Информационный материал

Понятие об эмоциях и чувствах.   Функции эмоций. «Эмоции», «чувства», «эмоциональные состояния» и «эмоциональные переживания» – категории, которые часто рассматривают как синонимичные понятия. Можно сказать, что эмоции ситуативны, чувства есть результат обобщения эмоциональных состояний. На этом же основании Эмоциональные состояния и эмоциональные переживания могут быть отнесены либо к классу «эмоции», либо к классу «чувства».

Эмоции (чувства) своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции (чувства) отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека и выражаются в форме переживаний. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в эмоциях и чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности.

Эмоции и чувства – это психофизиологические феномены, поэтому о переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания).

Эмоции (чувства) играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека. Говорят об отражательно-оценочной, управляющей, защитной, мобилизующей, компенсаторной, сигнальной функциях эмоций. Выделяют также дезорганизующую роль эмоций в поведении человека.

Классификация эмоций и чувств

Подходов к выделению эмоций, эмоциональных состояний и чувств существует огромное множество. Остановимся лишь на некоторых из них.

1. Согласно одному из принятых подходов, различают негативные (горе, печаль), позитивные (радость, счастье) и нейтральные эмоции. Такие эмоции как удивление, любознательность, интерес относят к разряду нейтральных эмоций. В основе данной классификации лежит критерий получивший название – «знак эмоции».

2. Еще один подход к классификации эмоций выделяет эмоции стенические и астенические. Критерием выделения данной группы эмоций является отношение к деятельности. Стенические – это эмоции, отличающиеся действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил, способствуют успешному выполнению деятельности. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, расслабляют человека и препятствуют успешному выполнению деятельности. 

3. Различают низшие и высшие эмоции (чувства). Критерий выделения эмоций и чувств в данном случае – уровень эмоциональной сферы человека.

Низшие эмоции даны от рождения. Они тесно связаны с успешностью удовлетворения потребностей. Высшие чувства – результат социальной жизни человека. Высшими чувствами называют те чувства, которые включают все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Высшие чувства – это нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные (моральные) – выражают отношение человека к человеку, к обществу. Нравственныечувства – это любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.

Интеллектуальные чувства – выражают отношение человека к процессу познания, его успешности и неуспешности. Развитие интеллектуальных чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, и связано с оценкой процесса познания и его результатов.

Эстетические чувства выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или – в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности – как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека.

Уровень развитости и содержательности эстетических, нравственных и интеллектуальных чувств выступает существенно важным показателем социальной зрелости личности.

4. Согласно следующему подходу, можно вести речь еще об одной группе эмоциональных состояний – аффекты, настроение, страсть. Интенсивность и продолжительность во времени – критерии выделения данных эмоциональных состояний. Аффекты – интенсивное, но кратковременное эмоциональное переживание. Страсть – интенсивное и продолжительное эмоциональное переживание. Настроение – слабая интенсивность, но длительное по времени эмоциональные состояния.

5. Еще одна группа эмоциональных состояний – стресс и фрустрация

Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Фрустрация по мнению Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко представляет собой психическое состояние, связанное с неуспехом в удовлетворении потребности или желания. Фрустрация возникает в ситуациях трудно преодолимых препятствий, мешающих удовлетворению потребностей.

6. В концепции К. Изарда выделены основные эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности

Основные различия в эмоциональной сфере личности связывают с различием в содержании чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются, и какое отношение человека к ним они выражают. Отношение к себе, отношение к миру, к другому человеку – все это предмет эмоциональных переживаний личности.    Типичные различия эмоциональных особенностей личности также могут выражаться в сильной или слабой эмоциональной возбудимости; в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Кроме того, можно различать: силу или интенсивность чувства и его глубину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: