Можно ли знать прошлое? Как это можно сделать? Как настоящее может влиять на наше знание прошлого?

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Время каждого человека – его память. Что человек помнит – и есть его время, его современность. Память укореняет во времени. Без памяти человек как бы попадает в состояние, близкое к небытию. Как писал Рассел в своей книге «Человеческое познание», благодаря времени, в нашей памяти все события упорядочены, начиная с прошлых воспоминаний, и заканчивая настоящим временем. Благодаря этой этим знаниям в нашей памяти, мы можем быть уверены в том, что не появились на свет к примеру 15 секунд назад. Память, это те знания из прошлого, которые помогают существовать в настоящем. Так же память о различных явлениях и событиях можно назвать долговременной и охарактеризовать ее, как память узнавания. Соответственно все мои знания, это то, что я помню. Относительно себя, мы можем сказать, что «я» - это воспоминания, это все то, что со мной произошло в прошлом.

Как же мы еще можем знать прошлое, касаемо не только нас, но например и науки? – спросите вы. Что же, хороший вопрос. Наука о прошлом – это история, это научное исследование о прошлом, с привлечением пошаговой памяти. Знать о прошлом мы можем благодаря фактам и событиям из исторических источников. Благодаря знанию о прошлом мы так же можем узнать и о будущем. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!!! – Скажите вы. Но я отвечу – МОЖЕТ! Благодаря прогнозам и проектам. Они выводятся из формул и законов. Как сказал Лекторский: «Если теория может что то предсказать и предсказание сбывается, значит теория подлинная!»

Субъективная память. Воспоминания. Что такое ложные воспоминания? Почему ребёнок не помнит себя до 3 лет?

Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание), сохранение и последующее узнавание или воспроизведение. Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлечённых от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому.

Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведённый образ осознаётся в своём отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведённому образу, как отражению прошлого.

«Единая» функция памяти, где присутствует лишь элементарная и общая способность к запечатлению и восстановалению данных чувствительности (при соотв. условиях) – мнемическая функция (отн. к объективной памяти, как я полагаю). Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в «память», строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней.

Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.

Помимо ассоциативных связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи. Исследования отчётливо вскрыли роль осмысливания, в запоминании и показали, что осмысленное запоминание подчинено иным закономерностям, чем механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. Роль смысловых связей в запоминании одна лишь может объяснить упорядоченный характер воспроизведения, выражающийся в соответствии воспроизводимого материала той задаче, при разрешении которой происходит воспроизведение. Именно в силу господства смысловых связей над ассоциативными не имеет места та «диффузная репродукция» (О. Зельц), дезорганизующая всякий упорядоченный мыслительный процесс, которая явилась бы неизбежным следствием полновластия ассоциаций.

Воспоминания

Частным видом воспроизведения является процесс воспоминания; частным видом представления — воспоминание в собственном смысле слова. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознаёт его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведённого образа к тому определенному прошлому, которое оно воспроизводит. Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания.

Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определённом месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления. Процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является опосредованным процессом. Целый ряд воспоминаний мы локализуем посредством заключений об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними. Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были бы сколько-нибудь однозначно определимы. Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь.

Ложные воспоминания

Ложные воспоминания – это память о вещах, которые мы никогда не испытывали на самом деле. Это могут быть небольшие ошибки памяти, которые, например, заставляют нас думать, что мы видели один дорожный знак вместо другого, или крупные заблуждения, как, например, уверенность, что мы когда-то летали на воздушном шаре, хотя этого никогда не было. Ещё одна пугающая особенность ложных воспоминаний: они могут быть навязаны нам извне. В книге «Мир, полный демонов: наука — как свеча во тьме» Карл Саган утверждал, что имплантировать людям ложные воспоминания не просто возможно, но на самом деле очень легко — главное, правильно оценить уровень доверчивости человека, с которым вы имеете дело. В качестве примеров он приводил людей, которые, по настоянию врачей или гипнотизеров, действительно начинали верить, что они были похищены НЛО, или вспоминать жестокое обращение в детстве, которого никогда не было. Для этих людей различие между памятью и воображением становилось размытым, и события, не происходившие никогда, прочно вшивались в память.

В психиатрии (это так, дополнение):
Парамнези́я — нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий.

->Конфабуляции — патологический вымысел, принявший форму воспоминаний. Конфабуляции возникают при наличии самых различных психопатологических расстройств — как продуктивных, так и негативных. Парамнезии в форме конфабуляции фантастического или экспансивного содержания, возникают не только при психических болезнях. " У людей с живым воображением и высоко развитым чувством собственного достоинства прежние переживания незаметно подвергаются глубоким изменениям в том смысле, что собственное " я" постепенно выдвигается на первый план. Дети, например, у которых воображение очень живо, и самоанализ еще не развит, склонны к вымыслу и разукрашиванию событий, не сознавая, что извращают их.

->Псевдореминисценции — нарушения по типу иллюзии памяти, заключающиеся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни пациента. Прошлое выдается за настоящее.

->Криптомнезии (искажения памяти) — форма парамнезий, при которой исчезают различия меду событиями бывшими в действительности и теми, которые были услышаны, прочитаны или увидены во сне. В одних случаях все это вспоминается как происходившее в действи- тельности с самим больным (ассоциированные воспоминания, E.Kraepelin, 1912); в других — действительно происходившие собы- тия вспоминаются в качестве услышанного, прочитанного или увиден- ного во сне (отчужденные воспоминания).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: