Использование метода проблемного обучения на уроках художественно-эстетического цикла

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Метод проблемного обучения применяется с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Этот метод целесообразно использовать на этапах актуализации, мотивации, закрепления и обобщения приобретенных знаний.

На уроках музыкального искусства в начальной школе я использую прием «Я - композитор». Проблемная ситуация: при помощи выразительных средств музыки нужно представить определенный образ, а затем после прослушивания музыки оценить свою модель.

Метод проблемного обучения широко применяется в работе при поиске обучающимися ответов на вопросы: «Какую музыку ты слышишь, глядя на данную картину?», «Как развивается музыкальный образ?», «Какой образ создал художник в своей картине и что он хотел этим сказать?».

Нередко на уроках дети выполняют интегрированные задания, которые связаны с приведением художественного образа в другую форму, например, музыкальный образ выразить в живописи или танце. Можно предложить детям выразить свои музыкальные впечатления в графике, цвете, нарисовав этюд или абстрактную композицию.

Прием «Музыкальные небылицы». При исполнении музыкального произведения можно изменить темп, регистр, динамические оттенки, тем самым создается проблема узнавания того или иного музыкального произведения. Данный прием позволяет понять, что в создании музыкального образа участвуют все музыкально-выразительные средства, которые взаимосвязаны друг с другом.

Игра «Чистая доска» заключается в том, что перед уроком на двух досках записываются вопросы домашнего задания по теме или по блоку тем. Класс делится на 2 группы и начинается опрос. Группы по очереди читают вопросы и отвечают на них. Если ответ правильный – вопрос стирается. Чья доска первой окажется чистой – та команда побеждает. Игровой соревновательный процесс очень активизирует учащихся, вызывает стремление быть первым, лучшим, показать свои знания, эрудицию.

Использование метода проблемного обучения позволяет продемонстрировать возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что формирует навык межличностного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: