Тема: СССР в период перестройки

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Знать:

Характер и последствия  перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР.

Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов».

Уметь:

Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки.

 Характеризовать (политический портрет) М.С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы).

Определять положительные и отрицательные стороны периода правления М.С. Горбачева в период перестройки.

Учебная цель:

Изучение особенностей общественно-политического и экономического развития СССР в период перестройки.

Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, включая Интенет-ресурсы.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 101.

Задание1: Ознакомьтесь с особенностями общественно-политического и экономического развития СССР в середине 1960-х – 1980-х гг. используя следующие источники информации:

- Учебник История В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 201») – п. 101 с. 363 – 366.

После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».

Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:

1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;

2) возродить частный сектор экономики;

3) отказаться от внешнеторговой монополии;

4) сократить число административных инстанций;

5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.

Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.

Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета – Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.

Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:

1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;

2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;

3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.

В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:

1) либерально-демократическая;

2) коммунистическая партии.

В самой КПСС явно обозначились три течения:

1) социал-демократическое;

2) центристское;

3) пародоксально-традиционалистическое.

 

Задание 2: Сделайте вывод об основных причинах распада СССР. (3б)

Причины распада СССР
 
 
 

Задание 3: После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития. (2б)

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №26

Тема: СССР в 1945-1991гг

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Знать:

Характер и последствия  развития  СССР с 1941-1991гг.

Уметь:

Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни.

 Определять положительные и отрицательные стороны проводимых преобразований.

  Учебная цель:

Изучение особенностей общественно-политического и экономического развития СССР c 1941-1991гг.

Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, включая Интенет-ресурсы.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н.

 

Задание1: Используя материал учебника и лекции, заполните таблицу(5б)

 «Развитие СССР с 1953 по 1991 гг.».

Развитие СССР с 1953 по 1991 гг.».

Критерии сравнения

СССР в 50-х – начале 60-х гг. XX в.

СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX в.

СССР во второй половине 80-х – начале 1990-х гг.
Период правления Н.С. Хрущева – «Оттепель» Период правления Л.И. Брежнева – «Застой» Правление Ю.В. Андропова Правление К.У. Черненко Период правления М.С. Горбачева – «Перестройка»
Внутренняя политика          
Внешняя политика          
Положительные стороны          
Отрицательные стороны          

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: