Информационный материал

Понятие о воле в психологии. Все действия человека можно условно разделить на импульсивные, которыенепосредственновызываются субъективными желаниями (голод, жажда и пр.), и волевые, связанные с необходимостью преодоления препятствий удовлетворения потребностей и активно преобразующими действительность.

Долгое время считалось, что для управления волевыми действиями у человека существует особая психическая способность – «воля». Однако, как считает В.А. Иванников, «воля» есть не более, чем теоретическая конструкция, понятие, используемое в психологии для объяснения трех типов ситуаций:

1) порождение мотивационно необеспеченных, но необходимых по решению человека действий;

2) выбор в ситуации равнопривлекательных альтернатив поведения;

3) намеренная регуляция исполнительных действий и психических процессов и состояний.

В.А. Иванников полагает, что под понятием воли скрывается психический механизм, который можно назвать «волевой регуляцией действий». Следует различать непроизвольную, произвольную и волевую регуляцию действий. Непроизвольная регуляция характеризуется достаточностью условий для автоматического исполнения действий и решения различных задач. В произвольной регуляции субъект действия регуляции вынужден намеренно регулировать отдельные параметры действий и психических процессов. Волевая регуляция есть разновидность произвольной регуляции; она осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения. Поскольку волевое действие часто является поступком, который характеризует личность, а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование), то можно считать, что волевая регуляция личностный уровень произвольной регуляции.

Таким образом, воля проявляется как высшая психическая функция (ВПФ), которая, как и другие ВПФ, оказывается социальной по происхождению и осознанной по способу функционирования.

Характеристика волевых действий и волевой регуляции поведения.

Общие характеристики волевого действия (по В.А. Иванникову):

1) волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

2) волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

3) волевое действие имеет исходный и проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

4) волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Структура волевого акта включает в себя последовательность нескольких этапов: 1) побуждение к совершению действия (желание/влечение); 2) осмысление цели действия; 3) появление дополнительных и контр-мотивов; 4) борьба мотивов; 5) принятие решения о действии; 6) волевое усилие; 7) исполнение волевого действия (внутреннее/внешнее).

Компоненты воли. А.Ц. Пуни выделил 3 компонента в любом волевом действии:

1. Познавательный компонент – заключается в поиске правильных решений, контроле за их выполнением и оценке результатов действия.

2. Исполнительный компонент – заключается регуляции выполнения действия через сознательное самопринуждение.

3. Эмоциональный компонент – заключается в усилении познавательных и исполнительных процессов через самомотивирование. Как правило, это происходит путем актуализации моральных мотивов действия – человек начинает переживать воодушевление, чувство долга, чести и т.п.

К волевым проявлениям личности относят феномен, названный американским психологом Дж. Роттером «локусом контроля» – приписывание личностью своих успехов и неудач преимущественно внешним (экстернальный локус контроля) или внутренним (интернальный локус контроля) причинам.

На основе совершения волевых действий у личности могут формироваться волевые качества: решительность, целеустремленность, настойчивость, упорство, уверенность, инициативность, самостоятельность, смелость, терпеливость, энергичность и др.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü какие типы ситуаций объясняются понятием «воля» в психологии;

ü специфику непроизвольной, произвольной и волевой регуляции поведения;

ü структуру волевого акта;

ü компоненты воли: познавательный, исполнительный, эмоциональный (А.Ц. Пуни).

Уметь:

ü описывать признаки волевого действия и приводить примеры проявления разных волевых качеств;

ü выделять познавательный, исполнительный, эмоциональный компоненты воли человека в реальных жизненных ситуациях.

Владеть:

ü навыками распознавания волевых действий и волевых качеств человека;

ü навыками анализа структуры волевого акта.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки. Законспектируйте Главу 12. Воля (С. 310-350) учебника «Общая психология и психология личности» под ред. А.А. Реана. Перерисуйте из учебника схему волевого действия.

2. Выясните, в чем заключаются физиологические механизмы волевого акта.

3. Законспектируйте Лекцию «Проблема воли в современной психологии» (С. 185-203) из книги «Психологические механизмы волевой регуляции» В.А. Иванникова.

4. Выпишите и запомните признаки волевого действия, а также определения непроизвольной, произвольной и волевой регуляции поведения.

5. Составьте схему волевого акта и схему компонентов волевого действия.

6. Запомните основные волевые качества личности и приведите примеры их проявлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: