Подготовка к супервизии и ее основные формы и методы

Тема 3. Индивидуальная супервизия

Виды профессиональной супервизии

2. Организационная структура по внедрению механизма супервизии в области социального обеспечения

3. Подготовка к супервизии и ее основные формы и методы

4. Индивидуальная супервизия

Литература

  1. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С. А. Кулаков. // СПб.: Речь, 2002. – 236 с.
  2. Лотова, И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб / И. П. Лотова. – М.: Союз, 1999. – 127 с.
  3. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.
  4. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк; Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж, НПО МОДЭК, 2004. – 320 с.

1. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ

 

Профессиональная супервизия может осуществляться несколькими способами. Основными видами, рекомендуемыми для использования на начальном этапе внедрения механизма супервизии в области социальной поддержки, являются:

- формальная индивидуальная супервизия;

- групповая супервизия.

Индивидуальная супервизия

Индивидуальная супервизия – это работа, которая осуществляется социальным ассистентом супервизором, обладающим опытом работы, в отношении коллег с меньшим опытом работы в данной сфере.

Целью индивидуальной супервизии является развитие и укрепление профессиональных навыков супервизируемого сотрудника, а также осуществление мониторинга качества предоставляемых им социальных услуг.

Индивидуальная супервизия предоставляет супервизируемому сотруднику возможность получать систематические индивидуальные консультации, которые соответствуют его личным профессиональным потребностям. Супервизуемый социальный ассистент получает помощь:

· в развитии своих способностей работать с социально незащищенными людьми,

· в определении наилучших способов самостоятельной работы,

· в повышении уверенности в собственных силах,

· в открытом обсуждении проблем, с которыми он сталкивается.

Супервизор обеспечивает продолжительность процесса, укрепляет новые знания и объясняет сотрудникам, как эти знания нужно применить в новых ситуациях, помогая им самим раскрыть эти возможности. Руководство со стороны супервизора помогает сотрудникам подняться на новый уровень компетентной независимости.

Индивидуальная супервизия представляет собой постоянную профессиональную связь между супервизуемым сотрудником и супервизором. В развитии данного процесса, ответственность принадлежит обоим участникам.

Центральным моментом в процессе индивидуальной супервизии является анализ работы, которую проводит социальный ассистент, ведущий дело социально незащищенного пациента. Супервизору необходимо удостовериться в том, что социальный ассистент применяет метод ведения дела во всех приемлемых случаях и в соответствии со стандартной методологией.

Потребности супервизуемого лица в непрерывном повышении квалификации и в профессиональной поддержке могут быть выявлены эффективнее при анализе:

· отдельных случаев работы с людьми, которые нуждаются в социальной помощи,

· в процессе индивидуальных бесед о работе супервизуемого сотрудника,

· о его проблемах, связанных с предоставлением социальных услуг и с его положением в организации и сообществе.

Индивидуальная супервизия производится во время встреч супервизора и супервизуемым сотрудником, организуемых в соответствии с совместно составленным планом, но не реже чем один раз в 2-3 месяца, а также по необходимости. По завершении каждого совещания по супервизии, необходимо составить Отчет совещании в котором должны быть указаны:

· имя супервизуемого сотрудника,

· место и время проведения совещания,

· обсуждавшиеся вопросы,

· рекомендации,

· дата и время проведения следующего совещания по супервизии.

Очень важно, чтобы все отчеты совещаний по супервизии были подписаны всеми участниками – супервизором и супервизуемыми сотрудниками.

Преимущества индивидуальной супервизии:

· предоставляет супервизуемому сотруднику индивидуальный подход;

· облегчает обсуждение проблем, связанных с некомпетентностью, о которой социальный ассистент стесняется сказать на групповых совещаниях;

· предоставляет возможность сохранять конфиденциальность в особо проблематичных случаях;

· лучше подходит для работы:

- с более стеснительными сотрудниками,

- с сотрудниками с недостаточной уверенностью в собственных силах,

- с сотрудниками, которые находятся на этапе профессиональной адаптации.

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕХАНИЗМА СУПЕРВИЗИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Внедрение механизма профессиональной супервизии в области социального обеспечения предполагает необходимость создания соответствующей организационной структуры и разграничения обязанностей по административным уровням.

На национальном yровне. Министерство социальной политики отвечает за разработку концепции профессиональной супервизии в области социального обеспечения, процедур супервизии, методических указаний и других документов, а также за обеспечение формирования навыков супервизии у сотрудников, в обязанности которых входит супервизия.

На областном уровне. На областном уровне, как правило, создаются следующие службы:

1. Служба социальной помощи;

2. Служба ухода на дому.

Профессиональная супервизия в рамках службы социальной помощи

Основная цель службы социальной помощи состоит в усовершенствовании профессиональных навыков областных/районных социальных ассистентов и поддержке членов команды социальных работников, созданной на региональном/местном уровне, для обеспечения и предоставления качественных социальных услуг.

Как правило, в состав службы социальной помощи входят:

a. Начальник службы социальной помощи (по 1 единице на каждое административно-­территориальное образование);

b. Областные/районные социальные ассистенты, выполняющие обязанности по супервизии (2-4 человека, в зависимости от числа территориальных единиц). Каждый областной супервизор осуществляет супервизию 7-9 районных социальных ассистентов;

c. Социальные ассистенты (1 единица на 5000 жителей в городах и до 3000 жителей в сельской местности, но не меньше 1 единицы в каждом районе).

Супервизия в рамках службы социальной помощи проводится по двум уровням:

1. супервизия областных/районных социальных ассистентов со стороны супервизоров;

2. супервизия супервизоров со стороны Начальника службы социальной помощи.

Начальник службы социальной помощи может делегировать обязанности по супервизии областным/районным социальным ассистентам, соответствующим следующим критериям отбора:

a. Образование: Диплом об окончании высшего учебного заведения со специализацией в области социального обеспечения либо социально-гуманитарных наук / диплом о среднем специальном образовании со специализацией в области социального обеспечения / образование, полученное на курсах обучения в области социального обеспечения.

b. Опыт работы: предпочтительно 2 года опыта работы в системе социальной защиты.

C. Другое:

· моральные качества;

· коммуникативные навыки;

· способность работать по требуемой программе;

· знание компьютера и опыт работы в программах Windows.

При отборе супервизоров во внимание принимаются:

- уровень профессиональной компетентности специалиста,

- желание социального ассистента взять на себя обязанности по супервизии,

- географическое расположение ассистента в каждой области/районе,

- возможности передвижения от одного пункта занятий к другому и в областной/районный центр,

- наличие телефонной связи.

В настоящее время, рассматривается идея неформальной супервизии в целях предоставления вновь принятым на работу районным социальным ассистентам поддержки в процессе профессиональной интеграции. Для этого будут формироваться коллегиальные пары, в которых более опытный районный социальный ассистент, будет консультировать вновь принятого на работу социального ассистента.

График мероприятий по супервизии в рамках службы социальной помощи

Исходя из сложившегося опыта, рекомендуется, по меньшей мере:

1. один раз в 2-3 месяца наносить визиты на места в целях наблюдения за каждым областным/районным социальным ассистентом, подлежащим супервизии;

2. один раз в месяц проводить большое групповое заседание на областном уровне (при участии всех районных социальных ассистентов и Начальника службы социальной помощи);

3. один раз в месяц проводить малое групповое заседание на районном уровне (при участии супервизора и районных социальных ассистентов, подлежащих супервизии;

4. остальные связи поддерживать по мере необходимости.

Отчетность о мероприятиях в рамках службы социальной помощи осуществляется:

a. областным/районным социальным ассистентом – супервизору;

b. супервизором – Начальнику службы социальной помощи;

c. Начальником службы социальной помощи – Начальнику управления социальной защиты.

Для обеспечения и использования всех районных ресурсов, в целях получения специализированных консультаций для решения сложных ситуаций, в которых находятся пациенты социальной службы, Начальник службы социальной помощи, либо областной/районный социальный ассистент направляют дела, находящиеся под их наблюдением, специалистам Управления социальной защиты для консультации.

Условия работы

Для выполнения обязанностей по супервизии необходимо предоставить социальному ассистенту-супервизору следующие условия:

- телефон/доступ к телефону,

- финансовые средства для нанесения визитов на места (командировок) в целях наблюдения,

- офисные принадлежности.

Профессиональная супервизия в рамках службы ухода на дому.

Формальная (индивидуальная) супервизия в рамках службы ухода на дому проводится Начальником службы. Неформальная (групповая) супервизия вновь принятых на работу социальных работников проводится опытными социальными работниками.

Начальники службы ухода на дому проходят курсы обучения методике профессиональной супервизии. Мероприятия по супервизии должны соответствовать типовым процедурам, разработанным и утвержденным Министерством социальной политики.

График мероприятий по супервизии в рамках службы ухода на дому.

Мероприятия по супервизии социальных работников включают:

a. один раз в неделю – визиты на места в целях наблюдения (согласно критериям и задачам, установленным супервизором);

b. один раз в месяц – групповое заседание на районном уровне (при участии всех социальных работников и Начальника службы ухода на дому);

c. остальные связи поддерживаются по мере необходимости.

Отчетность о мероприятиях в рамках службы ухода на дому осуществляется:

a. социальным работником – Начальнику службы ухода на дому;

b. Начальником службы ухода на дому – Начальнику (заместителю начальника) управления социальной защиты.

В плане создания и наращивания потенциала единой команды по социальной защите на региональном уровне, особую значимость приобретает установление сотрудничества между службой социальной помощи и службой ухода на дому. Это сотрудничество должно быть направлено на:

a. подбор способов сотрудничества между социальным ассистентом и социальным работником на региональном уровне в плане выявления и оценки нуждающихся в социальной помощи, их поддержке, мобилизации служб для решения проблем различных социальных категорий граждан;

b. расширение зоны предоставления социальных услуг, удовлетворяющей потребности нуждающихся в этом граждан – жителей региона, и обеспечение доступа всех категорий граждан к социальным услугам;

c. предоставление социальным ассистентом профессиональной поддержки социальному работнику в процессе совместной работы.

В целях повышения уровня эффективности профессиональной супервизии и расширения зоны предоставления услуг, удовлетворяющих потребности персонала с различными уровнями компетентности в профессиональной поддержке, рассматривается вопрос о вовлечении специалистов Управления социальной защиты, обладающих необходимым опытом, в предоставление профессиональных консультаций региональным социальным ассистентам и социальным работникам. Таким образом, региональные социальные ассистенты и социальные работники будут иметь возможность связываться с определенными специалистами напрямую, либо, через супервизора, или Начальника службы социальной помощи и Начальника службы ухода на дому. Такая связь планируется с:

· ведущим специалистом по проблемам семей с детьми, находящимися в рискованном положении;

· специалистом по защите прав ребенка;

· ведущим специалистом по проблемам лиц преклонного возраста и с ограниченными возможностями;

· специалистом-координатором по проблемам выделения материальной помощи социально уязвимым лицам.

В целях мотивирования региональных социальных ассистентов к выполнению обязанностей по супервизии, Министерство социальной политики рекомендует применять различные категории оплаты труда по отношению и к региональному социальному ассистенту, и по отношению к районному социальному ассистенту-супервизору.

ПОДГОТОВКА К СУПЕРВИЗИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: