Тема 1. Предмет «Физиология ЦНС»

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС

Программа учебной дисциплины

 

 

Санкт-Петербург

2010


 

 




Организационно-методический раздел

 

Курс предназначен для студентов первого года обучения по специальности «Психология» Санкт-Петербургской акмеологической академии.

Курс «Физиология ЦНС» позволяет изучить функции головного и спинного мозга и создает базу для понимания психологических дисциплин с точки зрения механизмов функционирования материального субстрата, высших психических функций.

1.1. Цель курса. Основной целью курса является формирование системы знаний о структурно-функциональных основах центральной нервной системы, необходимых для анализа психических явлений и процессов и подготовка к усвоению знаний по общепрофессиональным дисциплинам.

 

1.2. Задачи курса:

- ознакомление с функциональными особенностям головного и спинного мозга;

- формирование представлений об основных механизмах работы центральной нервной системы, о роли материального субстрата высших психических функций, о рефлекторном принципе работы нервной системы;

- ознакомление с основными понятиями и методами физиологии ЦНС;

- приобретение обучаемыми опыта употребления терминологии в соответствии с международной физиологической номенклатурой.

Место курса.

Физиология ЦНС является фундаментом, базой для физиологии ВНД и сенсорных систем, психофизиологии, нейропсихологии. Физиология ЦНС изучает механизмы работы головного и спинного мозга и приближает к осмыслению студентом психо-физиологической проблемы. Объем курса рассчитывается исходя из требований образовательного стандарта. Физиология ЦНС тесно связана с такими дисциплинами как «Психофизиология», «Основы нейропсихологии», «Психодиагностика».

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о физиологических механизмах работы головного мозга; вегетативной нервной системе; функциях центральной и периферической нервной системы; функциональных элементах нервной системы; рецептивном поле рефлекса.

-  знать физиологию нервной клетки; физиологию спинного мозга; основы рефлекса; мембранный потенциал; потенциал действия; синаптические потенциалы; медиаторную функцию мозга; методы изучения мозга; вегетативную нервную систему; черепно-мозговые нервы; функции продолговатого мозга; варолиевого моста; мозжечка; среднего мозга; промежуточного мозга; базальных ганглиев; лимбической системы; коры головного мозга.

1.5. Базовые умения:

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь правильно пользоваться литературой по физиологии, атласами и схемами с применением международной физиологической терминологии, читать по электроэнцефалограмме потенциалы и нейронную активность, определять зависимость времени рефлекса от степени раздражения, определять функциональные элементы центральной нервной системы с использованием наглядных пособий (в том числе компьютерных программ).

Содержание курса

Темы и их краткое содержание

Тема 1. Предмет «Физиология ЦНС»

«Физиология ЦНС» – наука о закономерностях функционирования ЦНС. История развития физиологии. Структура и функции нейронов. Соматическая и вегетативная нервная система. Центральная и периферическая нервная система. Серое и белое вещество. Действие ЦНС на органы. Принцип работы ЦНС. Основные методы изучения механизмов деятельности мозга человека и животных. Способность нервных клеток под действием раздражения приходить в состояние возбуждения, вырабатывать импульсы и передавать их. Нейроглия, ее трофическая, секреторная, защитная функция и функция опоры. Изучение сенсорного, центрального и двигательного звеньев рефлекторной дуги. Клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций.

 

Тема 2. Фундаментальные процессы возбуждения и торможения в нейронах

Возбудимость нервной ткани. Возбуждение как ответная реакция на раздражение. Порог раздражения, полезное время, хронаксия. Механизмы поддержания мембранного потенциала. Ионные каналы. Электровозбудимая плазматическая мембрана клетки. Неравномерное распределение ионов по обе стороны мембраны. Активный и пассивный транспорт. Натрий–калиевый насос. Деполяризация и гиперполяризация. Распространяющееся возбуждение – нервный импульс электрической природы, потенциал действия. Закон «все или ничего». Реверсия мембранного потенциала с «-» на «+». Абсолютный и относительный рефракторные периоды. Проведение нервного импульса по волокну. Способность нерва проводить импульс без затухания. Открытие «животного электричества» Л. Гальвани. Определение скорости проведения нервного импульса в нервах Г.Гельмгольцем. Данные современной мембранной теории происхождения биоэлектрических явлений. Опыты Ходжкина и Хаксли в исследованиях, проведенных с гигантским нервным волокном кальмара. Исследования нейронной активности. 

 

Тема 3. Физиология и нейрохимия нейрона и глии. Физиология синаптических процессов

Функции гематоэнцефалического барьера. Сенсорные, моторные и вставочные нейроны. Функции ядра нервной клетки. Рибосомы и эндоплазматическая сеть. Передвижение синтезируемых белков и различных ферментов по аксону. Аппарат Гольджи и транспорт веществ в клетке. Митохондрии и энергетический обмен. Функции глии. Функции ликвора. Механизм передачи возбуждения в синапсах. Синапс с химической передачей. Нейромедиаторы синаптических пузырьков. Деполяризация окончаний аксона, Са2+ и высвобождение медиатора в синаптическую щель. Связывание медиатора с рецепторными белками постсинаптической мембраны. Результат присоединения возбуждающего нейромедиатора к рецептору на постсинаптической мембране и активация натриевых каналов, ее деполяризация, генерация возбуждающего постсинаптического потенциала. Гиперполяризация тормозного постсинаптического потенциала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: