Компенсационная обмотка

КО служит для компенсации влияний реакции якоря. Состоит из шести отдельных катушек, в каждой из которых по семь витков мягкой медной проволоки.

Корпусная и междувитковая изоляции выполнены из слюдинитовой ленты. От механических повреждений изоляция катушек защищена пазовой изоляцией. Каждая катушка укладывается в пазы сердечников двух соседних главных полюсов и закреплены в них клиньями из профильного стеклопластика.

 

 

Якорь.

Состоит из сердечника, вала, коллектора и обмотки, уложенной в пазы сердечника.

 

 

Сердечник - посажен на втулку вала якоря и состоит из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм.


 

Сердечник зажат с одной стороны задней нажимной шайбой, с другой - втулкой коллектора. В сердечнике имеются 87 пазов открытой формы для размещения якорной обмотки и аксиальные 44 отверстия для прохода вентилирующего воздуха.

Коллектор – набирается из 348 коллекторных пластин из меди с присадкой серебра и 348 меканитовых пластин.

Коллекторная пластина выполнена в виде клина, а по середине имеет отверстие Ø30 мм. Сверху к пластинам приварены петушки.

 

 

Снизу пластина имеет вид «ласточкина хвоста». Нажимной конус и втулка коллектора спрессовываются друг к другу с усилием 110 тонн, при этом образуются два замка коллекторной камеры, которые плотно заполняются замазкой.

Собранный коллектор напрессовывают на втулку якоря с последующей допрессовкой и коллектора и сердечника якоря, после этого по резьбе устанавливают гайку коллектора и стопорят ее приваркой.

Втулка якоря отливается из стали в виде двух цилиндров коробчатой формы и напрессовывается на вал с усилием 70-100 тонн без шпонки.

При разборе якоря коллектор может быть целиком спрессован с вала якоря.

Вал якоря – отковывается из хромоникелевой стали и обтачивается по нескольким диаметрам.

Вал якоря имеет плавные переходы от одного диаметра к другому. Концы вала заканчиваются конусами для посадки малых шестерен зубчатой передачи.

На торцах вала имеется внутренняя резьба для ввинчивания рым-болта для транспортировки якоря, а также полукольцевую выемку для съема шестерни путем подачи масла под давлением 50 атм. Через «Т»-образное отверстие в торце вала.

 

Обмотка якоря - простая петлевая. Состоит из 87 якорных и 58 уравнительных катушек, концы которых приварены к петушкам коллектора.

Каждая из 87 катушек якоря имеет 4 секции, расположенные плашмя в пазах сердечника якоря.

При входе в петушки коллектора, провода секций повернуты на 90° и расплющены до 1,4 мм.

В пазах сердечника провода крепятся клиньями из профильного стеклопластика толщиной 5 мм., а лобовые части обмоток крепятся стеклобандажной лентой с обоих сторон.

Шаг якорных катушек по пазам зависит от количества главных полюсов в двигателе и равен полюсному шагу.

Шаг по коллектору – расстояние между началом и концом секции, выраженное в коллекторных пластинах и зависит от типа обмотки.

Коллекторных пластин коллектор имеет столько, сколько секций имеет обмотка якоря потому, что к каждой коллекторной пластине припаивается начало и конец разных секций.

87 катушек × 4 секции = 348 секций = 348 коллекторных пластин.

Каждая из 58 катушек уравнителей состоит из трех уравнителей на паз:

58 катушек × 3 секции = 174 уравнителей.

 

Уравнители служат для разгрузки щеток и коллектора от уравнительных токов, которые возникают между параллельными ветвями обмотки якоря с разной ЭДС в виду ассиметрии магнитной цепи.

 

Щеточное устройство.

Служит для подвода напряжения к обмотке якоря через коллектор.

В состав щеточного устройства входит:

- поворотная траверса;

- изоляционные пальцы – 12 штук;

- кронштейн щеткодержателя – 6 штук;

 

- щеткодержатели – 6 штук;

 

- щетки – 18 штук.

 

Основным элементом щеточного устройства является – траверса.

 

Траверса- стальная, разрезная, имеет по наружному ободу зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями шестерни поворотного механизма. На траверсе закреплены шесть кронштейнов с изоляционными пальцами, шесть щеткодержателей и соединяющая их между собой изолированная шина. В двигателе траверса закреплена фиксирующим и двумя стопорными устройствами, а также разжимным устройством.

 

 

Поворотный механизм траверсы состоит из шестерни и валика, закрепленных на остове. Шестерня входит в зацепление с зубьями траверсы. Валик имеет квадратную головку. При вращении валика специальным ключом шестерня поворачивает траверсу.

Разжимное устройство состоит из двух шарниров, закрепленных гайками с шайбами, шпильки и пружинного стопора. Один шарнир имеет отверстие с правой, другой - с левой резьбой. В шарниры вкручена шпилька, имеющая шестигранник для вращения её гаечным ключом и зубчатое колесо для её стопорения. При вращении шпильки происходит разжатие или сжатие траверсы в диаметральном направлении. В рабочем положении траверса должна быть разжата на максимальный диаметр.

Фиксирующее устройство траверсы состоит из подкладки, накладки с пазом для входа фиксатора и самого фиксатора. Накладка прикреплена к траверсе двумя болтами. Имеющиеся в накладке пазы позволяют при установке траверсы на геометрическую нейтраль накладку перемещать. Контроль установки траверсы на геометрическую нейтраль в эксплуатации производят по совпадению рисок, нанесенных на остове и траверсе в районах верхнего и нижнего коллекторных люков.

Кронштейн щеткодержателя разъемный, состоит из корпуса и накладки, которые с помощью болта закреплены на двух изоляционных пальцах, установленных на траверсе. Щеткодержатель крепится к кронштейну шпилькой и гайкой с пружинной шайбой.

Фиксация щеткодержателя в осевом направлении относительно петушков коллектора осуществляется специальной шайбой, помещенной на шпильке крепления щеткодержателя. На сопрягаемых поверхностях кронштейна и щеткодержателя для более надежного их соединения выполнена гребёнка, которая одновременно позволяет выбрать и зафиксировать определенное положение щеткодержателя в радиальном направлении относительно рабочей поверхности коллектора.

Щеткодержательсостоит из корпуса 75, имеющего три окна для щеток 74, и трех нажимных пальцев 69 с резиновыми амортизаторами.

Три плюсовых и три минусовых щеткодержателя, через кронштейны соединены между собой перемычками из медных изолированных шин, которые проходят внутри пустотелой траверсы.

Щетки 74, разрезные, из двух половин, с гибкими медными шунтами.

На высоте 20 мм. с боку каждой половинки щетки, наносится риска.

Корпус и пальцы отлиты из латуни. Нажатие нажимных пальцев 69 на щетки 74 создают три цилиндрические пружины 72. С помощью винтов осуществляется регулировка усилия нажатия пружин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: