деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
•о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
•о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
•о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
•об истории науки;
•о новейших разработках в области науки и технологий;
•о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
•о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающиеся смогут научиться:
•решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
•использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
•использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
•использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
•использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий (УУД), в ходе
освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
•формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
•восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
•отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
•оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
•находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
•вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
•самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
•адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
•адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
•адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности, обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
•постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
•формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
•планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
•собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
•оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
•представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования
Организация и учебно-методическое обеспечение процесса управления учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся.
Профессионализация педагогического коллектива, направленная на повышение квалификации учителей и на развитие педагогического мастерства:
- высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей ученических исследований;
- повышение уровня знаний и интеллектуальной активности учащихся;
- применение нетрадиционных методик в обучении;
-внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского и проектного обучения;
- спецкурсы по основам исследовательской деятельности;
-индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов.
Формирование учебной среды, способствующей реализации учебно-исследовательского и проектного потенциала учащихся.