализация темы «пропавшей совести» в щедринских «Сказках».
7. Эволюция «положительно прекрасной» личности в художественных произведениях Ф.М. Достоевского.
8. «Отцы» и «дети» в творчестве Ф.М. Достоевского.
9. Жанровое и тематическое своеобразие «Дневники писателя».
10. «Ротшильдовская идея» в «Подростке» и других произведениях писателя.
11. Женские образы в романах Ф.М. Достоевского.
12. Евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского (по одному из романов).
13. Особенности жанра повести в творчестве Ф.М. Достовеского.
14. Связь «диалектики души» и «чистоты нравственного чувства» в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
15. Историософская концепция Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир).
16. Проблема нравственного преображения личности в романе «Воскресение».
17. Этическая проблематика в повестях позднего Л.Н. Толстого.
18. Поиски героев в литературе реализма и натурализма 1880-1890-х годов.
19. Роль журналистики в формировании общественного самосознания 1880-1890-х годов.
20. Публицистика «Отечественных записок» и «Русского вестника» в 1880-х годах.
21. Сатира М.Е. Салтыкова и «осколочная» сатира.
22. Фетовская струя в лирике 1880-1890-х годов.
23. Петербург в лирике русских поэтов 1870-1890-х годов.
24. «Вечные образы» мировой литературы (Гамлет, Дон Жуан, Фауст) в произведениях А.П. Чехова.
25. Творчество А.П. Чехова в оценках прозаиков и драматургов 20 в..
26. Своеобразие комического в рассказах Чехова.
27. «Футлярность» как социально-психологическое понятие (по одой из пьес).
28. Символика «Вишневого сада».
29. Особенности чеховского психологизма (по произведениям 1890-х годов).
30. Своеобразие проблематики и жанра книги «Остров Сахалин».
31. Религия человекобожия: сущность и последствия (по работам С.Н. Булгакова).
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Доклад – продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | 1) содержание; 2) оформление; 3) сообщение. |
Критерии оценивания |
- соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - проблемность / актуальность; - новизна / оригинальность полученных результатов; - глубина / полнота рассмотрения темы; - доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов; - логичность / структурированность / целостность выступления; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература); - наглядность / презентабельность (если требуется); - самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность. |
Показатели оценивания письменной работы | Баллы |
Соответствие содержания заявленной теме. Доклад содержит сформулированное исследуемое теоретическое положение, тезис. | 1 |
Обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания рассматриваемого положения, тезиса. | 1 |
Доклад разделен на смысловые части и присутствует логика рассуждений, сделаны промежуточные и конечные выводы. | 1 |
Подача материала выступления, наличие презентации, содержащей графические материалы, таблицы, схемы. | 1 |
В докладе присутствует ссылка на источники, авторов исследований. Ответы на вопросы. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Реферат
Темы:
1. Реферат глав книги «История русской литературы» (в 4 т., т. 3, Л., 1982), посвященных русской литературе 1870-1880 годов.
2. Реферат главы книги В.А. Недзвецкого «Русский социально-универсальный роман 19 века» (М., 1997), посвященной развитию социально-универсального романа в последней трети 19 века.
3. Реферат по статье Е.И. Покусаева «О собирательных типах салтыковской сатиры».
4. Реферат по книге А.А. Горелова «Н.С. Лесков и народная культура» (Л., 1988).
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Реферат -сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, приведение интересных фактов, статистических данных. | 1) титульный лист (оформляется по образцу, утвержденному кафедрой); 2) план работы; 3) введение (обоснование актуальности выбранной для изучения темы для теории и практики, для автора реферата); 4) текстовое изложение материала по вопросам плана с необходимыми ссылками на источники); 5) заключение; 6) список использованной литературы; 7) приложения |
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом |
Показатели оценивания письменной работы | Баллы |
Актуальность темы исследования; новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных). | 1 |
Умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; стилевое единство текста, единство жанровых черт | 1 |
Степень раскрытия сущности вопроса: соответствие плана теме реферата; соответствие содержания теме и плану реферата; полнота и глубина знаний по теме; обоснованность способов и методов работы с материалом; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). | 1 |
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.) | 1 |
Соблюдение требований к оформлению: насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; соблюдение требований к объёму реферата | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / не зачтено |
Аннотация
Примерный перечень аннотируемых источников:
1. «Неизданный Лесков» (Лит. наследство. М., 1997. Т. 101. Кн. 1).
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Аннотация – краткая характеристика издания: рукописи, проекта, монографии, статьи, книги – любого законченного источника. | Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация содержит основную тему источника, положения |
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом. |
Показатели оценивания письменной работы | Баллы |
Грамотное оформление выходных данных и количественной характеристики источника (страницы, рисунки, таблицы). Указана адресность источника. | 1 |
Точность изложения основного содержания источника. | 1 |
Описание особенностей сделано с указанием на смысловые блоки (разделы, выводы). | 1 |
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. Соответствие заданному объему (до 300 слов). | 1 |
Наличие ключевых слов. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Творческое задание
Задание:
1.Составьте литературный портрет одного из поэтов изученного времени.
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Творческое задание– частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | 3) теоретическая (предметная) основа задания; 2) личностно-продуктивная основа – конечный вид представления задания (схема, план, диаграмма, таблица и др.); 3) методологическая основа – оригинальный способ решения задания. |
Критерии оценивания - содержание проблемной ситуации или противоречия; - краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему; - наличие оригинальной собственной позиции; - креативный способ решения задания с созданием нечто субъективно или объективно нового; - самостоятельная творческая деятельность, основанная на нестандартных подходах. |
Показатели оценивания | Баллы |
Умение проявить самостоятельность в процессе осмысления задания, его целей, содержания. | 1 |
Корректное использование применяемых творческих методов. | 1 |
Умение демонстрировать опыт созидательной деятельности, самостоятельно создавать новый продукт. | 1 |
Грамотное оформление и представление творческого задания. Наличие правильно выполненных материалов. | 1 |
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Домашнее задание
Комплекты вопросов для домашних заданий к изучаемым темам