Психологические задачи

Задача № 1.

Ознакомьтесь со схемой этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанной Доктором нейрофизиологии К. Ханнафордом:

 

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции
От зачатия до 15 мес Стволовые струк-туры Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес — 4,5 г Лимбичсская система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками
4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
7—9 лет Левое (логическое) полу шарие Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук
8 лет Лобная доля Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование
9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом
12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов
16—21 год Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков

 

Вопрос: Укажите, каким образом должно быть построено обучение и воспитание ребенка, чтобы оно содействовало психическому развитию на каждом возрастном этапе?

Заполните таблицу, предварительно изучив книгу Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»:

Возраст Этапы развития области головного мозга   Социальные условия развития мозга ребенка
От зачатия до 15 мес Стволовые структуры  
15 мес — 4,5 г Лимбичсская система  
4,5-7 лет Правое (образное) полушарие  
7—9 лет Левое (логическое) полушарие  
8 лет Лобная доля  
9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация  
12—16 лет Гормональный всплеск  
16—21 год Целостная система интеллекта и тела  
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей  

 

Задача № 2.

Предварительно, ознакомившись с литературой, составьте рекомендации будущей матери, которая хочет выносить, родить и вырастить здорового ребенка.

Литературные источники:

    Задача № 3.

    Выделите факторы, влияющие на сексуальность и половую идентичность в юности. Как изменилось отношение к мужской и женской сексуальности в современном обществе? Что можно сделать, чтобы снизить степень риска в сексуальном поведении юношей?

    Задача №4. Были ли дети с особенностями в развитии в Вашем классе (школе). С какими проблемами вы и они сталкивались?

    · Психически неуравновешенные;

    · Одаренные;

    · Гиперактивные;

    · Снижен интеллект;

    · Трудности в общении;

    · Инвалид детства;

    · ЗПР;

    · Другое.

    Задача №5. Среди трудностей совместного обучения детей, не имеющих проблем в обучении, и детей с особыми образовательными потребностями педагоги выделяют следующие группы. Проранжируйте эти группы трудностей по значимости и прокомментируйте вашу позицию:

    · трудности, связанные с организацией учебной деятельности (78%);

    · трудности в освоении учебной программы (62%);

    · трудности, связанные с отношениями между детьми (например, непринятие здоровых детей в свой коллектив детей с ОВЗ) (29%);

    · трудности в воспитательном процессе (16%);

    · трудности, связанные с формированием классного коллектива (13%);

    · трудности, связанные с физиологическими особенностями детей с ОВЗ (к примеру, для некоторых видов заболеваний характерно раннее половое созревание) (10%).

     

    Примечание. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

    1. детей с НОДА;

    2. детей с диагнозом умственной отсталости;

    3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

    4. детей с заболеванием аутического спектра;

    5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.

     

    Задача №6.

    Исследователи отмечают, что если глухонемых детей начинать обучать речи после трех лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие восприятия, памяти, мышления.

    В чем психологическая причина подобного явления?

    Задание № 1.

    Найдите и ознакомьтесь с типологией дизонтогенеза(В.В.Лебединский). Заполните таблицу.

    Тип дизонтогенеза Основные формы и модели Характеристики: функциональные и психологические Причины и проявления
    1.Недоразвитие олигофрения    
    2.Задержанное-ЗПР инфантилизм    
    3.Поврежденное деменция    
    4.Дефицитарное Нарушение слуха, речи, зрения, ДЦП (движений)    
    5.Искаженное РДА (аутизм)    
    6.Дисгармоническое психопатия    

    Задание № 2. 

    Анкета «Проблемы инклюзии»

     Письменно ответьте на вопросы анкеты и сделайте вывод об уровне  собственной компетентности об инклюзивном образовании.

     

    Просим Вас подчеркнуть вариант ответа:

     

    1) Уровень готовности школьной инфраструктуры:

    ‒высокий,

    ‒средний,

    ‒низкий,

    ‒ОУ не готово.

    2) Какие должны быть специалисты в ОУ:

    ‒координатор по инклюзивному образованию,

    ‒дефектолог,

    ‒педагог-психолог,

    ‒сурдопедагог,

    ‒тифлопедагог,

    ‒врач,

    ‒социальный педагог,

    ‒АВА-терапист,

    ‒специалист ЛФК и др.

    3) Готовы ли педагоги к обучению детей с ОВЗ?

    ‒Да.

    Если да, то:

    ‒5%,

    ‒10%,

    ‒15%,

    ‒20%,

    ‒25%,

    ‒50%,

    ‒75%,

    ‒100% педагогов.

    ‒Нет.

    4) Готовы ли дети к совместному обучению в их классе детей с ОВЗ?

    ‒Да.

    Если да, то:

    ‒5%,

    ‒10%,

    ‒15%,

    ‒20%,

    ‒25%,

    ‒50%,

    ‒75%,

    ‒100%

    ‒Нет.

    5) Готовы родители учащихся школы к совместному обучению в их классе детей

    с ОВЗ?

    ‒Да.

    Если да, то:

    ‒5%,

    ‒10%,

    ‒15%,

    ‒20%,

    ‒25%,

    ‒50%,

    ‒75%,

    ‒100% педагогов.

    ‒Нет.

    6) Готовы ли родители детей с ОВЗ к обучению и воспитанию их детей:

    ‒в дошкольном ОУ,

    ‒в начальной школе,

    ‒в средней школе,

    ‒в гимназии,

    ‒в лицее,

    ‒в колледже,

    ‒в профессиональном училище,

    ‒в профессиональном лицее,

    ‒в техникуме,

    ‒в вузе?

    - Нет.

    7) Какая необходима подготовка и повышение квалификации педагогов?

    а) Курсы повышения квалификации:

    ‒учебная программа 108 часов,

    ‒учебная программа 72 часа,

    ‒учебная программа 36 часов.

    б) Спецкурсы в ВУЗе.

    в) Модульные программы.

    г) Дистанционное обучение.

    е) Факультативы.

    ж) Другое _________________________________________________________

    8. Общая характеристика учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении (в классе).

    * Виды нарушений здоровья:

    ‒с нарушениями слуха (I‒II вид коррекционного обучения) _____ чел.

    ‒с нарушениями зрения (III‒IV вид коррекционного обучения) ____чел.

    ‒с нарушениями речи (V вид коррекционного обучения) _______чел.

    ‒с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (VI вид коррекци-

    онного обучения)_____чел.

    ‒с нарушениями психических функций (VII вид коррекционного обуче-

    ния)________чел.

    ‒со сложными дефектами __________чел.

    - с нарушениями интеллектуального развития (VIII вид коррекционного об-

    учения)______чел.

    - другое.

    9) Какой диагноз имеют ученики, находящиеся на индивидуальном обучении?

    10) Для учеников, с какими нарушениями здоровья используется дистанционная

    форма образования (диагнозы ПМПК)? ____________________________________

    ________________________________________________________________

     

     

    Литература

    1. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009. – 480 с.

    2. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. - https://studfiles.net/preview/399183/page:6/

    3. Косяк В.А. Эпистимиология человеческой телесности. Сумы: Университетская книга, 2002.

    4. Кудрявцев В. «Дано мне тело…» О развивающей педагогике оздоровления. - http://psypress.ru/articles/26741.shtml

    5. Мухина В.С. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3 С. 65-94.

    6. Наталов Г.Г Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория практика физ. онтогенез телесности: особенности восприятия тела в подростковом возрасте. - http://psypress.ru/articles/22643.shtml

    7. Шалыгина О.В., Холмогорова А.Б. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для психического здоровья детей, подростков и молодежи. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. с. 36-68.

    8. Ижванова Е.М. Гендерные аспекты маскулинности / Ижванова Е.М. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, 11 стр.]

    9. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.

    10. Сиротюк А.Л. " Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения"- http://scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=524

    11. Скворцов И.А. Детские болезни растущего мозга // Детство нервной системы. —— М.: Тривола, 1995.— 96 с.

     

    12. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включения детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012. № 2. С. 119–127.

    13. Бородина М.В. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: учебное пособие/ М.В. Бородина, М.А. Ерофеева.- М.: Экон-информ, 2011. – 330 с.

    14. Ваш ребёнок идёт в школу. Пособие для родителей детей-инвалидов. Издание осуществлено в рамках проекта «Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования», под редакцией Туркиной Т.Г. и Котовой С.Ю.– М.: РООИ «Перспектива», 2005.

    15. Исаев А.В. Психология дистанционного обучения: эмоциональный фактор восприятия учебного материала// Среднее профессиональное образовании.– 2008. – № 7.- С. 51–54.

    16. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

    17. Инклюзивное образование в ДОУ// https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars.ru

    18. Учебные материалы для детского сада: http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-reshenie.html

    19. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: https://studfiles.net/>Lebedinskiy…narusheniya-psihicheskogo…<

    20. Трошихина Е. Г., Щукин А. В.Нарушение и коррекция психического развития: учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета 2016 г. 80 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

    21. Таллибулина М. Т.Психологические исследования одаренности: сборник статейДирект-Медиа • 2016 год • 236 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

    22. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е.Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статейДиалог-МИФИ • 2016 год • 64 страницы [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: