2.1. Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.
2. Раскрыть оптимальные средства и методы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.
3. Определить эффективность методики развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.
Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы:
1. анализ и обобщение литературных источников;
2. педагогические наблюдения;
3. беседы с тренерами и спортсменами;
4. педагогический эксперимент;
5. тестирование;
6. математическая обработка данных тестирования.
В ходе анализа и обобщения литературных источников рассматривались средства и методы развития координационных способностей в различных видах спорта, возможности их использования в подготовке спортсменов, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, а также критерии оценки уровня развития координационных способностей. Библиографический указатель содержит 51 наименование, в том числе 6 учебников, учебных и методических пособий, 18 монографий, 27 научных статей и материалов различных научных конференций.
|
|
Педагогические наблюдения проводились на занятиях в спортивных школах по акробатическому рок-н-роллу, акробатике и спортивной гимнастике. Рассматривались средства и методы развития координационных способностей.
Беседы с тренерами и спортсменами проводились с целью определения эффективности различных средств и методов развития координационных способностей у занимающихся акробатическим рок-н-роллом. Примерные вопросы для бесед приведены в приложении 1.
Педагогический эксперимент проводился в течение шести месяцев (с 1 октября 2011 год по 3 марта 2012 года) на базе СДЮСШОР № 28 Москомспорта (г. Москва). В эксперименте приняли участие 20 девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, в возрасте от 12 до 18 лет. Квалификация занимающихся – 1 разряд, КМС (группы спортивного совершенствования). Все занимающиеся были распределены на две группы (по пять пар) – контрольная и экспериментальная. В подготовке экспериментальной группы применялись средства и методы развития координационных способностей, отобранные в результате проведенного нами исследования. Применялась специальная сенсорная тренировка (направленная на совершенствование согласованности работы зрительного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов), большое внимание уделялось воспитанию специальной выносливости (прежде всего, способности поддерживать высокую точность движений при нагрузках субмаксимальной мощности), сложно координационные упражнения в одном занятии подбирались по сходству механизмов управления. Более подробно средства и методы тренировки описаны в разделе 2.2. Контрольная группа занималась по методике, предлагаемой программой СДЮСШОР. Общее время занятий в группах не различалось – тренировки проводились пять раз в неделю в течение полутора – двух часов.
|
|
Оценка уровня развития координационных способностей проводилась по методу В. Старосты (1998). В его основе лежит измерение комплексного проявления различных координационных способностей при выполнении вращательных движений.
Тестирование занимающихся проводилось до начала и по окончании педагогического эксперимента и включало в себя выполнение следующих контрольных упражнений:
- прыжок с места толчком двумя ногами с максимальным вращением вправо и влево (руки на поясе), испытуемым дается три попытки для выполнения прыжка в каждую сторону (влево и вправо), попытки могут разделяться интервалами отдыха, необходимыми для восстановления, фиксируется сумма лучших результатов прыжка влево и вправо;
- тоже, с помощью рук (спортсмену разрешается выполнить маховые движения руками), фиксируется сумма лучших результатов прыжка влево и вправо;
- прыжок толчком одной ноги с максимальным вращением с помощью рук (вращение при прыжке толчком левой ноги выполняется влево и наоборот), фиксируется сумма лучших результатов прыжка влево и вправо;
- прыжок толчком двумя ногами с вращением на 270 градусов влево и вправо (руки на поясе), измеряется угол отклонения от заданного результата, фиксируется сумма лучших результатов (наименьших углов отклонения) прыжка влево и вправо.
Измерение результатов тестирования проводится с помощью координациометра Старосты (рис. 5). Измеряется величина выполненного в прыжке вращения по отпечатку стопы. Процедура измерения приведенf в приложении 2. Результаты в первых трех тестах измерялись с точностью до 10 градусов, в четвертом – с точностью до одного градуса.
Рис. 5. Координациометр В. Старосты (1998).
Математическая обработка результатов тестирования включала вычисление следующих показателей:
1) среднее значение , получаемое как сумма всех значений признака выборки (хср), делённое на n (число членов выборки), т.е.
;
2) среднеквадратическое отклонение от среднего значения s, т.е.
;
- это мера рассеивания отдельных наблюдений вокруг математического ожидания;
1) стандартная ошибка или арифметическая ошибка среднего , т.е.
;
- это мера рассеивания отдельных средних, подсчитанных по выборкам одинакового объема n.
Правильная запись должна выглядеть так: .
Статистическая обработка данных тестирования решала также задачу определение связи между свойствами выборок. Для решения вопроса о существенности различий средних величин выборок использовался параметрический критерий Стьюдента:
- определяли величину t:
- и степень свободы f:
и далее по таблицам определялась вероятность р. Если вероятность случайного выхода за границы (не более 0,05) достаточно мала, то считается, что выборка происходит из генеральной совокупности. Для нормального распределения 95%-ный доверительный интервал соответствует значению t = 1,96, а 99 %-ный – t = 2,58.
Определение связи между свойствами выборок проводилось при помощи расчёта коэффициента прямолинейной корреляции Пирсона (чем ближе его значение к единице, тем больше степень связи между свойством выборки, отрицательное значение показывает обратную зависимость):
|
|
.