Предварительная подготовка к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с супервизируемым:
- интервью и определение текущего состояния дел супервизируемого;
- выделение сильных и слабых сторон в его деятельности;
- заключение контракта на супервизию;
- информирование супервизируемого о целях и последовательности избранных методов супервизионного вмешательства или коррекции его деятельности;
- проведение собственно супервизии;
- подведения итогов работы.
Между супервизором и супервизируемым заключается супервизорский контракт – документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (в случае групповой супервизии – между супервизором и каждым участником групповой супервизии). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и супервизируемого. Непременным условием контракта является соблюдение конфиденциальности информации и личностно-профессиональных качеств супервизируемого.
В предварительном супервизорском контракте необходимо оговаривать все рабочие моменты супервизии в том числе и оплачиваемое время супервизора (анализ представленных супервизору материалов обычно занимает 1,5 часа, продолжительность обсуждения с супервизируемым – 1 час при индивидуальной работе и 2 часа – при групповой работе, оформление заключения – 0,5 часа).
В большинстве случаев постановка цели автоматически определяет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Предусмотренный в контракте уровень супервизии будет, как правило, зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.
При планировании формы и объема материала супервизор имеет право запрашивать для супервизии материалы предыдущих сессий или занятий с одним и тем же супервизируемым в динамике супервизии.
Супервизор обязан подготовить и провести супервизию таким образом, чтобы не возникало недоразумений и трудностей на пути к повышению качества самостоятельной работы у супервизируемого.
Например, он может задать ряд вопросов супервизируемому по поводу его образования, поинтересоваться слабыми и сильными сторонами его профессиональной деятельности, сталкивался ли он ранее с супервизорской консультаций и оправдала ли она его надежды?
· Как супервизируемый оценивает свои профессиональные качества как социального работника?
· Проходил ли он курс индивидуальной или групповой супервизии?
Информация об супервизируемом в начале цикла обучения помогает супервизору сориентироваться и выбрать форму и вариант проведения супервизии.
Б) Формы супервизии
Очная – это вариант ко-терапии* с обсуждением очно наблюдаемой супервизором работы супервизируемого немедленно после окончания занятия (индивидуального или группового) или прерыванием супервизорского сеанса и управлением событиями по мере необходимости.
*Ко-терапия – сотрудничество супервизоров, разных или равных по уровню, когда супервизорскую сессию ведет не один психолог, а два и более.
Присутствие ко-терапевта (супервизора) на сессии согласовывается с супервизируемым и членами супервизируемой группы.
В зависимости от временных, пространственных и личностных параметров различают несколько вариантов очной (или «живой») супервизии:
· временная (немедленная или отсроченная) супервизия;
· пространственная (внутри или снаружи помещения) супервизия;
· личностная (с присутствием или без присутствия пациента) супервизия.
Существует еще одна разновидность очной групповой супервизии, когда супервизируемый со сложным случаем в работе приходит на консультацию, и супервизор должен быть готов к дискуссии в составе группы.
Правила работы группы заключаются в организации супервизором индивидуальных заданий (например, один участник фокусируется на нарушениях в работе социального работника, другой – на особенностях стиля общения и т.д.). Задача супервизора руководить групповым процессом и суммировать полученные данные. Преимущество этого метода заключается в приобретении равного уровня компетентности среди членов группы.
В последние годы приобрела популярность также организация наблюдательной или отражающей команды. Она может посылать сообщения в комнату, где проходит супервизия, входить, поддерживать, а иногда оппонировать супервизору. Такая команда иногда формируется таким образом, чтобы ее участники могли заменить супервизора на следующей сессии или эмоционально вовлекаться в интервью с супервизируемым. Члены наблюдательной команды могут быть привлечены также для генерации идей и гипотез, а в отдельных случаях – способов супервизорских вмешательств. При таком подходе сочетаются обучение, повышение квалификации и тренинг. Причиной популярности этого метода в супервизии служит «групповое осознание» проблем супервизируемого.
Положительные стороны очной супервизии:
· меньше временных и материальных затрат;
· лучший контакт супервизора с супервизируемым и большая степень доверия к супервизору;
· сочетание обучения и повышения квалификации.
Недостатки:
· подавление спонтанности супервизируемого, излишняя "включенность" супервизора в контакт с пациентом, снижающая качество восприятия и анализа текущей информации от супервизируемого;
· зависимость супервизора от опытного коллеги и подкрепление его пассивной позиции;
· вторжение в конфиденциальность супервизии; разрыв естественного течения занятия;
· механизация процесса супервизии, нарушение границ между супервизором и супервизируемым.
Заочная супервизия считается наиболее оптимальной ее формой. Супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы своей профессиональной деятельности (индивидуальной, групповой). Результаты могут быть представлены в виде устного доклада (обычно для групповой супервизии) о каком-либо одном случае в работе с пациентами или серии случаев, в виде стенограммы, аудио- или видеозаписи.
Очно-заочная супервизия – специфическая форма супервизии. Она осуществляется группой супервизоров-ко-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зеркальное стекло. Супервизируемый, в любой момент занятия, испытывая трудности, по предварительной договоренности, может проконсультироваться с супервизорами по телефону. Группа супервизоров в данном варианте не только проводит текущую супервизию, но и участвует в выработке заключения и рекомендаций для супервизируемого. В некоторых случаях супервизор может присутствовать на супервизии очно. Как правило, этот метод используется редко.
Основными методами, которыми пользуется супервизор для качественного проведения супервизии, являются:
· метод поясняющего наблюдения;
· событийный метод;
· фокус-анализ;
· пятиэтапная модель интервью и другие.
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или поясняющее наблюдение. Цель такого наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее направления:
1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как:
- сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.);
- правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях);
- степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).
2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций:
- экологическая среда;
- область жизнедеятельности;
- общественная, экономическая и политическая атмосфера;
- состояние общественного сознания на данный момент.
3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать:
- по демографическим и социальным признакам;
- по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга);
- относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...);
- по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления, правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);
- по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).
4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп:
- общие и групповые цели и интересы;
- официальные и неформальные;
- одобряемые и не одобряемые в данной среде;
- согласованность интересов и целей.
5) Структура деятельности со стороны:
- внешних побуждений (стимулы);
- внутренних осознанных намерений (мотивы);
- средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке);
- по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная);
- по практическим результатам деятельности (материальные и духовные продукты).
6) Регулярность и частота наблюдаемых событий:
- по ряду указанных выше параметров;
- по типичным ситуациям, которые ими описываются.
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения. По собранным предварительным данным уточняются задачи наблюдения. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.
Событийный (биографический) метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути супервизируемого. Метод, основан на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми. Он направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития супервизируемого как личности, на изменение пространственно-временной, деловой, семейной организации, изменения духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.
Если в своей диагностике супервизор обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного супервизируемого и этим ограничивается, то полученный таким способом психологический «портрет» предстает в определенной степени искаженным, поскольку не учитывает внутреннее состояние личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики относят:
· здоровье,
· индивидуальные особенности,
· социальные аспекты;
к внешним:
· диагностику социума,
· семьи,
· производственного коллектива,
· внешкольных учреждений,
· средств массовой информации и др.
Социальная диагностика – это область социальных знаний супервизора, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого супервизируемым индивидом или группой.
В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все – начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме – до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.
Реалистическая оценка супервизируемого и диагноз супервизора служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности супервизируемого. На основе правильно поставленного диагноза супервизор выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между супервизируемым индивидом или группой и окружающей средой. Супервизору необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Супервизируемый должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.
Метод фокус-групп (или фокус-анализа), как и другие качественные методы исследования позволяет найти ответы на вопрос «Почему?», т.е.
«Почему люди поступают именно так?».
«Почему они выбирают именно эти услуги?»,
«Почему им нравится такая социальная реклама?» и т.д.
Таким образом, данный метод применяется при изучении мотиваций потребителей социальных услуг, намерений, ценностных ориентаций, моделей выбора социального поведения, а также исследования креативных концепций в социальной работе.
В то же время, метод фокус-групп имеет свои особенности и преимущества перед другими методами качественных исследований, в частности, перед методом глубинных интервью. В ходе фокус-групп возникает взаимодействие между супервизируемыми, которое только управляется супервизором. Эта специфика имеет очень важные последствия для результатов супервизии:
· Во-первых, в группе всегда найдется человек, готовый более откровенно высказывать свое мнение, чем остальные, что вызывает ответную откровенность у других участников группы.
· Во-вторых, участники фокус-групп находятся в условиях социального равенства, в отличие от ситуации интервью, где всегда есть некоторое дистанцирование респондента и интервьюера.
· В-третьих, в ходе групповой дискуссии, супервизируемые как бы бросают вызов друг другу и отвечают на этот вызов, что обеспечивает вовлеченность в дискуссию и спонтанность ответов. Все эти факторы очень стимулируют дискуссию, и позволяют получить супервизору больше полезной информации.
· Кроме этого, на фокус-группах супервизируемые, как правило, высказывают мнения, которые характерны для социальной группы в целом.
Таким образом, фокус-группы позволяют супервизируемому получить, с одной стороны, более широкий спектр реакций, мнений и установок. С другой стороны, высказанные в ходе фокус-групп мнения более или менее репрезентативны по отношению к исследуемой социальной группе. В этом отличие и большое преимущество фокус-групп.
Основными шагами пятиэтапной модели интервью являются следующие:
1. установление контакта с клиентом;
2. сбор информации по проблеме;
3. формулирование желаемого результата;
4. выработка альтернативных решений;
5. обобщение.
Эта модель наиболее распространена в практике психологического консультирования. Она удобна, прежде всего, в силу своей универсальности, поскольку ее можно насытить любым содержанием. Пятиэтапная модель интервью может быть использована:
· для семейного консультирования,
· для решения проблем родительско-детских отношений,
· для решения проблем личностного роста,
· для решения проблем, связанных с выбором, и множества других.