Понятие о личности в психологии. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования действительности.
Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т. е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития.
Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
|
|
Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире – в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.
Одна из наиболее характерных сторон личности – ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением.
|
|
Таким образом, в понятии «личность» фиксируется: 1 – ее социальное происхождение, производное от системы общественных отношений, 2 – активное начало, 3) социальная типичность, делающая личность «единицей», представителем общества, 4) индивидуальность как психическое своеобразие.
Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».
Человек – существо биосоциальное. Он рождается, живет и умирает по законам биологии – в этом заключается его биологическая суть. В тоже время он живет в обществе и приобретает социальные качества. Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» отражают его двойственную природу.
Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.
Подробно тому, как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
По мнению А.Г. Асмолова, индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Соотношение биологических и социальных факторов в психическом развитии человека – одна из центральных проблем в психологии. В ее решении выделяют несколько позиций. Согласно одной из них, развитие изначально предопределено наследственными задатками. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень, которого они достигают в ходе развития, – все это наследственно предопределено. Все психическое развитие здесь сводят к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств, и отрицают развитие как появление новых качеств. Это теории биологизаторские. Одна из них в психологии известна под названием теория преформизма (С. Холл, А. Гезелл, Л. Термен).
Вторая позиция представлена теориями, которые отдают предпочтение социальным факторам. Согласно этой позиции ребенок в момент рождения является «чистой доской», под влиянием внешних (социальных) условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствия наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводит.
Третья позиция в решении этого вопроса представлена теорией В. Штерна, получившей название «теория конвергенции двух факторов». Согласно этой теории процесс психического развития определяется взаимодействием наследственности и среды.
Однако, по мнению отечественных психологов, только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью является движущей силой развития ребенка как члена общества, его психики и сознания.
|
|
Структура личности. Наиболее известная структура личности была разработана К.К. Платоновым. Ученый предложил рассматривать личность как динамическую биосоциальную иерархическую структуру. Подструктуры личности расположены таким образом, что нижележащие в большей степени определяются биологическими, а вышележащие – социальными факторами.
В концепции К.К. Платонова выделяются следующие подструктуры (от низших – к высшим):
1. Биопсихические свойства личности: половые, возрастные и типологические (темперамент) свойства личности. Процесс формирования черт этой подструктуры идет за счет тренировки, а сами свойства личности должны рассматриваться на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.
2. Индивидуальные особенности психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, восприятия, чувств, воли и др. Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется посредством упражнения и должен изучаться на индивидуально-психологическом уровне.
3. Опыт: знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся через обучение. Свойства данной подструктуры необходимо рассматривать на психолого-педагогическом уровне.
4. Направленность и отношения личности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Данные свойства формируются посредством воспитания и должны изучаться на социально-психологическом уровне.
А. В. Петровским и В.А. Петровским была разработана структура личности на основе персонологической теории. По мнению этих авторов, в структуру личности в первую очередь входит системная организация её индивидуальности, т.е. внутрииндивидная ( интраиндивидная ) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но не достаточная для понимания психологии личности.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены, по меньшей мере, два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
|
|
Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений» как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела, которое составляет интериндивидную подсистему личности.
Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой такие описанные выше феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Оказывается, что когда характеристики и само существование личности не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межличностное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо, личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.
Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную (надындивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляется посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия.
Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них получил название персонализации.
Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводиться к представленности её в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает.