Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Знать:
Характер и последствия перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР.
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов».
Уметь:
Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки.
Характеризовать (политический портрет) М.С. Горбачева (с привлечением дополнительной литературы).
Определять положительные и отрицательные стороны периода правления М.С. Горбачева в период перестройки.
Учебная цель:
Изучение особенностей общественно-политического и экономического развития СССР в период перестройки.
Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, включая Интенет-ресурсы.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Учебно-методическая литература:
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 101.
Задание1: Ознакомьтесь с особенностями общественно-политического и экономического развития СССР в середине 1960-х – 1980-х гг. используя следующие источники информации:
- Учебник История В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 201») – п. 101 с. 363 – 366.
После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».
Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:
1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;
2) возродить частный сектор экономики;
3) отказаться от внешнеторговой монополии;
4) сократить число административных инстанций;
5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.
Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.
Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета – Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.
Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:
1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;
2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;
3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.
В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:
1) либерально-демократическая;
2) коммунистическая партии.
В самой КПСС явно обозначились три течения:
1) социал-демократическое;
2) центристское;
3) пародоксально-традиционалистическое.
Задание 2: Сделайте вывод об основных причинах распада СССР. (3б)
Причины распада СССР |
Задание 3: После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития. (2б)
Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».
А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №26
Тема: СССР в 1945-1991гг
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Знать:
Характер и последствия развития СССР с 1941-1991гг.
Уметь:
Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни.
Определять положительные и отрицательные стороны проводимых преобразований.
Учебная цель:
Изучение особенностей общественно-политического и экономического развития СССР c 1941-1991гг.
Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, включая Интенет-ресурсы.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Учебно-методическая литература:
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н.
Задание1: Используя материал учебника и лекции, заполните таблицу(5б)
«Развитие СССР с 1953 по 1991 гг.».
Развитие СССР с 1953 по 1991 гг.». | |||||
Критерии сравнения | СССР в 50-х – начале 60-х гг. XX в. | СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX в. | СССР во второй половине 80-х – начале 1990-х гг. | ||
Период правления Н.С. Хрущева – «Оттепель» | Период правления Л.И. Брежнева – «Застой» | Правление Ю.В. Андропова | Правление К.У. Черненко | Период правления М.С. Горбачева – «Перестройка» | |
Внутренняя политика | |||||
Внешняя политика | |||||
Положительные стороны | |||||
Отрицательные стороны |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №27