D. Индивидуальный стиль
7. Система удовлетворенности каждого члена коллектива различными сторонами деятельности организации называется:
A. Организационная культура
B. Корпоративная культура
C. Групповая динамика
D. Социально-психологический климат
8. Элементом корпоративной культуры не являются:
A. Ценности
B. Желания
C. Убеждения
D. Установки
9. Методом, направленным на формирование и поддержание корпоративной культуры не является:
A. Эффективная коммуникация
B. Обучение персонала
C. Внедрение корпоративной символики
D. Система стимулирования
10. Субъективным фактором, влияющим на поведение человека в организации, являются:
A. Групповые нормы
B. Личностные особенности
C. Система стимулирования
D. Имидж организации
Тема 6. Общение в управленческой деятельности
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися людьми.
Обмен информацией может осуществляться при помощи речи (вербально) и при помощи мимики, жестов, поз, особенностей взгляда, пространственной организации (невербально).
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями.
Выделяются следующие типы взаимодействия - кооперация и конкуренция.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» его психологических свойств, качеств и поведения по внешним, физическим характеристикам. Основными механизмами познания другого человека являются идентефикация, эмпатия и рефлексия.
В процессе межличностного восприятия и понимания возникает ряд эффектов: каузалъной атрибуции, стереотипизацш, установки, проекции первичности, недавности (новизны), ореола, авторитета.
Задание 1.
Дайте определение и приведите примеры учета и использования в управленческой деятельности следующих механизмов и эффектов перцептивной стороны общения:
Идентификация –
Эмпатия –
Рефлексия –
Каузальная атрибуция –
Проекция –
Стереотип –
Установка –
Эффект ореола –
Эффект авторитета –
Эффект первичности –
Эффект новизны –
Как данные социально-психологические явления влияют на восприятие человека человеком в процессе общения?
Задание 2.
Для каждой из акцентуаций характера подготовьте практические рекомендации по установлению психологического контакта и выбору способов воздействия при решении профессиональных задач.
· Гипертимный
· Гипотимный
· Циклоидный
· Лабильный
· Психастенический
· Астено-невротический
· Истероидный
· Сензетивный
· Шизоидный
· Эпилептоидный
· Неустойчивый
· Конформный
· Паранояльный
Задание 3.
Для каждого из типов темперамента подготовьте практические рекомендации по установлению психологического контакта и выбору способов воздействия при решении профессиональных задач.
· Сангвиник
· Холерик
· Флегматик
· Меланхолик
Задание 4. В каких ситуациях управленческой деятельности могут использоваться следующие способы аргументации?
1. Конкретные примеры: приведение конкретных примеров, подтверждающих основной тезис.
2. Иллюстрации: использование пословиц и поговорок, анекдотов, примеров из литературных произведений и т. д. для повышения убедительности основного тезиса.
3. Позитивная аргументация: изложение положительных результатов и выгод от принятия данной точки зрения или предложения.
4. Негативная аргументация: изложение негативных моментов, отрицательных результатов и последствий, которые возможны в случае непринятия основного тезиса.
5. Ссылка на авторитеты: ссылки на народную мудрость, на великих людей, данные научных исследований и т. д.
6. Логическая аргументация: обоснование своей позиции с использованием логических приемов («Если… то…», «Отсюда следует…»).
7. Эмоциональная аргументация: ссылки на эмоции, отношения, чувства, настроения и т. д. для обоснование справедливости основного тезиса («Приятно, когда…», «Здорово, что можно…», «Вызывает справедливое негодование тот факт, что…» и др.).
8. Гиперболизация: преувеличение, доведение идеи до абсурда с целью подтверждения основного тезиса.
9. Парадоксальные аргументы: неожиданные странные суждения, не соответствующие общепринятым мнениям;
10. Опережающее обсуждение возражений: опережающий самостоятельный показ слабости тех или иных аргументов;
11. Демонстрация собственной убежденности и искренности: собственная увлеченность темой.
12. Использование личных местоимений: частое использование местоимений «мы», «нам», «наше».