Информационный материал

Понятие о воображении. Воображение – это психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Его сущность состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует: либо объективно (впервые создается в обществе), либо субъективно (обладающих новизной только лишь для самого создателя). Основой создания подобного образа является прошлый опыт, знания, которые человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью, и в процессе речевого общения.

Воображение связано со всеми сторонами психической жизни человека: непосредственно базируется на представлениях, протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и вниманием, с эмоциональной сферой. Так, например, эмоции и чувства могут воплощаться в образ. И, наоборот, воображение может влиять на чувства.

Функции воображения. Воображение дает человеку возможность воздействовать на окружающую среду, планировать и целенаправленно изменять её, анализируя и прогнозируя события. Основное значение воображения состоит в том, месте, которое ему принадлежит в любом труде: труд невозможен без представления его конечного и промежуточных результатов.

Воображение – психологическая основа творчества. Оно – универсальная способность человека к порождению замысла и образа того, что лишь будет создано в процессе творческой работы путем преобразования практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта. Оно связано с нашей способностью и необходимостью творить новое (С.Л. Рубинштейн), «…одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» (Л.С. Выготский).

Воображение может выполнять гностическую (активно способствует познанию, помогает мышлению), прогностическую (позволяет «увидеть» предстоящее), воспитательную (произвольное создание на уровне фантазии и последующая реализация тех или иных качеств человека), защитную (удовлетворение потребностей, снижение напряжение и т.д.), коммуникативную (общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата) функции.

Физиологические основы воображения. Аналитико-синтетическая деятельность мозга, образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга, – физиологической основой воображения.

Виды воображения, их характеристика. Существуют несколько подходов к классификации видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо существенный признак воображения.

По характеру образов воображение может быть конкретным и абстрактным. Конкретное воображение оперирует единичными, вещными образами. Абстрактное воображение оперирует образами в виде обобщенных схем, символов.

По участию или не участию волевых процессов в воображении различают непроизвольное воображение и произвольное воображения. Непроизвольное воображение – воображение, характеризующееся неучастием в процессе создания образов целеполагания и волевого усилия. Произвольное воображение – воображение, которому присуще наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.

По признаку активности воображения различают активное и пассивное воображение. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, в основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Пассивное воображение – созерцательное воображение с его непроизвольными формами: преднамеренное (грезы и др.) и непреднамеренное (сновидения и др.);

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов активное воображение бывает воссоздающим и творческим, между которыми нет жесткой границы. Воссоздающее воображение – вид воображения, в ходе которого у человека возникают образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Этот вид воображения используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Он играет важную роль и в процессе коммуникации и в усвоении социального опыта. Оно тесно связано с памятью. Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, идеи, не существующие объекты, маловероятные или невероятные Творческое воображение является психологической основой творчества. Ведущая роль в этом виде воображения принадлежит не памяти, а эмоционально окрашенному мышлению.

Приемы творческого воображения: агглютинация, аналогия, акцентирование, преувеличение (преуменьшение), типизация.

Агглютинация (в переводе с греческого – склеивание) состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Например, кентавр в греческой мифологии – пример реализации такого приема.

Аналогия – прием, благодаря которому строится образ в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Результаты такого приема можно найти в существующих ныне инженерных сооружениях (например, локатор, самолет).

Акцентирование – процесс особого выделения в создаваемом образе какой-либо части, детали. Примером использования такого приема служат карикатура, шарж.

Преувеличение (преуменьшение) – увеличение всего объекта в целом. Известные примеры реализации такого приема находим в ряде художественных произведений «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов», в народных сказках, былинах, в которых герои изображаются могучего телосложения, со сверхчеловеческой силой и т.д.

Типизация – процесс выделения в образе типичной, много раз повторяющейся особенности, присущей модели. Активно этот прием используется писателями, художниками, скульпторами.

Компоненты воображения

Сновидения – случай непроизвольной работы пассивного воображения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Человек находится во власти этих образов, не оперируя ими. Есть мнение, что в данном случае образами движут аффективные потребности, влечения (З. Фрейд).

Грезы –это произвольная трансформация образов пассивным воображением, намеренно вызванные образы фантазии, не связанные с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают в воображении, а не формируются им. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом, но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже может свидетельствовать об определенных нарушениях психического развития.

Особой формой воображения является мечта, заключающаяся в самостоятельном создании новых образов. Мечта – это всегда образ желаемого события, явления. Но особенность ее в том, что она не включена в творческую деятельность, и потому не дает немедленно и непосредственно объективного творческого продукта.

Индивидуальные особенности воображения

Яркость образов, степень соотнесения образов с реальностью, степень организованности воображения (подчиненности поставленной задаче), область деятельности – основные линии, по которым можно наблюдать индивидуальные различия воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: