Философия Нового времени

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

К философии Нового времени принято относить европейскую философию XVII – первой трети XIX века. Данный период философствования качественно отличается от античной и средневековой философии по содержанию, по методологическим принципам и по специфики проблем, которые оказались в центре внимания. Для этого исторического периода было характерно становление и бурное развитие индустриального общества в Европе (можно употребить для характеристики данного общества термин «капитализм»). В политической сфере формируются идеи о естественных правах и свободах человека, о гражданском обществе и правовом государстве. В культурной сфере на первый план выходит научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия.

Основу индустриального общества в эпоху Нового времени составляет развитие техники, что требует развития науки. Это наложило яркий отпечаток на философскую мысль эпохи: на одно из первых мест в философии выдвигается проблема научного метода. Крупнейшие философы Европы пытаются найти наиболее краткий и экономный путь к научной истине. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — главная черта философии нового времени.

Другой особенностью философии Нового времени является возникновение и господство прогрессизма: исторический процесс понимается как основанное на росте могущества человеческого разума господство человека над природой, улучшение общественных порядков, увеличение образованности и просвещенности населения.

В философии Нового времени происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени также характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опытного естествознания.

Основной тенденцией развития новоевропейской философии была всесторонняя реализация новой формы рационализма, хотя конечно, общая картина была достаточно сложной, выдвигались и его альтернативы. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм. Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт. Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

 

ФИЛОСОФИЯ ЭМПИРИЗМА

ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626) – английский философ, лорд-канцлер при короле Якове I. В своем основном произведении «Новый органон» (1620) он обозначил целью науки увеличить власть человека над природой, предлагая реформу научного метода – очистить разум от заблуждений («идолов», или «призраков»), обратиться к опыту, обработанному посредством индукции. При этом последняя должна основываться на эксперименте.

Бэкон резко отмежевался от предложенного ещё Аристотелем метода установления истины из априорных предположений, предлагая производить множество экспериментов, которые способствуют ускорению темпа и строгости научного открытия.

Важнейшим условием познания является его опора на новые научные принципы. Необходимо очистить познание от мешающих ему «призраков», т. е. определенных установок сознания или сложившихся традиций мышления. Английский философ считал, что существуют четыре вида призраков, которые «осаждают умы людей»: призраки рода, пещеры, рынка, театра. Под призраками рода Бэкон понимает некоторые устойчивые человеческие представления. Призраки пещеры – это заблуждения одного отдельного человека, детерминированные его индивидуальными особенностями, призраки рынка порождаются мнением толпы или большинства, а призраки театра – это вера в авторитеты – мнения ученых, священников (здесь Бэкон имеет в виду прежде всего мудрствования схоластов). Только подвергнув свое знание строгой проверке, мы можем познать истину. Главный учитель человека – природа.

В отличие от античной философии, которая видела свою задачу в созерцании природы и средневековой, которая ставила целью постижение Бога Бэкон считал, что цель научного познания в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука – это средство, а не цель сама по себе; человек же в этой связи – властелин природы. То есть, чтобы подчинить себе природу, следует изучить ее законы и научиться использовать свое знание на практике. Именно английскому философу принадлежит знаменитое изречение «Знание – сила», в котором скрыт весь смысл философской концепции Бэкона.

Человек, у Бэкона, выступает как познающее и деятельное начало (субъект), а природа – это объект, познаваемый и используемый.

Понятие опыта – центральное в философии Бэкона; именно от него берет свое начало познание и к нему же приходит, в опыте проверяется истинность знания. Вне чувственного освоения действительности не может быть никакого знания, без чувств слеп разум, считает английский философ.

В своих трудах Бэкон отчетливо ставит проблему не просто познания как такового, но и метода познания. И здесь важной его заслугой является философское обоснование индукции (метод, основанный на движении познания от частного к общему). Индукция, с его точки зрения, может быть полной и неполной. Идеал познания – полная индукция, т. е. такая, которая означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления.

Естественно, что такая задача трудноразрешима, но несмотря на это Бэкон верил, что со временем наука решит и эту задачу; но пока большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. В результате, выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, и в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Вместе с тем, в науку нельзя допускать пустые фантазии, оторванные от опыта, – вот общая канва суждений английского эмпириста.

Три описанных (в философских концепциях) пути познания Бэкон рассматривает как путь муравья, путь паука и путь пчелы. Путь муравья, жилище которого представляет кучу мелких частиц, собираемых им день за днем, означает путь грубого эмпиризма, когда знание представляет собой нагромождение отдельных фактов, никак не систематизированных и необработанных. Паук, строит паутину, выплетая нити из самого себя, так и рационалист, создает умозрительные концепции исходя из данных разума без всякой опоры на опыт. И только тот, кто идет путем пчелы, сооружающей соты, опирается и на опыт и систематизирует материал, обрабатывая его с помощью индукции, достигает истины.

Френсис Бэкон неслучайно был тем ученым, с которого начинается новый этап развития философии; его концепция – это поистине гимн научному знанию, основа формирования современных ценностей научного познания, зарождение «нового европейского мышления».

 

ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛИЗМА

РЕНЕ ДЕКАРТ (латинизированное имя – Cartesius, Картезий, отсюда название его философии – «картезианство») – французский философ и математик. Основные работы: "Рассуждение о методе" (1637), "Размышления о первой философии" (1641), "Начала философии" (1644).

Центральным моментом философии Декарта является дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Он отождествляя материю с протяженностью и понимает её даже не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт выдвигает мысль о беспредельности и однородности мировой материи (пространство), которая не имеет пустот и делима до беспредельности (в противоположность античному атомизму). Каждая частица материи – инертная и пассивная масса. Движение, представляющая собой перемещение тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения выступает бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их в таком состоянии.

К определению человека Декарт подходит с тех позиций, что человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие тела и души совершается, по предположению французского философа, посредством особого органа, т. н. шишковидной железы. Воля – наиглавнейшая способность человеческой души. Аффекты, или страсти действуют таким образом, что располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Душу с телом соедини сам бог, отличив тем самым человека от животных; животные не обладают сознанием – они являются автоматами, лишенными души.

Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

В сфере философских вопросов, которые разрабатывал Декарт, первейшее значение имел вопрос о методе познания. Как и Бэкон, Декарт усматривал задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Он ищет безусловно достоверное исходное основоположение для любого знания и метод, с помощью которого можно столь же достоверное здание всей науки. Ничего этого нет в схоластике, считает Декарт, поэтому отправной точкой его философских рассуждений становится сомнение в истинности общепризнанного знания. Однако это не агностицизм, а лишь предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Между тем само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же является одним из актов мышления. Я сомневаюсь, так как я мыслю. Если, т. о., сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего. Отсюда фундаментальный вывод Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую" (Cogito ergo sum).

Истины математики, говорит Декарт, обладают совершенной достоверностью, а также всеобщностью и необходимостью, которые вытекают самой природы интеллекта. В связи с этим неслучаен тот факт, что Декарт отвёл последнему исключительную роль в процессе познания и дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные положения (аксиомы) и которое состоит из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом интуитивно усматривает разум. С помощью достоверных средств мышления – интуиции и дедукции, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Декарт выделял целый ряд правил рационалистического метода, которые можно свести к четырем основным:

1)допускать в качестве истинных только те положения, которые представляются ясными и отчётливыми и не вызывают никаких сомнений в их истинности; 2) дробить каждую сложную проблему на составные, частные проблемы и задачи; 3) переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пробелов в логических звеньях исследования

 

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Уже в период первых буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики.

В ХVIII веке выступления материализма против религии и идеализма приобрели еще более острый характер. Основным центром борьбы в Западной Европе стала Франция. Французский материализм XVIII века был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями Жюльен Ламетри (1709-1750), Дени Дидро (1713-1784), Поль Гольбах (1723-1789), Клод Гельвеций (1715-1771). Французские материалисты XVIII в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы. Творчество всех указанных философов было частью культурного наследия эпохи, которую в истории человеческой цивилизации неслучайно называют эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки как критерии прогресса общества – в этом заключалась важнейшая черта взглядов передовых философов того времени.

ЖЮЛЬЕН ЛАМЕТРИ (1709–1751), французский философ и медик. Имея возможность практиковаться в области медицины пришел к выводу, что душа – всего лишь функция сердца и мозга.

Его идеи были опубликованы в работе «Естественной истории души», а затем, после того как автор книги подвергся преследованиям, а книга публично сожжена, он уезжает в Голландию, где пишет еще более радикальную работу «Человек-машина» (1747).

Ламетри пытается доказать, что человек представляет собой не что иное, как сложно организованная материя. Те, кто считает, что мышление предполагает существование бестелесной души, никак не обосновали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают лишь тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно – большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела.

Между тем цель жизни человека – чувственные наслаждения, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе.

ПОЛЬ ГОЛЬБАХ (1723 - 1789) – французский философ материалист, просветитель, энциклопедист; не только крупнейший представитель французского Просвещения, но и систематизатор мировоззрения своих современников.

Гольбах считал, что материальный мир, природа первичны и несотворимы, бесконечны во времени и пространстве; они существуют независимо от сознания человека. Материя, с его точки зрения, – это совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, которые обладают такими свойствами как вес, фигура, протяжённость, непроницаемость, движение. Все формы движения Гольбах сводит к механическому перемещению. Материя и движение неразрывно связаны. Движение будучи атрибутом материи так же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Он отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь специфическим образом организованным формам материи.

Существуют объективные закономерности материального мира, считал французский просветитель, и в их в основе лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями.

Человек, являясь частью природы, подчинён ее законам. Свободу воли Гольбах отрицал по причине обусловленности поведения людей. Как и другие сенсуалисты, он исходил из посылки, что источником познания являются ощущение; познание же вообще является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: