Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексом воздействий – внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека.
Потребность – это состояние человека, обусловленное нуждой, необходимостью в чем-либо.
Для понимания трудового поведения человека и построения обоснованной системы воздействия на мотивацию подчиненных важно понимание тех психологических закономерностей и ключевых принципов, которые лежат в основе трудовой мотивации.
К ключевым принципам трудовой мотивации могут быть отнесены:
• полимотивированность трудового поведения;
• иерархическая организация мотивов;
• компенсаторные отношения между мотивами;
• принцип справедливости;
• принцип подкрепления.
Одним из основных способов достижения эффективной мотивации труда является стимулирование.
Стимулирование – это система внешних воздействий, влияющих на мотивацию сотрудника.
Задание 1. Ситуация для анализа
Руководителям приходится работать с людьми, отличающимися разными запросами и разной чувствительностью к одним и тем же воздействиям. Чтобы выбирать наиболее действенные стимулы для каждого подчиненного, надо знать, какие мотивы являются для него ведущими.
Представьте себе, что вы руководитель подразделения и вам нужно подобрать наиболее эффективные средства воздействия на трех подчиненных.
Николай Иванович, 54 года. Женат, имеет взрослых сыновей, старший работает в банке, младший заканчивает в этом году университет. Николай Иванович отличный специалист, к нему часто обращаются за советом другие сотрудники. Он очень спокойный, мягкий человек. Что вас волнует – это его обидчивость и желание настоять на своей правоте.
Алексей, 24 года, холост. Молодой специалист, талантливый, амбициозный. Иногда не рассчитывает свои силы, беря на себя слишком трудные задачи, из-за чего бывают срывы сроков выполнения работ и конфликты с другими сотрудниками.
Оксана, 22 года, замужем, имеет маленького ребенка. С ребенком сидит приходящая няня. Оксана – хороший секретарь, она исполнительна, добросовестна. Сотрудники считают, что на нее можно положиться. Не так давно ей предложили перейти в отдел маркетинга с более высоким окладом, но она отказалась, потому что там пришлось бы регулярно задерживаться на работе, а этого делать она не может из-за ребенка. Кроме того, она считает, что здесь у нее хорошие коллеги, и «от добра добра не ищут».