Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид
деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной
самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется
культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после
определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы,
планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельны проектов.
Начальная школа закладывает основу для дальнейшей
самостоятельной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение
целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования, определение необходимых ресурсов. Проектная деятельность
|
|
способствует формированию ключевых компетентностей учащихся,
подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса
Постепенно учащиеся самостоятельно учатся анализировать ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат. Однако полноценная проектная деятельность, чтобы не говорили, еще трудна для младших школьников.
Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских
действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в
практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой
происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной
задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи
школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в
виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на
уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.
|
|
А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности
свою работу необходимо выстраивать работу от однопредметных проектов
к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Проектно-исследовательская деятельность – это система работы, а
как любая система она должна иметь свои компоненты.
• Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности
• Содержание проектно-исследовательской деятельности
• Управление в системе проектно-исследовательской деятельности
• Порядок организации проектно-исследовательской деятельности
Какие ресурсы д/б сформированы на уровне ОУ?
Ресурсы:
• Нормативно-правовой
• Организационный
• Информационный
• Научно-методический
• Кадровый
• Материально-технический
• Финансовый
Нормативно-правовой ресурс:
• Основная образовательная программа НОО и ООО
• Положение об организации проектно-исследовательской деятельности
в школе
• Положение о стимулирующих надбавках
• Должностные инструкции учителей «Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе проектную и исследовательскую …»
Информационный ресурс
Обеспечение современной информационной образовательной средой
Направлены на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого
доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с проектно-исследовательской деятельностью
Открытое информационное пространство
Организационный ресурс
• Система коллективной работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся
• Проектные команды педагогов на межпредметной основе
Мотивационный (финансовый)
Положение о стимулирующих надбавках
Внесение изменений в УП (внесены часы проектно-исследовательской деятельности в компонент образовательного учреждения в УП ФГОС)
Поддержка администрации
Кадровый ресурс
Повышение квалификации
Индивидуальные планы развития учителя (задачи по изменению
собственной деятельности)
Программно-методический
ООП
Рабочие программы: планирование проектно-исследовательской
деятельности учащихся
Учебный план (ФГОС)
Материально-технический
Учебно-лабораторное оборудование
Учебно-производственное оборудование
Компьютерное оборудование