Информационный материал

Понятие о личности в психологии. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностьюсубъектом познания и активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т. е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития.

Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире – в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.

Одна из наиболее характерных сторон личности – ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением.

Таким образом, в понятии «личность» фиксируется: 1 – ее социальное происхождение, производное от системы общественных отношений, 2 – активное начало, 3) социальная типичность, делающая личность «единицей», представителем общества, 4) индивидуальность как психическое своеобразие.

Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».

Человек – существо биосоциальное. Он рождается, живет и умирает по законам биологии – в этом заключается его биологическая суть. В тоже время он живет в обществе и приобретает социальные качества. Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» отражают его двойственную природу.

Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Подробно тому, как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

По мнению А.Г. Асмолова, индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Биологическое и социальное в психическом развитии человека. Соотношение биологических и социальных факторов в психическом развитии человека – одна из центральных проблем в психологии. В ее решении выделяют несколько позиций. Согласно одной из них, развитие изначально предопределено наследственными задатками. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень, которого они достигают в ходе развития, – все это наследственно предопределено. Все психическое развитие здесь сводят к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств, и отрицают развитие как появление новых качеств. Это теории биологизаторские. Одна из них в психологии известна под названием теория преформизма (С. Холл, А. Гезелл, Л. Термен).

Вторая позиция представлена теориями, которые отдают предпочтение социальным факторам. Согласно этой позиции ребенок в момент рождения является «чистой доской», под влиянием внешних (социальных) условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствия наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводит.

Третья позиция в решении этого вопроса представлена теорией В. Штерна, получившей название «теория конвергенции двух факторов». Согласно этой теории процесс психического развития определяется взаимодействием наследственности и среды.

Однако, по мнению отечественных психологов, только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью является движущей силой развития ребенка как члена общества, его психики и сознания.  

Структура личности. Наиболее известная структура личности была разработана  К.К. Платоновым.  Ученый предложил рассматривать личность как динамическую биосоциальную иерархическую структуру. Подструктуры личности расположены таким образом, что нижележащие в большей степени определяются биологическими, а вышележащие – социальными факторами.

В концепции К.К. Платонова выделяются следующие подструктуры (от низших – к высшим):

1. Биопсихические свойства личности: половые, возрастные и типологические (темперамент) свойства личности. Процесс формирования черт этой подструктуры идет за счет тренировки, а сами свойства личности должны рассматриваться на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

2. Индивидуальные особенности психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, восприятия, чувств, воли и др. Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется посредством упражнения и должен изучаться на индивидуально-психологическом уровне.

3. Опыт: знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся через обучение. Свойства данной подструктуры необходимо рассматривать на психолого-педагогическом уровне.

4. Направленность и отношения личности: желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Данные свойства формируются посредством воспитания и должны изучаться на социально-психологическом уровне.

А. В. Петровским и В.А. Петровским была разработана структура личности на основе персонологической теории. По мнению этих авторов, в структуру личности в первую очередь входит системная организация её индивидуальности, т.е. внутрииндивидная ( интраиндивидная ) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но не достаточная для понимания психологии личности.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены, по меньшей мере, два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений» как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела, которое составляет интериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой такие описанные выше феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Оказывается, что когда характеристики и само существование личности не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межличностное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо, личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную (надындивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляется посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия.

Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них получил название персонализации.

Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводиться к представленности её в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: