ЦА обычно делят на основную и косвенную.
Основная — те, кто принимают решение, действуют, делают покупку.
Косвенная — могут влиять на выбор и принятие решения, выделять деньги, но сами не действуют.
Методы: как и где получить информацию о ЦА
Чтобы получить максимально объективные данные, оптимально использовать:
- анкеты;
- интервью;
- опросы.
В реальности провести качественно интервью, собрать анкеты или даже провести опрос не так просто. Поэтому можно сделать мини-исследование.
1. Изучите социальные сети. Используйте поиск в соцсетях, профильные сообщества, просмотрите страницы конкурентов.
2. Почитайте форумы, комментарии в блогах, профили лидеров мнений и другие площадки, где могут быть представители ЦА,
3. Если уже есть сайт с подключенной аналитикой (Google Analytics, Яндекс.Метрика), изучайте показатели.
Что нужно знать про ЦА
Ключевые данные, которые вам нужны:
1. Базовые характеристики: пол, возраст, география (женщины, 25-45 лет, Киев).
2. Интересы: обширные тематики, сообщества, медиа, которые читают (интересуются модой, стилем, посещают культурные мероприятия, городские фестивали, читают Vogue и Cosmo).
|
|
3. Платежеспособность: кто может себе позволить ваш продукт/услуг. (доход средний и выше среднего; предприниматели, ТОП-менеджеры).
4. Проблемы: что хотят решить, какая у них задача, как это связано с вашим продуктом (хотят выглядеть стильно, в тренде, подчеркнуть свой статус).
Но это лишь первые шаги. Нам нужно больше данных и инсайтов, поэтому — идем дальше.
Как определить целевую аудиторию: сегментирование
Когда вы сформируете некое ядро, общее описание своей аудитории, нужно её сегментировать по одному из критериев:
1. Демографическому — возраст, пол, семейное положение.
2. Социально-экономическому — образование, карьера, уровень дохода.
3. Географическому — место, район, если бизнес привязан локально.
4. Психографическому — психотип людей: обыватели, интеллигенты, новаторы, карьеристы, гедонисты, подражатели.
Лучше, чтобы у вас было не менее 3 сегментов.
Пример для туристического агентства:
Сегмент №1: Мужчины 25-40 лет, холостые, любят активный отдых, увлекаются спортом, интересуются туризмом, доход средний и выше среднего.
Сегмент №2: Девушки 25-45 лет, Киев, есть молодой человек или муж, хотят красиво и стильно отдохнуть, ищут популярные курорты, поездку обычно оплачивает мужчина, но выбирает девушка.
Сегмент №3. Мужчины и женщины 25-45 лет, Киев, 2-3 раза в год ездят отдыхать, выбирают туры вместе, ищут что-то спокойное и комфортное, могут поехать на отдых с детьми.
Чаще всего для сегментирования используется методика 5W Марка Шеррингтона:
|
|
1. Что? (What?) – какой у вас товар, услуга.
2. Кто? (Who?) – кто покупает товар, услугу (возраст, пол и т.д.)
3. Почему? (Why?) – какая мотивация, для чего покупают.
4. Когда? (When?) – когда продукт, услуга необходимы людям.
5. Где? (Where?) – где взаимодействуют с продуктом, где принимают решение, где покупают.
Что с этим делать
1. Поставьте четкие, понятные цели и задачи — зачем вам сейчас понимание ЦА.
2. Соберите всю информацию о своей аудитории через статистику сайта, своих сообществ, опросы и анкеты.
3. Проведите фокус-группы и интервью, если это возможно.
4. Соберите всю информацию о своей ЦА и разбейте её на сегменты с помощью метода 5W или с привязкой к одному из важных для вашего продукта критериев.
Источник https://rezart.agency/blog/celevaya-auditoriya-chast-1/