Стандарте образования (как начального, так и основного)

Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид

деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной

самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется

культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после

определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы,

планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельны проектов.

Начальная школа закладывает основу для дальнейшей

самостоятельной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение

целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода

исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования, определение необходимых ресурсов. Проектная деятельность

способствует формированию ключевых компетентностей учащихся,

подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса

Постепенно учащиеся самостоятельно учатся анализировать ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат. Однако полноценная проектная деятельность, чтобы не говорили, еще трудна для младших школьников.

Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

  Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских

действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в

практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой

происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной

задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи

школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в

виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.

Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на

уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.

А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности

свою работу необходимо выстраивать работу от однопредметных проектов

к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Проектно-исследовательская деятельность – это система работы, а

как любая система она должна иметь свои компоненты.

• Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности

• Содержание проектно-исследовательской деятельности

• Управление в системе проектно-исследовательской деятельности

• Порядок организации проектно-исследовательской деятельности

Какие ресурсы д/б сформированы на уровне ОУ?

Ресурсы:

• Нормативно-правовой

• Организационный

• Информационный

• Научно-методический

• Кадровый

• Материально-технический

• Финансовый

Нормативно-правовой ресурс:

• Основная образовательная программа НОО и ООО

• Положение об организации проектно-исследовательской деятельности

в школе

• Положение о стимулирующих надбавках

• Должностные инструкции учителей «Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе проектную и исследовательскую …»

Информационный ресурс

 Обеспечение современной информационной образовательной средой

 Направлены на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого

доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с проектно-исследовательской деятельностью

 Открытое информационное пространство

Организационный ресурс

• Система коллективной работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

• Проектные команды педагогов на межпредметной основе

Мотивационный (финансовый)

 Положение о стимулирующих надбавках

 Внесение изменений в УП (внесены часы проектно-исследовательской деятельности в компонент образовательного учреждения в УП ФГОС)

 Поддержка администрации

Кадровый ресурс

 Повышение квалификации

 Индивидуальные планы развития учителя (задачи по изменению

собственной деятельности)

Программно-методический

 ООП

 Рабочие программы: планирование проектно-исследовательской

деятельности учащихся

 Учебный план (ФГОС)

Материально-технический

 Учебно-лабораторное оборудование

 Учебно-производственное оборудование

 Компьютерное оборудование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: