Задача № 1.
Ознакомьтесь со схемой этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанной Доктором нейрофизиологии К. Ханнафордом:
Возраст | Этапы развития области головного мозга | Функции |
От зачатия до 15 мес | Стволовые струк-туры | Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
15 мес — 4,5 г | Лимбичсская система | Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5-7 лет | Правое (образное) полушарие | Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7—9 лет | Левое (логическое) полу шарие | Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук |
8 лет | Лобная доля | Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование |
9—12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | Комплексная обработка информации всем мозгом |
12—16 лет | Гормональный всплеск | Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16—21 год | Целостная система интеллекта и тела | Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
21 год и далее | Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей | Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков |
|
|
Вопрос: Укажите, каким образом должно быть построено обучение и воспитание ребенка, чтобы оно содействовало психическому развитию на каждом возрастном этапе?
Заполните таблицу, предварительно изучив книгу Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»:
Возраст | Этапы развития области головного мозга | Социальные условия развития мозга ребенка |
От зачатия до 15 мес | Стволовые структуры | |
15 мес — 4,5 г | Лимбичсская система | |
4,5-7 лет | Правое (образное) полушарие | |
7—9 лет | Левое (логическое) полушарие | |
8 лет | Лобная доля | |
9—12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | |
12—16 лет | Гормональный всплеск | |
16—21 год | Целостная система интеллекта и тела | |
21 год и далее | Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей |
Задача № 2.
Предварительно, ознакомившись с литературой, составьте рекомендации будущей матери, которая хочет выносить, родить и вырастить здорового ребенка.
|
|
Литературные источники:
Задача № 3.
Выделите факторы, влияющие на сексуальность и половую идентичность в юности. Как изменилось отношение к мужской и женской сексуальности в современном обществе? Что можно сделать, чтобы снизить степень риска в сексуальном поведении юношей?
Задача №4. Были ли дети с особенностями в развитии в Вашем классе (школе). С какими проблемами вы и они сталкивались?
· Психически неуравновешенные;
· Одаренные;
· Гиперактивные;
· Снижен интеллект;
· Трудности в общении;
· Инвалид детства;
· ЗПР;
· Другое.
Задача №5. Среди трудностей совместного обучения детей, не имеющих проблем в обучении, и детей с особыми образовательными потребностями педагоги выделяют следующие группы. Проранжируйте эти группы трудностей по значимости и прокомментируйте вашу позицию:
· трудности, связанные с организацией учебной деятельности (78%);
· трудности в освоении учебной программы (62%);
· трудности, связанные с отношениями между детьми (например, непринятие здоровых детей в свой коллектив детей с ОВЗ) (29%);
· трудности в воспитательном процессе (16%);
· трудности, связанные с формированием классного коллектива (13%);
· трудности, связанные с физиологическими особенностями детей с ОВЗ (к примеру, для некоторых видов заболеваний характерно раннее половое созревание) (10%).
Примечание. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
1. детей с НОДА;
2. детей с диагнозом умственной отсталости;
3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
4. детей с заболеванием аутического спектра;
5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.
Задача №6.
Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать обучать речи после трех лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие восприятия, памяти, мышления.
В чем психологическая причина подобного явления?
Задание № 1.
Найдите и ознакомьтесь с типологией дизонтогенеза(В.В.Лебединский). Заполните таблицу.
Тип дизонтогенеза | Основные формы и модели | Характеристики: функциональные и психологические | Причины и проявления |
1.Недоразвитие | олигофрения | ||
2.Задержанное-ЗПР | инфантилизм | ||
3.Поврежденное | деменция | ||
4.Дефицитарное | Нарушение слуха, речи, зрения, ДЦП (движений) | ||
5.Искаженное | РДА (аутизм) | ||
6.Дисгармоническое | психопатия |
Задание № 2.
Анкета «Проблемы инклюзии»
Письменно ответьте на вопросы анкеты и сделайте вывод об уровне собственной компетентности об инклюзивном образовании.
Просим Вас подчеркнуть вариант ответа:
1) Уровень готовности школьной инфраструктуры:
‒высокий,
‒средний,
‒низкий,
‒ОУ не готово.
2) Какие должны быть специалисты в ОУ:
‒координатор по инклюзивному образованию,
‒дефектолог,
‒педагог-психолог,
‒сурдопедагог,
‒тифлопедагог,
‒врач,
‒социальный педагог,
‒АВА-терапист,
‒специалист ЛФК и др.
3) Готовы ли педагоги к обучению детей с ОВЗ?
‒Да.
Если да, то:
‒5%,
‒10%,
‒15%,
‒20%,
‒25%,
‒50%,
‒75%,
‒100% педагогов.
‒Нет.
4) Готовы ли дети к совместному обучению в их классе детей с ОВЗ?
‒Да.
Если да, то:
‒5%,
‒10%,
‒15%,
‒20%,
‒25%,
‒50%,
‒75%,
‒100%
‒Нет.
5) Готовы родители учащихся школы к совместному обучению в их классе детей
с ОВЗ?
‒Да.
Если да, то:
‒5%,
‒10%,
‒15%,
‒20%,
‒25%,
‒50%,
‒75%,
‒100% педагогов.
‒Нет.
6) Готовы ли родители детей с ОВЗ к обучению и воспитанию их детей:
‒в дошкольном ОУ,
‒в начальной школе,
‒в средней школе,
‒в гимназии,
‒в лицее,
‒в колледже,
‒в профессиональном училище,
‒в профессиональном лицее,
‒в техникуме,
‒в вузе?
- Нет.
7) Какая необходима подготовка и повышение квалификации педагогов?
а) Курсы повышения квалификации:
‒учебная программа 108 часов,
‒учебная программа 72 часа,
‒учебная программа 36 часов.
б) Спецкурсы в ВУЗе.
в) Модульные программы.
г) Дистанционное обучение.
е) Факультативы.
ж) Другое _________________________________________________________
8. Общая характеристика учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении (в классе).
* Виды нарушений здоровья:
‒с нарушениями слуха (I‒II вид коррекционного обучения) _____ чел.
‒с нарушениями зрения (III‒IV вид коррекционного обучения) ____чел.
‒с нарушениями речи (V вид коррекционного обучения) _______чел.
‒с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (VI вид коррекци-
онного обучения)_____чел.
‒с нарушениями психических функций (VII вид коррекционного обуче-
ния)________чел.
‒со сложными дефектами __________чел.
- с нарушениями интеллектуального развития (VIII вид коррекционного об-
учения)______чел.
- другое.
9) Какой диагноз имеют ученики, находящиеся на индивидуальном обучении?
10) Для учеников, с какими нарушениями здоровья используется дистанционная
форма образования (диагнозы ПМПК)? ____________________________________
________________________________________________________________
Литература
1. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009. – 480 с.
2. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. - https://studfiles.net/preview/399183/page:6/
3. Косяк В.А. Эпистимиология человеческой телесности. Сумы: Университетская книга, 2002.
4. Кудрявцев В. «Дано мне тело…» О развивающей педагогике оздоровления. - http://psypress.ru/articles/26741.shtml
5. Мухина В.С. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3 С. 65-94.
6. Наталов Г.Г Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория практика физ. онтогенез телесности: особенности восприятия тела в подростковом возрасте. - http://psypress.ru/articles/22643.shtml
7. Шалыгина О.В., Холмогорова А.Б. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для психического здоровья детей, подростков и молодежи. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. с. 36-68.
8. Ижванова Е.М. Гендерные аспекты маскулинности / Ижванова Е.М. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, 11 стр.]
9. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
10. Сиротюк А.Л. " Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения"- http://scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=524
11. Скворцов И.А. Детские болезни растущего мозга // Детство нервной системы. —— М.: Тривола, 1995.— 96 с.
12. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включения детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012. № 2. С. 119–127.
13. Бородина М.В. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: учебное пособие/ М.В. Бородина, М.А. Ерофеева.- М.: Экон-информ, 2011. – 330 с.
14. Ваш ребёнок идёт в школу. Пособие для родителей детей-инвалидов. Издание осуществлено в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования», под редакцией Туркиной Т.Г. и Котовой С.Ю.– М.: РООИ «Перспектива», 2005.
15. Исаев А.В. Психология дистанционного обучения: эмоциональный фактор восприятия учебного материала// Среднее профессиональное образовании.– 2008. – № 7.- С. 51–54.
16. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
17. Инклюзивное образование в ДОУ// https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars.ru
18. Учебные материалы для детского сада: http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-reshenie.html
19. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: https://studfiles.net/>Lebedinskiy…narusheniya-psihicheskogo…<
20. Трошихина Е. Г., Щукин А. В.Нарушение и коррекция психического развития: учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета 2016 г. 80 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
21. Таллибулина М. Т.Психологические исследования одаренности: сборник статейДирект-Медиа • 2016 год • 236 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].
22. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е.Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статейДиалог-МИФИ • 2016 год • 64 страницы [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].