Перечень вопросов к экзамену

1. Физиология ЦНС: ее предмет и задачи.

2. Физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга.

3. Методы изучения механизмов работы мозга.

4. Физиологические принципы ЦНС: рефлекторный, структурности, субординации, доминанты, упорядоченности, общего конечного пути.

5. Физиология нейрона.

6. Физиология глии.

7. Механизмы возбуждения и торможения нервной ткани.

8. Мембранный потенциал.

9. Потенциал действия, закон «все или ничего».

10. Химический и электрический синапсы.

11. Синаптические потенциалы (ВПСП, ТПСП).

12. Нейромедиаторы и их роль в ЦНС.

13. Этапы медиаторной передачи и их характеристики.

14. Нейромедиаторные системы мозга.

15. Проведение нервного импульса (сальтоторное и электротоническое).

16. Нейронные сети.

17. Рефлекторный принцип работы ЦНС.

18. Латентный период рефлекса и его измерения. Моносинаптические и полисинаптические рефлексы. Синаптическая задержка.

19. Физиология стресса.

20. Физиология базальных ядер большого мозга.

21. Классификация рефлексов.

22. Рефлекторная функция спинного мозга.

23. Проводниковая функция спинного мозга.

24. Физиология продолговатого мозга.

25. Рефлексы ствола головного мозга.

26. Торможение в нейронных сетях.

27. Физиология мозжечка.

28. Вестибулярные рефлексы ствола и их классификация.

29. Уровни организации движений в ЦНС.

30. Физиология среднего мозга.

31. Физиология гипоталамуса.

32. Нейросекреторная функция мозга.

33. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы.

34. Сенсорная функция мозга.

35. Электроэнцефалограмма и ее основные ритмы.

36. Физиология вегетативной нервной системы.

37. Ретикулярная система головного мозга, ее функции.

38. Основы физиологии движения.

39. Роль нейропептидов и гормонов ЦНС. Нейроэндокринология.

40. Зрительная, обонятельная, слуховая, вкусовая кора большого мозга (локализация и функция).

41. Центры биологических потребностей гипоталамуса (регуляция пищевого, питьевого, полового поведения и температуры тела).

42. Физиология лимбической системы.

43. Физиология эмоций. Системы «награды» и «наказания» головного мозга.

44. Физиология сна.

45. Лобная и теменная кора, их роль в обеспечении адаптивной деятельности головного мозга.

46. ЭЭГ сна (чередование фаз сна).

47. Роль мотиваций в обеспечении адаптивного поведения.

48. Проекционные зоны коры мозга. Исследования вызванных потенциалов головного мозга.

49. Межполушарная, функциональная асимметрия мозга. Речесенсорный и речедвигательный центры коры мозга.

50. Электрофизиологические методы исследования (ЭЭГ, вызванные потенциалы, сверхмедленная активность, нейронная активность, ЭКГ, ЭМГ). Методы электростимуляции и повреждения ЦНС.

Перечень практических занятий, направленных на выработку базовых умений

Практические занятия проводятся на базе научно-исследовательского института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук.

 

Цель занятий: формирование умений: определение центрального звена рефлекса; правильно пользоваться литературой по физиологии, атласами и схемами с применением международной физиологической терминологии; читать по электроэнцефалограмме потенциалы и нейронную активность; определять зависимость времени рефлекса от степени раздражения; определять функциональные элементы центральной нервной системы с использованием наглядных пособий (в том числе компьютерных программ).

 

Рефлекторный принцип работы ЦНС

Исследование основных жизненно важных рефлексов у животных в состоянии бодрствования и сна. Основные характеристики рефлекса. Анализ рефлекторной дуги. Рецептивное поле рефлекса. Простые и сложные рефлексы. Зависимость проявления рефлекса от силы раздражения. Зависимость проявления рефлекса от продолжительности и частоты раздражения. Процесс утомления и его анализ.

Исследование статических и статокинетических рефлексов у интактных животных. Наблюдение шейного рефлекса наклонения головы, выпрямительных рефлексов у животных.

Экскурсия по физиологическому отделу им. И.П. Павлова научно-исследовательского института экспериментальной медицины РАМН. Основные этапы развития физиологии ЦНС в России.

 

Физиология лимбической системы головного мозга. Исследование биологических основ эмоционального поведения

Проведение операции на животном по вживлению электродов в центры «награды» и «наказания» головного мозга.

Изучение стереотаксической техники по вживлению электродов. Расчет координат вживления электродов по стереотаксическому атласу и перенос их на стереотаксический прибор.

Изучение медицинского инструментария. Приемы введения наркоза. Правила дезинфекции. Подготовка операционного поля для вживления электродов. Разметка координат на черепе животного при использовании стереотаксического прибора, использование бормашины для проделывания отверстий в черепе. Вживление электродов в структуры лимбической системы головного мозга и установка их на черепе животного самотвердеющей пластмассой.

Регистрация реакции самостимуляции и избегания при раздражении структур лимбической системы головного мозга и их анализ (регистрация проводится на третьем занятии по истечении сроков послеоперационного ухода).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: