Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (сентябрь 2010 года – май 2011 года) - была выбрана тема исследования, изучались данные специальной литературы. Решалась первая задача исследования: изучение современного состояния проблемы.

2 этап (июнь 2011 года – декабрь 2011 года) - проводились педагогические наблюдения, определялись эффективные средства и методы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, проводился педагогический эксперимент, тестирование и математическая обработка данных тестирования.

3 этап (январь – сентябрь 2012 года) - оценивались результаты педагогического эксперимента, разрабатывались методические рекомендации, систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялась дипломная работа.

 

ГЛАВА III. Результаты исследований

Оптимальные средства и методы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим

Рок-н-роллом

При воспитании координационных способностей решались как общие, так и частные задачи. К общим задачам относится:

1. Совершенствование способности строить (осваивать по имеющемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;

2. Совершенствование способности преобразовывать (перестраивать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

3. Повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов (совершенствование координационной выносливости).

Частные задачи включали в себя совершенствование всех параметров координации движений, таких как способность дифференцировать усилия, воспроизводить их с необходимой точностью, совершенствовать устойчивость и т.д., то есть воздействие на каждый вид координационных способностей и факторов, от которых зависит их проявление (работа анализаторов, обработка поступающей от них информации, способность расслаблять мышцы и т.д.).

Для совершенствования качественных сторон двигательной деятельности подбирались соответствующие системы специальных упражнений. Каждый комплекс упражнений отражал специфику двигательной координации. При определялась последовательность формирования двигательно-координационных качеств на данном возрастном этапе с учетом их взаимодействия. Например, на одном занятии развивали силу и гибкость, силу и быстроту, равновесие и прыгучесть и т.д.

Немаловажное значение имело использование системы упражнений в течение одного занятия. Так, если гибкость лучше совершенствуется на фоне утомления работающих мышц, то ее целесообразнее развивать в конце основной части урока или тренировки. Ловкость, точность, меткость связаны с проявлением более тонких координаций, и лучшие показатели достигаются в первой половине занятия.

Выбор методов и методических приемов в первую очередь зависит от задач учебно-тренировочного процесса. Так, для повышения уровня общей физической подготовки использовали метод повторных упражнений различной интенсивности, для подготовки к участию в соревнованиях - соревновательный метод и т.д.

Специфика двигательных координаций также в значительной мере влияет на выбор методов обучения и тренировки. Например, для увеличения показателей гибкости более эффективен метод повторных нагрузок при многократном выполнении двигательных заданий (для достижения определенной степени утомления). Совершенствование меткости и точности движений достигается использованием метода раздельного обучения с выделением главной фазы двигательного действия.

Планируя тренировку в микроцикле, следует определить координационных способностей, на которые тренер желает влиять, и распределить средства и методы тренировки на каждый день. Если в одной тренировке стоят задачи совершенствования техники, тактики, повышения кондиционных и координационных способностей, то акцентировано воздействовать более чем на 2-3 КС в одном занятии не следует. Отдельные тренировки можно полностью посвятить воздействию на все необходимые КС (способности к ориентированию, быстрой реакции, перестроению двигательных действий, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движений и др.) или на все компоненты только одной из них (например, способность быстрого реагирования в простых и сложных условиях или способность к равновесию).

Возможно и такое построение тренировок в микроциклах, при котором стоят задачи сопряженного развития определенных кондиционных (например, скоростно-силовых или выносливости) и координационных способностей (например, способность к дифференцированию параметров движений, ритма или ориентации).

Выбор нагрузок и отдыха при выполнении координационных упражнений, воздействующих на различные КС спортсмена, зависит от многих факторов: прежде всего от уровня технической оснащенности, от физической и тактической подготовленности, конкретной КС, которая преимущественно развивается с помощью данного упражнения, от сопряженного развития одной или нескольких координационных и кондиционных способностей. Естественно, что в зависимости от этих факторов продолжительность координационных упражнений может быть от нескольких секунд до нескольких минут. Например, упражнения, с помощью которых тренируются способности к дифференцированию параметров движений, ориентированию и реакции, длятся от десятых долей секунды до нескольких секунд, а упражнения, воздействующие на способности к согласованию (комбинированию) или влияющие на одновременное развитие КС и специальной выносливости, могут длиться от нескольких десятков секунд до нескольких минут.

Точно так же обстоит дело с определением интенсивности координационных упражнений. На самых ранних этапах тренировки, когда запас технико-тактических умений минимален, интенсивность координационных упражнений бывает преимущественно низкой и средней, равным образом и координационная сложность выполнения упражнений - малой и средней. Интервалы отдыха при переходе от одного такого упражнения к другому могут отсутствовать вообще или быть весьма небольшими - несколько секунд.

Во время выполнения координационных упражнений тренер должен от занятия к занятию постепенно повышать нагрузку. Повышение интенсивности во время выполнения координационных упражнений означает:

- увеличение координационной сложности заданий путем увеличения числа вариативности упражнения;

- повышение требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время;

- выполнение координационных упражнений в условиях дефицита времени;

- сокращение пауз между упражнениями и соответственно между сериями упражнений;

- выполнение заданий (упражнений) "на координацию" во время упражнений, воздействующих на другие (силовые, скоростные, скоростно-силовые, выносливость) способности;

- выполнение координационных упражнений после физических нагрузок.

Повышение объема и длительности нагрузки во время выполнения координационных упражнений означает следующее:

- увеличение числа повторений упражнения в одной серии;

- увеличение числа серий;

- увеличение числа различных упражнений в серии при сохранении одинакового числа повторений.

При определении нагрузки координационных упражнений тренер должен принять во внимание два основных правила: использовать в занятии небольшое число повторений (4-12 раз) постепенно усложняющихся упражнений, сходных по механизмам управления и регуляции со стороны ЦНС, и многократно повторять освоенные упражнения (технические приемы) при возможно более частом целенаправленном изменении параметров выполняемых движений и условий упражнений.

Один из способов воспитания координационных способностей – постоянное расширение двигательного опыта спортсменов (обучение техническим действиям из различных видов спорта – спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, плавание). Одним из главных условий при этом является рациональная организация занятий, профилактика травматизма.

Важный метод воспитания координации движений – введение фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющий дополнительные требования к координации движений. При использовании этого метода применяют несколько вариантов (методических приемов):

- внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа выполнения (изменение исходного положения, применение отягощений, зеркальное выполнение упражнений и т.д.);

- предъявление новых координационных требований посредством привычных действий в непривычных сочетаниях (сочетание различных технических приемов, применение дополнительных движений и т.д.);

- изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы координации движений (изменение условий опоры, изменение высоты или площади опоры, варьирование отягощений, использование различных предметов, введение дополнительных сигналов, раздражителей и т.д.).

Важной в акробатическом рок-н-ролле является способность поддерживать равновесие. Для ее совершенствования используются такие упражнения, как фиксация поз в сочетании с перемещениями, подвижной, уменьшенной или возвышенной опорой, введение в упражнения предшествующих или сопутствующих движений (вращений, прыжков, кувырков, переворотов и др.), при действии сбивающих факторов, удлинение времени сохранения позы и т.д.

В тренировке девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, мы используем также упражнения, направленные на совершенствование способности к рациональному мышечному расслаблению. Это, например, контролируемый перевод мышц из напряженного состояния в расслабленное и обратно в заданном порядке, в различных вариантах, одновременное расслабление одних мышц и напряжению других, сочетание подобных заданий при выполнении локальных движений (движений кистью, рукой) или целостных действий (ходьба, бег). Также используется контроль за напряжением мимических мышц, ритмизация движений (например, специально подобранное музыкальное сопровождение), аутогенная тренировка, дополнительные гигиенические факторы (массаж, сауна, контрастный душ и т.д.).

Специальная сенсорная тренировка включает выполнение движений с ограничением работы зрительного анализатора и специальные задания для активизации тактильного анализатора. Использовались следующие упражнения:

- анализ тактильных ощущений;

- выполнение ходьбы, бега, переворотов и т.д. по отметкам;

- рисование геометрических фигур и письмо без зрительного контроля;

- выполнение различных упражнений с ограничением зрительного контроля (ходьба, бег, ходьба по гимнастическому бревну вперед, назад, при использовании дополнительных движений и др.) (на начальным этапах и далее по необходимости осуществляется страховка);

- воспроизведение движений по заданным параметрам (усилие, амплитуда, траектория и т.д.);

- анализ выполненных технических приемов, мысленное исправление ошибок, проработка деталей, затем практическое выполнение упражнений (с использованием видеозаписи) и др.

При проведении идеомоторной тренировки постоянно проводилось сопоставление с практическим выполнением движений для уточнения тактильного восприятия движений и мысленного их воспроизведения.

Для оценки эффективности применяемой методики использовался метод изучения уровня развития координационных способностей, предложенный В.Старостой (1998).

Предполагается, что определенные в результате нашего исследования эффективные средства и методы позволят существенно повысить уровень развития координационных способностей девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

 

3.2. Эффективность методики развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом

Эффективность методики развития координационных способностей у девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, изучалась путем сравнения результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп до и после проведения педагогического эксперимента. В таблицах 4 и 5 представлены результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп. Результаты выполнения первых трех тестов отражают сумму максимальных оборотов влево и вправо, в четвертом тесте цифра является суммой отклонений от заданного угла при вращении влево и вправо.

Как видно из таблицы 4, во всех четырех тестах наблюдается положительная динамика результатов и в контрольной, и в экспериментальной группах. Все изменения статистически достоверны (p < 0.05).

 

Таблица 4.

Динамика результатов тестирования юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом до и после педагогического эксперимента

Тесты

Группа

X ± m

t

p

до после

Прыжок толчком двумя ногами без помощи рук

К 567,0 ± 2,806 643,0 ± 2,295 2,0156 < 0.05
Э 557,0 ± 2,803 660,0 ± 2,828 2,2314 < 0.05

Прыжок толчком двумя ногами с помощью рук

К 596,0 ± 2,772 607,0 ± 2,989 1,9964 < 0.05
Э 598,0 ± 2,654 646,0 ± 2,602 2,2678 < 0.05

Прыжок толчком одной ногой

К 477,0 ± 2,640 495,0 ± 2,961 2,3157 < 0.05
Э 481,0 ± 2,518 530,0 ± 2,715 2,3146 < 0.05

Прыжок толчком двумя ногами на заданный угол (270 градусов)

К 43,6 ± 1,082 37,2 ± 1,138 2,2248 < 0.05
Э 45,2 ± 1,028 25,6 ± 1,015 2,1289 < 0.05

Где: К – контрольная группа, Э – экспериментальная группа

Как видно из таблицы 4, при выполнении прыжка с вращением без помощи рук занимающиеся контрольной группы показали до эксперимента средний результат, равный 567 градусам, после эксперимента – 643. При выполнении того же упражнения с помощью махового движения руками, результат в этой группе составил соответственно 596 и 607 градусов. Несколько ниже результаты выполнения прыжков с вращениями толчком одной ногой – 477 и 495 градусов (однако и в этом упражнении мы видим положительную динамику результатов). Отмечается также улучшение результатов в прыжке на заданный угол. Сумма отклонений от нужного угла уменьшилась с 43,6 до 37,2 градуса.

    В экспериментальной группе в целом тенденции изменения результатов имеют тоже направление, но отличаются по величине. Так, результаты в прыжке толчком двумя ногами без помощи руке увеличились с 557 до 660 градусов, с помощью рук – с 598 до 646 градусов, толчком одной ногой – с 481 до 530 градусов. Средняя величина отклонения от заданного угла вращения в экспериментальной группе до эксперимента составляла 45,2, после эксперимента – 25,6 градуса.

После педагогического эксперимента спортсмены экспериментальной группы превосходят занимающихся контрольной группы по всем четырем тестам - средние значения в первом, втором и третьем тестах больше в этой группе соответственно на 17, 39 и 35 градусов, сумма отклонения от заданного угла в четвертом тесте меньше на 11,6 градуса.

Наименьший коэффициент корреляции (r=0,3818) наблюдается при сравнении результатов тестирования экспериментальной группы до и после эксперимента в последнем тесте, связанном преимущественно с проявлением способности дифференцировать усилия, соотносить пространственные и динамические показатели движения. Это говорит о большой эффективности применяемой сенсорной тренировки, которая позволила существенно повысить качество работы анализаторов и ее проявления при выполнении движений.

    Таким образом, мы видим положительную динамику результатов тестирования в обеих группах, что говорит о положительном влиянии занятий акробатическим рок-н-роллом на развитие координационных способностей девушек и юношей. Сравнение величины наблюдаемых изменений позволяет говорить о высокой эффективности применяемых в подготовке экспериментальной группы средств и методов развития координационных способностей.

В таких сложно координационных видах спорта, как гимнастика, акробатика, акробатический рок-н-ролл координация движений является базой для освоения сложных движений, то есть основой для роста спортивно-технического мастерства. Поэтому воспитание координационных способностей является одним из важнейших вопросов тренировки спортсменов, специализирующихся в этих видах.

Многие стороны данной проблемы считаются специалистами не до конца разработанными, некоторые противоречивыми или спорными. Например, существует большое количество определений и классификаций координационных способностей, иногда сходных, дополняющих друг друга, иногда существенно различающихся. В тоже время ученые считают необходимой дальнейшую разработку и уточнение существующих определений и классификаций, критериев оценки и т.д. (Лях В.И., 1991, 1995; Назаренко Л.Д., 1999, 2000, 2001 и др.). Наиболее полной и удобной для работы тренеров является классификация координационных способностей, разработанная В.И. Ляхом (1987, 1995) на основе теории Н.А. Бернштейна (1991) о многоуровневом построении и управлении движениями и двигательными действиями человека.

В целом, значение развития координационных способностей спортсменов высоко оценивается специалистами, однако на практике наблюдается нехватка методик для их развития у девушек и юношей, специализирующихся в акробатическом рок-н-ролле. В связи с этим, целью нашего исследования стало теоретическое и экспериментальное обоснование такой методики. Анализ данных литературы, педагогических наблюдений, бесед с тренерами и спортсменами позволил нам выделить эффективные средства и методы воспитания КС у девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

Практическая проверка разработанной методики проводилась с помощью педагогического эксперимента. Эффективность данной методики подтверждается результатами тестирования. На рисунке 6 показана динамика результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп, наблюдаемая в ходе проведения эксперимента.

Как видно из рисунка, у занимающихся экспериментальной группы отмечается больший прирост результатов во всех тестах. Это позволяет говорить о более высокой эффективности применяемой в этой группе методики развития координационных способностей. Особенно наглядно это видно в последнем тесте, где сами значения наименьшие. В других тестах значение сумм градусов оборотов достаточно велики – 477 – 660 градусов, поэтому прирост в 30 – 50 градусов на рисунке не так заметен и разница кажется незначительной. Однако в тренировке спортсменов, специализирующихся в акробатическом рок-н-ролле, особенно с ростом спортивно-технического мастерства это такое повышение результатов позволяет значительно расширять диапазон технических элементов, разнообразить программу выступления. Поэтому, чтобы более точно показать разницу результатов контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента, мы считаем важным отобразить абсолютный и относительный прирост результатов (таблица 7, рисунок 6).

Как видно из таблицы 7 и рисунка 7, в экспериментальной группе наблюдается значительно больший прирост результатов во всех тестах, как абсолютный, так и относительный. Наибольшее положительное изменение результатов отмечается в экспериментальной группе в последнем тесте – 43,4 % от исходного результата. Этот тест отражает преимущественно способность точного управления различными параметрами движения, то есть произвольное управление координацией пространственных и силовых характеристик движения. Эта способность является очень важной для занимающихся акробатическим рок-н-роллом.


 

 


Рис. 6. Динамика результатов тестирования участников педагогического эксперимента.


Таблица 5.

Прирост результатов тестирования участников

педагогического эксперимента

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Абсолют-ный прирост Относительный прирост Абсолют-ный прирост Относительный прирост
1. Оборот в прыжке толчком двумя ногами, руки на поясе 76 градусов 13,4 % 103 градуса 18,5 %
2. Оборот в прыжке толчком двумя ногами 11 градусов 1,9 % 48 градусов 8 %
3. Оборот в прыжке толчком одной ногой 18 градусов 3,8 % 49 градусов 10,2 %
4. Оборот на заданный угол в прыжке толчком двумя ногами (отклонение) 6,4 градуса 14,7 % 19,6 градуса 43,4 %

 

Рис. 7. Относительный прирост средних значений данных тестирования участников педагогического эксперимента.

Таким образом, используемые в тренировке экспериментальной группы средства и методы развития координационных способностей, подобранные по результатам нашего исследования, являются эффективными. Применение специального подбора упражнений в соответствии с классификацией В.И. Ляха (1987, 1995), при котором в одном занятии предпочтение отдается сходным по управлению движениям, сопряженное воздействие на координационные способности и другие физические качества, специальная сенсорная тренировка и другие методические приемы позволяют существенно повысить координационные способности у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом. Особенно это важно в совершенствовании специальной физической подготовки, которая является базой для технической подготовки спортсменов в данном виде. Результаты проведения педагогического эксперимента позволяют разрабатывать методические рекомендации для внедрения предлагаемой методики в практику подготовки девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.




Выводы

1. Анализ литературных источников, обобщение опыта ведущих специалистов по акробатическому рок-н-роллу показал, что в данном виде спорта имеются пробелы в организации тренировочного процесса. В настоящее время назрела необходимость внесения существенных качественных изменений в тренировочный процесс

2. Предлагаемая методика занятий акробатическим рок-н-роллом с включением в программу занятий комплекса упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей приводит к высокому уровню развития данных способностей спортсменов.

Прирост результатов наблюдается во всех тестах, характеризующих развитие координации

При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.

3. Результаты исследования показали, что применение комплекса занятий, направленных на развитие координационных способностей, включённых в программу занятий по акробатическому рок-н-роллу, позволяет качественно повысить уровень координационных способностей у юношей и девушек 14-15 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: