- С какими звуками мы сегодня познакомились и играли? Какой зверёк прибегал к нам в гости? (зайчик).
Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]»
Программное содержание:
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Материалы:
Предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки, игрушка ослик).
Ход занятия
Организационный момент (создание положительной мотивации).
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
|
|
Слушай ещё одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
- Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].
- Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?
- Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].
- А сейчас давайте немножко разомнём наши пальчики, поиграем с вами в игру «Кошка».
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,
(Ребёнок сжимает и разжимает кулачки)
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
(Сжимаем кулаки)
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочерёдно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.
Подготовка артикуляционного аппарата «Покажите».
- Покажите, как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
- Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
Упражнение «Чьи зубы чище?»
- Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Упражнение «Лошадка»
- Откройте рот и пощёлкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
Воспитатель: А теперь давайте пройдём на стульчики.
Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
|
|
Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание ещё раз.
- У вас на столах лежат кружочки, какого они цвета? (жёлтого, зелёного).
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают (кружочки жёлтого и зелёного цвета, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с лёгким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.
Предлагаемые слова для игры:
Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.
Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «ж», «ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
- Аш-аш-аш, есть у Маши карандаш. — медленно
- Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу. — быстрее
- Ша-ша-ша, наша Даша хороша. — быстро
- Жа-жа-жа, я поймал ужа. — тихо
- Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. — медленно
- Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. — тихо
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Четвёртый лишний».
Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
1) Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь.
Какая картинка лишняя, почему?
В слове лошадь звук [ ш ] находится в начале, середине или конце слова?
2) Картинки: жёлуди, шляпа, ландыши, шиповник.
Какая картинка лишняя, почему?
В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?
3) Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.
Какая картинка лишняя, почему?
В слове ножницы звук [ ж ] находится в начале, середине или конце слова?
Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.
Физкультминутка:
В группу к нам жук влетел (стоя, руки в стороны)
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» (вниз жужжат)
Вот направо полетел, (поворот туловища вправо)
Вот налево полетел, (поворот туловища влево)
Жук на нос хочет сесть, (показывать)
Не дадим ему присесть, (отмахнуть ладошкой)
Жук наш приземлился, (сели-встали)
Зажужжал и закружился
«Ж-ж-ж».
Жук наверх полетел (руки вверх)
И на потолок присел.
На носочки мы привстали, (на носочках)
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)
Чтобы улететь он смог.
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Воспитатель сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».)
Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:
У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принёс,
Коза подарила овёс.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули ослёнка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
Воспитатель просит детей повторить последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).
Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули ослёнка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком [ш].
Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком [ш] (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком [ж]. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.
|
|
«Поскольку у ослика рождение, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов: Вот такой ширины, вот такой ужины – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»
Воспитатель ставит перед ребёнком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребёнок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
Упражнения на развитие тонкой моторики.
У меня в руках трафареты желудей и шапок. Мне бы очень хотелось, чтобы теперь поработали ваши пальчики (дети обводят трафареты и штрихуют). Совместное рассматривание работ.
Рефлексия. Итог.
– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.
– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками [Ш] и [Ж].
Молодцы!