Использование метода проектов на уроках художественно-эстетического цикла

Метод проектного обученияиспользуется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Можно использовать индивидуальную и групповую форму работы на различных этапах урока, уместно метод проектов реализовывать в цикле уроков по отдельной теме. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность. Например, интеграция музыки и литературы дает возможность осуществлять творческие проекты в форме сочинения колыбельных песен, стихотворений о музыке, сочинения сказок на основе прослушанных музыкальных пьес. Например, в 5 классе в рамках темы «Музыка и литература» я предлагаю учащимся выполнить творческий мини-проект по теме «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. В 4 классе для более углубленных знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра учащиеся работают над исследовательским проектом «Паспорт музыкального инструмента».

В 4 классе как опережающее задание перед темой «Оркестр русских народных инструментов» предлагается выполнить мини - проект «Мой музыкальный инструмент». Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов можно исполнить необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песне.

В преддверии празднования 75-летия Великой Победы был предложен групповой исследовательский проект «Песни военных лет». Исследовательская деятельность осуществлялась учащимися в области музыки и истории (песни военных лет). Ученикам было предложено подготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны, исследовать историю создания песен военных лет.

Примером еще одного индивидуального исследовательского проекта может служить проект для учащихся 8 классов «Музыка эпохи Романтизма». Учащиеся на контурной карте отмечают страну, где жил тот или иной композитор эпохи Романтизма, затем они составляют список произведений этого композитора и проводят анализ-интерпретацию одного из них, прежде прослушав его. В этом проекте идет привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что-то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский)

Технологии художественно-творческой деятельности и «технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности» [2, с.232]. В начальной и основной школе соприкосновение музыки и живописи идет по двум направлениям: а) через собственную творческую деятельность; б) через сравнительный углубленный анализ произведений. Школьникам можно предложить такие задания: 1) нарисовать музыку только цветовой гаммой без конкретизации; 2) проект «Мы рисуем музыку» (иллюстрация к прослушанному произведению); 3) озвучить, подобрать музыкальный материал к живописным полотнам; 4) создать афиши к концертам выбранного композитора.

В рисунках детей отражается не только настроение, но и выразительные средства музыки. Такие занятия способствуют развитию у детей образного мышления, воображения, творчества.

Мультимедийные проекты тоже вызывают повышенный интерес среди учеников, способствуют развитию творческого мышления, воображения, фантазии, являются одним из средств развития творческой активности школьников. При изучении произведения А. Вивальди «Времена года» обучающиеся старших классов получают задание: выполнить мультимедийный проект к одному из концертов из этого цикла. Они подбирают видеоряд на музыку, который сочетается с характером музыкального произведения. Получаются очень разные и интересные работы. Обучающиеся оценивают проекты своих одноклассников, тем самым развивая способность к рефлексии.

 

Мониторинговые исследования по внедрению художественно-творческих технологий как средства повышения мотивации, качества образовательного уровня и развития духовного воспитания учащихся в художественном образовании

Как показывает многолетний опыт работы, применение художественно-педагогических технологий позволяет не только повысить мотивацию и образовательный уровень обучающихся, но и повысить мотивацию обучающихся, сделать образовательный процесс более интересным и продуктивным.

Результаты мониторинга успеваемости по предметам художественно-эстетического цикла в МОУ «Гусельщиковская школа» за 2015-2016 учебный год

Результаты мониторинга успеваемости по предметам художественно-эстетического цикла в МОУ «Гусельщиковская школа» за 2016-2017 учебный год

Результаты мониторинга успеваемости по предметам художественно-эстетического цикла в МОУ «Гусельщиковская школа» за 2018-2019 учебный год

 

Результаты мониторинга успеваемости по предметам художественно-эстетического цикла в МОУ «Гусельщиковская школа» за 2019-2020 учебный год

ВЫВОДЫ

 

При изучении проблемы использования художественно-педагогических технологий в работе педагога художественно-эстетического направления были рассмотрены теоретические аспекты развития художественно-педагогических технологий с использованием метода изучения и анализа литературы, с помощью методов абстрагирования, анализа и систематизации выявлена роль художественно-педагогических технологий в условиях учебно-воспитательного процесса, с помощью метода описания рассмотрена роль художественно-педагогических технологий на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе, с помощью метода обобщения выявлены возможности практического применения и эффективного использования художественно-педагогических технологий на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе на основе учебных действий и вариативности применения.

В ходе исследования было установлено, использование художественно-педагогических технологий в условиях учебно-воспитательного процесса могут быть направлены на создание художественных творческих работ в различных направлениях и техниках (литература, песенное творчество, интерпретация музыкальных произведений, живопись и графика, коллажи, плакаты и т. д.), участие в художественных, творческих, исследовательских проектах. Очень важным моментом в художественных и творческих технологиях духовного воспитания стали встречи с искусством, как основы образовательных ситуаций.

Когнитивная, творческая, эстетическая и социокультурная деятельность в процессе применения художественных и творческих технологий духовного воспитания учащихся в области художественного образования заключалась в достижении обучающимися разных типов работы: художественные, исследовательские, творческие, образовательные.

Мониторинговые исследования по внедрению художественно-творческих технологий как средства повышения мотивации, качества образовательного уровня и развития духовного воспитания учащихся в художественном образовании позволили определить педагогические условия для их эффективного применения:

1) мониторинг качества образования, общей культуры и степени развития духовности обучающихся;

2) организация активного общения с произведениями искусства как источником духовного наполнения;

3) включение в программу художественных дисциплин духовных ориентиров, побуждающих людей понимать свой собственный опыт, чувства и действия;

4) создание в художественной учебной деятельности ситуаций выбора;

5) организация духовно значимого художественного содействия, совместного творчества;

6) использование в контексте художественных и креативных технологий различных направлений и техник для работы с музыкальным материалом, цветом в живописи, коллажей в свободном творчестве, игровых техник, элементов деятельности проекта и т. д.;

7) создание духовнообразующей среды (Т.Г. Русакова), пробуждающей к саморефлексии в свободном творчестве.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. Указанные педагогические условия эффективного использования художественных и творческих технологий в процессе духовного воспитания в художественном образовании, а также варианты использования этих технологий открывают широкие возможности для применения технологий в процессе повышения мотивации к обучению и развитию духовно-эстетического воспитания личности.

Анализ исследований применения художественных и креативных технологий, а также длительная экспериментальная работа позволили установить, что художественные и креативные технологии, используемые в системе художественного образования, оказывают влияние на изучение окружающей действительности, на возможность раскрыть ее истинную ценность, на понимание искусства другого человека (авторов и «героев» произведений искусства, партнеров по взаимодействию) и собственного духовного мира (познавательная функция), становление личностных качеств обучающегося как духовного существа, способного к художественному творчеству на ценностной основе (формирующая функция), на социализацию обучающихся через приобщение к культурным ценностям и через способность влиять на социокультурную среду, преобразовывать ее средствами художественной (изобразительной) деятельности (социокультурная функция).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: