Изучаемые вопросы:
1. Общая характеристика программы.
2. Региональные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Контрольные вопросы.
Учебная цель:
Ознакомить студентов с основными положениями Государственной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Время: 2 часа
Литература:
1. Богатырева О.Н, Кузьмина И.Д. Нормативно-правовая база
энергосбережения в Российской Федерации: учебное пособие / СПбГТУРП. СПб., 2014.
2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013).
4. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.04.2013).
Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2010 г. (№ 2446-р) [45].
|
|
1. Общая характеристика программы. Программа включает следующие разделы:
I. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы.
III. Конечные результаты реализации Программы.
IV. Срок и этапы реализации Программы.
V. Перечень основных мероприятий Программы.
VI. Основные меры правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
VII. Перечень и краткое описание подпрограмм Программы.
VIII. Целевые индикаторы и показатели Программы.
IX. Обоснование состава и значений целевых индикаторов и показателей Программы и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение.
X. Информация по ресурсному обеспечению Программы за счет средств федерального бюджета.
XI. Меры государственного регулирования и минимизации рисков, управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
XII. Методика оценки эффективности Программы.
В Программе дана сравнительная характеристика энергосбережения и эффективности использования энергии в Российской Федерации в сравнении с развитыми странами.
|
|
Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 % мощностей действующих электростанций, 83 % жилых зданий, 70 % котельных, 70 % технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.
В промышленности эксплуатируется 15 % полностью изношенных основных фондов.
Сохранение высокой энергоемкости российской экономики может привести к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
В 2000-2008 гг. после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 %, то есть в среднем снижался почти на 5 % в год. Наибольшее влияние на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта оказали структурные сдвиги в экономике России.
Уровень энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. Низкая энергетическая эффективность влечет за собой низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.
Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан.
Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.
Потенциал энергосбережения оценивается в миллионах тонн условного топлива по двум направлениям: в сфере производства и преобразования энергетических ресурсов и в сфере их потребления.
В сфере производства и преобразования энергетических ресурсов общая возможная экономия оценивается в размере 403,89 млн т у.т., из которых наибольший удельный вес занимает газ - 257,43 млн т у.т. или 63,7 %. На долю угля приходится 83,5 млн т у.т. или 20,7 %, нефтепродуктов - 49,53 млн. т у.т. или 12,3 %.
Единый топливно-энергетический баланс Российской Федерации за 2007 год свидетельствует о потреблении первичных энергетических ресурсов в объеме 955,3 млн т у.т. Наибольший удельный вес в нем принадлежит природному газу - 529 млн т у.т. или 55,3 %; на долю сырой нефти приходится 337,3 млн т у.т. или 35,3 %; угля - 156,6 млн т у.т. или 16,4 %; атомной энергии - 60,55 млн т у.т. или 6,3 %.
В целом по промышленности основным видом потребляемых ресурсов также является тепловая энергия. Ее удельный вес составляет 32,3 % (79,0 млн т у.т.), доля природного газа составляет 25,5 % (62,5 млн т у.т.), электрической энергии - 21,3 % (52,2 млн т у.т.), угля - 18,2 % (44,5 млн т у.т.).
Оценка технического потенциала повышения энергетической эффективности в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что он является одним из самых значительных в мире. Он составляет более 40 % уровня потребления энергии.
|
|
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Основными целями Программы являются:
- снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007-2020 гг.;
- формирование в России энергоэффективного общества.
Основными задачами программы являются:
- существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам;
- снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;
- формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации Программы являются:
- обеспечение снижения энергоемкости валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы не менее чем на 7,4 % на I этапе (2011-2015 гг.) и на 13,5 % за весь срок реализации Программы (2011-2020 гг.);
- обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы в размере не менее 100 млн т у.т. к концу I этапа (к 2016 г.) и 195 млн т у.т. к концу II этапа (к 2021 г.);
|
|
- обеспечение суммарной экономии энергии в размере 334 млн т у.т. на I этапе (2011-2015 гг.) и 1124 млн т у.т. за весь срок реализации Программы (2011-2020 гг.).
Срок реализации Программы - 2011-2020 гг. Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:
- на I этапе (2011-2015 гг.) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
- на II этапе (2016-2020 гг.) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.
Программой предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации.
В табл. 2.1 приведена экономия первичной энергии в млн. тонн условного топлива за счет реализации программы по отдельным секторам российской экономики.
Интегральным (обобщенным) целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить достижение цели по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007-2020 гг.
Система целевых индикаторов и показателей Программы, отражающих целевую результативность ее мероприятий, приведена в табл. 2.2.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают свои целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.
Таблица 2.1
Экономия первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы
на период до 2020 года, млн. т у.т.
2011- 2020 | В том числе | |||||||
2011- | из них по годам | |||||||
Сектор экономики | 2015 гг., всего | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | |
Электроэнергетика | 312,81 | 82,45 | 8,07 | 12,24 | 16,27 | 20,55 | 25,32 | 58,5 |
Теплоснабжение и | ||||||||
системы коммуналь- | ||||||||
ной инфраструктуры | 184,18 | 51,84 | 5,41 | 7,76 | 10,17 | 12.82 | 15,68 | 35,53 |
Промышленность | 333,25 | 110,35 | 9,85 | 15,97 | 22,06 | 28,14 | 34,33 | 50,75 |
Сельское хозяйство | 7,94 | 2,03 | 0,17 | 0,29 | 0,41 | 0,52 | 0,64 | 1,55 |
Транспорт | 72,2 | 18,54 | 1,56 | 2,64 | 3,71 | 4,78 | 5,85 | 14,21 |
Государственные | ||||||||
(муниципальные) | ||||||||
учреждения и сфера оказания услуг | 115,95 | 39,56 | 4,92 | 6,36 | 7,90 | 9,41 | 10,97 | 18,38 |
Жилищный фонд | 97,83 | 29,18 | 2,55 | 4,12 | 5,95 | 7,12 | 9,44 | 17,04 |
Всего по Программе | 1124,16 | 333,95 | 32,53 | 49,38 | 66,47 | 83,34 | 102,29 | 195,51 |
Значения целевых индикаторов и показателей Программы по этапам ее реализации определены таким образом, чтобы при любом сценарии развития экономики Российской Федерации было достигнуто снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007-2020 гг.
При планировании финансового ресурса обеспечения Программы принималось во внимание высокая экономическая, политическая и финансовая значимость проблемы повышения энергетической эффективности. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, табл. 2.3.
Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях частной формы собственности, определяются по согласованию с хозяйствующими субъектами.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 % общих расходов на реализацию Программы.
При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены только за счет средств федерального бюджета.
Таблица 2.2
Интегральные целевые индикаторы и показатели Программы
на период до 2020 года
Индикатор | Единица | Показатели по годам | |||||
измерения | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2020 | |
1. Снижение энергоемкости | |||||||
валового внутреннего | |||||||
продукта | % | 2 | 4 | 5,9 | 6,5 | 7,4 | 13,5 |
2. Обеспечение годовой | |||||||
экономии первичной | |||||||
энергии | млн т у.т. | 32,5 | 49,4 | 66,5 | 83,3 | 102,2 | 195,5 |
3. Обеспечение суммарной | |||||||
экономии природного | |||||||
газа | млрд куб. | 11 | 17 | 21 | 27 | 33 | 63 |
4. Обеспечение суммарной | млрд | ||||||
экономии электроэнергии | кВтч | 21 | 32 | 44 | 54 | 67 | 81 |
5. Обеспечение суммарной | |||||||
экономии тепловой | |||||||
энергии | млн Гкал | 70 | 70 | 96 | 121 | 143 | 247 |
6. Обеспечение суммарной | |||||||
экономии нефти и | |||||||
нефтепереработки | млн т | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
7. Обеспечение суммарного | |||||||
снижения выбросов | млн т | ||||||
парниковых газов | экв. СО-» | 62 | 93 | 125 | 157 | 192 | 393 |
В Программе предусмотрены стимулирующие механизмы и меры государственной поддержки проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- стимулирование региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет софинансирования из федерального бюджета;
- стимулирование энергоэффективных технологий и оборудования на основе предоставления государственных гарантий по кредитам;
- стимулирование проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет мер государственной поддержки;
- финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах государственных (муниципальных) учреждений;
- финансирование научно-исследовательских работ, осуществление образовательной деятельности и информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Таблица 2.3
Объемы финансирования Программы
Источник финансирования | Всего | В том числе | |
I этап 2011-2015 гг. | II этап 2016-2020 гг. | ||
Всего на реализацию программы | 9532,4 | 3553,3 | 5979,1 |
В том числе: | |||
— средства федерального бюджета | 70,0 | 35,0 | 35,0 |
— средства бюджетов РФ | 625,3 | 208,2 | 417,1 |
— внебюджетные источники | 8837,1 | 3310,1 | 5527,0 |
Министерство энергетики Российской Федерации руководит деятельностью по реализации Программы, несет ответственность за ее выполнение и конечные результаты, рациональное использование выделяемых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы.