А) Подготовка к супервизии

Предварительная подготовка к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с супервизируемым:

- интервью и определение текущего состояния дел супервизируемого;

- выделение сильных и слабых сторон в его деятельности;

- заключение контракта на супервизию;

- информирование супервизируемого о целях и последовательности избранных методов супервизионного вмешательства или коррекции его деятельности;

- проведение собственно супервизии;

- подведения итогов работы.

Между супервизором и супервизируемым заключается супервизорский контракт – документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (в случае групповой супервизии – между супервизором и каждым участником групповой супервизии). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и супервизируемого. Непременным условием контракта является соблюдение конфиденциальности информации и личностно-профессиональных качеств супервизируемого.

В предварительном супервизорском контракте необходимо оговаривать все рабочие моменты супервизии в том числе и оплачиваемое время супервизора (анализ представленных супервизору материалов обычно занимает 1,5 часа, продолжительность обсуждения с супервизируемым – 1 час при индивидуальной работе и 2 часа – при групповой работе, оформление заключения – 0,5 часа).

В большинстве случаев постановка цели автоматически определяет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Предусмотренный в контракте уровень супервизии будет, как правило, зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.

При планировании формы и объема материала супервизор имеет право запрашивать для супервизии материалы предыдущих сессий или занятий с одним и тем же супервизируемым в динамике супервизии.

Супервизор обязан подготовить и провести супервизию таким образом, чтобы не возникало недоразумений и трудностей на пути к повышению качества самостоятельной работы у супервизируемого.

Например, он может задать ряд вопросов супервизируемому по поводу его образования, поинтересоваться слабыми и сильными сторонами его профессиональной деятельности, сталкивался ли он ранее с супервизорской консультаций и оправдала ли она его надежды?

· Как супервизируемый оценивает свои профессиональные качества как социального работника?

· Проходил ли он курс индивидуальной или групповой супервизии?

Информация об супервизируемом в начале цикла обучения помогает супервизору сориентироваться и выбрать форму и вариант проведения супервизии.

Б) Формы супервизии

Очная – это вариант ко-терапии* с обсуждением очно наблюдаемой супервизором  работы супервизируемого немедленно после окончания занятия (индивидуального или группового) или прерыванием супервизорского сеанса и управлением событиями по мере необходимости.

 

*Ко-терапия – сотрудничество супервизоров, разных или равных по уровню, когда супервизорскую сессию ведет не один психолог, а два и более.

 

Присутствие ко-терапевта (супервизора) на сессии согласовывается с супервизируемым и членами супервизируемой группы.

В зависимости от временных, пространственных и личностных параметров различают несколько вариантов очной (или «живой») супервизии:

· временная (немедленная или отсроченная) супервизия;

· пространственная (внутри или снаружи помещения) супервизия;

· личностная (с присутствием или без присутствия пациента) супервизия.

Существует еще одна разновидность очной групповой супервизии, когда супервизируемый со сложным случаем в работе приходит на консультацию, и супервизор должен быть готов к дискуссии в составе группы.

Правила работы группы заключаются в организации супервизором индивидуальных заданий (например, один участник фокусируется на нарушениях в работе социального работника, другой – на особенностях стиля общения и т.д.). Задача супервизора руководить групповым процессом и суммировать полученные данные. Преимущество этого метода заключается в приобретении равного уровня компетентности среди членов группы.

В последние годы приобрела популярность также организация наблюдательной или отражающей команды. Она может посылать сообщения в комнату, где проходит супервизия, входить, поддерживать, а иногда оппонировать супервизору. Такая команда иногда формируется таким образом, чтобы ее участники могли заменить супервизора на следующей сессии или эмоционально вовлекаться в интервью с супервизируемым. Члены наблюдательной команды могут быть привлечены также для генерации идей и гипотез, а в отдельных случаях – способов супервизорских вмешательств. При таком подходе сочетаются обучение, повышение квалификации и тренинг. Причиной популярности этого метода в супервизии служит «групповое осознание» проблем супервизируемого.

Положительные стороны очной супервизии:

· меньше временных и материальных затрат;

· лучший контакт супервизора с супервизируемым и большая степень доверия к супервизору;

· сочетание обучения и повышения квалификации.

Недостатки:

· подавление спонтанности супервизируемого, излишняя "включенность" супервизора в контакт с пациентом, снижающая качество восприятия и анализа текущей информации от супервизируемого;

· зависимость супервизора от опытного коллеги и подкрепление его пассивной позиции;

· вторжение в конфиденциальность супервизии; разрыв естественного течения занятия;

· механизация процесса супервизии, нарушение границ между супервизором и супервизируемым.

Заочная супервизия считается наиболее оптимальной ее формой. Супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы своей профессиональной деятельности (индивидуальной, групповой). Результаты могут быть представлены в виде устного доклада (обычно для групповой супервизии) о каком-либо одном случае в работе с пациентами или серии случаев, в виде стенограммы, аудио- или видеозаписи.

Очно-заочная супервизия – специфическая форма супервизии. Она осуществляется группой супервизоров-ко-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зеркальное стекло. Супервизируемый, в любой момент занятия, испытывая трудности, по предварительной договоренности, может проконсультироваться с супервизорами по телефону. Группа супервизоров в данном варианте не только проводит текущую супервизию, но и участвует в выработке заключения и рекомендаций для супервизируемого. В некоторых случаях супервизор может присутствовать на супервизии очно. Как правило, этот метод используется редко.

Основными методами, которыми пользуется супервизор для качественного проведения супервизии, являются:

· метод поясняющего наблюдения;

· событийный метод;

· фокус-анализ;

· пятиэтапная модель интервью и другие.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или поясняющее наблюдение. Цель такого наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее направления:

1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как:

- сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.);

- правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях);

- степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций:

- экологическая среда;

- область жизнедеятельности;

- общественная, экономическая и политическая атмосфера;

- состояние общественного сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать:

- по демографическим и социальным признакам;

- по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга);

- относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...);

- по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления, правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);

- по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп:

- общие и групповые цели и интересы;

- официальные и неформальные;

- одобряемые и не одобряемые в данной среде;

- согласованность интересов и целей.

5) Структура деятельности со стороны:

- внешних побуждений (стимулы);

- внутренних осознанных намерений (мотивы);

- средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке);

- по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная);

- по практическим результатам деятельности (материальные и духовные продукты).

6) Регулярность и частота наблюдаемых событий:

- по ряду указанных выше параметров;

- по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения. По собранным предварительным данным уточняются задачи наблюдения. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.

 

Событийный (биографический) метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути супервизируемого. Метод, основан на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми. Он направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития супервизируемого как  личности, на изменение пространственно-временной, деловой, семейной организации, изменения духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Если в своей диагностике супервизор обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного супервизируемого и этим ограничивается, то полученный таким способом психологический «портрет» предстает в определенной степени искаженным, поскольку не учитывает внутреннее состояние личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики относят:

· здоровье,

· индивидуальные особенности,

· социальные аспекты;

к внешним:

· диагностику социума,

· семьи,

· производственного коллектива,

· внешкольных учреждений,

· средств массовой информации и др.

Социальная диагностика – это область социальных знаний супервизора, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого супервизируемым индивидом или группой.

В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все – начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме – до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.

Реалистическая оценка супервизируемого и диагноз супервизора служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности супервизируемого. На основе правильно поставленного диагноза супервизор выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между супервизируемым индивидом или группой и окружающей средой. Супервизору необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Супервизируемый должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.

Метод фокус-групп (или фокус-анализа), как и другие качественные методы исследования позволяет найти ответы на вопрос «Почему?», т.е.

«Почему люди поступают именно так?».

«Почему они выбирают именно эти услуги?»,

«Почему им нравится такая социальная реклама?» и т.д.

Таким образом, данный метод применяется при изучении мотиваций потребителей социальных услуг, намерений, ценностных ориентаций, моделей выбора социального поведения, а также исследования креативных концепций в социальной работе.

В то же время, метод фокус-групп имеет свои особенности и преимущества перед другими методами качественных исследований, в частности, перед методом глубинных интервью. В ходе фокус-групп возникает взаимодействие между супервизируемыми, которое только управляется супервизором. Эта специфика имеет очень важные последствия для результатов супервизии:

· Во-первых, в группе всегда найдется человек, готовый более откровенно высказывать свое мнение, чем остальные, что вызывает ответную откровенность у других участников группы.

· Во-вторых, участники фокус-групп находятся в условиях социального равенства, в отличие от ситуации интервью, где всегда есть некоторое дистанцирование респондента и интервьюера.

· В-третьих, в ходе групповой дискуссии, супервизируемые как бы бросают вызов друг другу и отвечают на этот вызов, что обеспечивает вовлеченность в дискуссию и спонтанность ответов. Все эти факторы очень стимулируют дискуссию, и позволяют получить супервизору больше полезной информации.

· Кроме этого, на фокус-группах супервизируемые, как правило, высказывают мнения, которые характерны для социальной группы в целом.

Таким образом, фокус-группы позволяют супервизируемому получить, с одной стороны, более широкий спектр реакций, мнений и установок. С другой стороны, высказанные в ходе фокус-групп мнения более или менее репрезентативны по отношению к исследуемой социальной группе. В этом отличие и большое преимущество фокус-групп.

Основными шагами пятиэтапной модели интервью являются следующие:

1. установление контакта с клиентом;

2. сбор информации по проблеме;

3. формулирование желаемого результата;

4. выработка альтернативных решений;

5. обобщение.

Эта модель наиболее распространена в практике психологического консультирования. Она удобна, прежде всего, в силу своей универсальности, поскольку ее можно насытить любым содержанием. Пятиэтапная модель интервью может быть использована:

· для семейного консультирования,

· для решения проблем родительско-детских отношений,

· для решения проблем личностного роста,

· для решения проблем, связанных с выбором, и множества других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: