— Ты читал «Тома Сойера»?
— Нет.
— А «Вия»?
— Нет.
— Счастливый, — вздохнул с завистью старший.
И правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенны-
130
ми от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важ-но лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти пре-красные книги.
(С. Михалков)
2) Подумайте и объясните, как автору удалось дословно пере-дать услышанный разговор и чувства одного из его участников. Как называются использованные автором формы речи? Чем они различа-ются?
168. 1) Прочитайте текст Василия Александровича Сухомлинского. Из скольких реплик состоит диалог? Постарайтесь догадаться, каким было продолжение последней реплики.
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и остави-ли с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встре-чает десятое поколение детей. Дове-дёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе испол-нится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учи-теля смотрят в чёрные, синие, голу-бые глаза ребятишек.
— Дети, вы не видели, как задол-го до рассвета восходит заря? — спра-шивает Иван Филиппович, и его ла-сковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.
— Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
— А не видели вы, как соловей пьёт росу?
— Нет, не видели…
— А как шмель чистит крылышки, перед тем как уле-теть с цветка?
— Не видели…
— Какие же вы счастливые… — говорит учитель.
2) Прочитайте монолог учителя Ивана Филипповича. Насколько верными оказались ваши предположения?
— Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах,
131
затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснув-шись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем де-рева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и бы-стрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!
3) Составьте небольшое монологическое высказывание на тему «Что делает нас счастливыми». Запишите составленный монолог.
169. Составьте и разыграйте диалоги (пять — семь реплик) в одной из ситуаций: 1) беседа за завтраком; 2) обсуждение воскресных планов; 3) случайная встреча одноклассников на катке (в театре, в спортклу-бе, в библиотеке, в зоопарке, в магазине).
170. Орфографический практикум.