Учебный вопрос 7. Оказание первой помощи при ДТП

В настоящее время дорожно-транспортный травматизм во всем мире принял характер эпидемии. При этом прослеживается четкая закономерность между количеством погибающих в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и уровнем экономического развития страны. Число погибших в России (на 1 миллион автомобилей) в 3 – 5 раз выше аналогичных показателей стран с развитой инфраструктурой автомобильных дорог. В нашей стране в последние годы отмечается тревожная тенденция роста не только количества, но и тяжести полученных в результате ДТП травм.

На рост ДТП, количество и тяжесть пострадавших, влияет:

- недостаточная профилактика дорожного травматизма на всех уровнях, от пропаганды правил поведения на дороге, до создания и эксплуатации безопасного транспорта и дорог;

- увеличение количества транспортных средств, их скоростных характеристик;

- недостаточный уровень «мастерства» водителей;

- передвижение на неисправном транспорте;

- управление в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

- недостаточная оснащенность медицинских сил средствами, не реализуемые в полной мере возможности межведомственного взаимодействия при оказании помощи пострадавшим в ДТП;

- недостаточная правовая и ресурсная база в лечении и реабилитации

пострадавших в ДТП.

Дорожно-транспортные происшествия делятся на следующие виды:

1. Столкновение ~ в 37,9%;

2. Опрокидывание ~ в 16,1%;

3. Наезд на пешехода ~ в 37,1%;

4. Наезд на стоящее транспортное средство;

5. Наезд на препятствие;

6. Наезд на велосипедиста;

7. Наезд на гужевой транспорт;

8. Наезд на животных;

9. Падение;

10. Прочие происшествия;

Переезд, сжатие и удар в результате столкновения – вот основные травмирующие факторы, приводящие к возникновению повреждений и ранений при ДТП. Травмы наносят не только автомобили, но и элементы дороги. Ранения в таких случаях разнообразны, сложны. Естественно тяжесть травмы в первую очередь определяется скоростью автомобиля. Наиболее тяжелые травмы человек, находящийся в автомобиле получает при ударе о двери, рулевую колонку, лобовое стекло. Анализ травм приведших к смертельным исходам показал, что 52% из них получены в результате деформации кузова, а 48% из-за удара пассажира о внутреннюю часть автомобиля.

На тяжесть повреждений полученных в результате ДТП кроме скорости может влиять марка автомобиля, его масса, характер удара (лобовое или касательное столкновение), наличие подушки и ремней безопасности, безопасной рулевой колонки.

Использование ремней безопасности более чем в 3 раза снижает количество смертельных случаев при лобовом столкновении.

Среди водителей и пассажиров, не пользующихся ремнями безопасности, ранения получают 46,3%, гибнут 3% участников ДТП. Для людей пристегнутых ремнями безопасности эти величины составляют 19,2% и 0,8%.

Результат ДТП – ушибы, ссадины, переломы, разрывы внутренних органов и раны, а местом локализации служит – голова (91,5%) (ушибы, сдавления головного мозга, внутричерепные гематомы), нижние конечности (56,9%), грудная клетка (41,5%), таз (26,6%), живот (20,6%), верхние конечности (22,4%) и, конечно же, травмы груди – грудной клетки и органов грудной полости - легких, сердца и травмы позвоночника (особенно шейного отдела)

Основными причинами гибели пострадавших являются:

- сочетание шока и кровопотери – 40-50%;

- тяжелая черепно-мозговая травма – 30%;

- травма не совместимая с жизнью – 20%.

Кроме того причинами высокой летальности являются временной фактор (поздно начатая медицинская помощь) – правило «золотого часа» и низкий уровень подготовки водителей и сотрудников ГИБДД МВД России приемам и навыкам оказания первой помощи пострадавшим. В течение первого часа после ДТП погибает 61,1% пострадавших; а среди доставленных в стационар и впоследствии погибших 75,8% умирает в первые сутки.

Медицинская помощь пострадавшим в ДТП в период «золотого часа» должна сводятся к следующим лечебно-тактическим мероприятиям:

- первоначальное выявление прогностически наиболее опасных для жизни пострадавшего симптомов;

- определение патологических синдромов для оценки степени тяжести повреждения и решения вопроса о дальнейших действиях.

При таком подходе можно выделить 4 группы пострадавших в зависимости от тяжести нарушения жизненно важных функций:

1-я группа – тяжесть состояния и повреждения таковы, что витальные функции нарушены, клиническая смерть либо наступила, либо может наступить в ближайшие минуты;

2-я группа – нарушение жизненно важных функций организма, возможен летальный исход в течение 1 часа;

3-я группа – нарушение жизненно важных функций организма, возможен летальный исход в течение первых суток;

4-я группа – травма, в результате которой впоследствии могут развиться нарушения жизненно важных функций организма.

Таким образом, последовательность действий зависит от ведущего синдрома, обусловливающего наибольшую вероятность летального исхода, при условии выигрыша времени для проведения последующих лечебных мероприятий. Такой подход является целесообразным и при оказании медицинской помощи на месте происшествия, и при транспортировке пострадавшего в лечебно-профилактическое учреждение.

Автомобильная травма представляет собой повреждения, причиняемые наружными и внутренними частями движущегося автомобиля или возникающие при выпадении из него.

Различают следующие виды автотравмы:

1. Удар частями автомобиля при столкновении с человеком;

3. Выпадение из автомобиля;

4. Удар о части или сдавление тела частями автомобиля в кабине;

5.Сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами;

6. Комбинированный вид травмы.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ С ПЕШЕХОДОМ

Повреждения, возникающие при столкновении с движущимся автомобилем (наезд) встречаются наиболее часто. Данный вид автотравмы включает несколько последовательных этапов.

1. Соударение частей автомобиля с человеком. Механизм повреждения – удар и общее сотрясение тела. На одежде и теле возникают повреждения, отображающие контуры части или края бампера, фары, облицовки радиатора и т. д.

Локализация повреждений – нижние конечности, область таза, реже - туловище, на уровне тех частей автомашины, которыми они были нанесены (контактные повреждения, штамп-повреждения).

2. Падение тела на автомобиль. Механизм – удар о части автомобиля (капот, крыло, штуцер стеклоочистителя и т. д.).

Локализация - области головы, туловища, верхних конечностей. Следует учитывать, что забрасывание тела на автомобиль происходит при первоначальном ударе ниже центра тяжести человека (при ударе легковой автомашиной). Если же первичный удар наносится вблизи центра тяжести (грузовым автомобилем, автобусом и т. п.), тело отбрасывается вперед.

3. Отбрасывание и падение тела на грунт. Механизм - удар о грунт. Локализация - область головы, туловища, верхних конечностей.

В результате столкновения тело человека приобретает скорость, близкую к скорости движения машины, а также вращательное движение вокруг продольной оси.

4. Скольжение тела по грунту. Механизм – трение о грунт.

При столкновении с движущимся автомобилем особое значение имеют так называемые бампер-повреждения, возникающие от удара бампером по бедру или голени в зависимости от высоты его расположения. На кожных покровах в местах контакта часто возникают поперечный полосчатый кровоподтек, ссадина или рана. Особое значение имеет поперечный оскольчатый перелом костей голени и бедра. В области перелома в типичных случаях выявляют крупный клиновидный отломок, основание которого показывает место, а острый конец - направление удара.

В результате удара частями автомобиля, падения тела на автомобиль,

отбрасывания его на грунт возникают повреждения мягких тканей головы, а также переломы костей черепа. Чаще это прямые, закрытые, линейные и оскольчатые переломы. Нередко наблюдаются сочетанные переломы костей свода и основания черепа.

Линейные и оскольчатые переломы берут свое начало в месте удара и распространяются лучеобразно в разных направлениях в плоскости травмы, как бы графически намечая на черепе направления удара. Повреждения головного мозга, его оболочек, сосудов противоудара).

Сильный удар в верхнюю часть бедер и область таза часто приводит к

возникновению прямых, линейных или оскольчатых переломов костей таза. Такие переломы нередко сопровождаются повреждением органов таза. При ударе сзади нередко повреждается шейный и верхне-грудной отделы позвоночника в результате резкого чрезмерного разгибания тела.

Повреждения от удара грузовой автомашиной, автобусом или троллейбусом часто локализуются в области грудной клетки. При этом могут возникать повреждения от предметов с обширной или ограниченной (при ударе выступающими частями) травмирующей поверхностью. Удар в грудь приводит к односторонним (обычно прямым) множественным переломам ребер, возникающим в месте непосредственного приложения силы.

Удар автомашиной с последующим отбрасыванием потерпевшего часто сопровождается комплексом непрямых повреждений внутренних органов вследствие сотрясения тела. Наиболее часто повреждаются печень, легкие, почки и селезенка. Органы брюшной полости повреждаются чаще, чем грудной.

При так называемом переезде автотранспорта через тело жертвы возникает комплекс повреждений, характерный для этого механизма травмы. Во-первых, образуются кровоизлияния, отображающие рисунок протектора колес, во-вторых, образуются отслоения кожи и иных тканей в виде карманов, заполненных кровью, в-третьих, возникают следы волочения тела в виде обширных ссадин. При переезде колеса через грудь или живот часто наблюдаются разрывы и раздавливания внутренних органов. При таком же воздействии на голову остаются: значительная ее деформация, оскольчатые переломы костей черепа и раздавливание мозга.

ПОВРЕЖДЕНИЯ У ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ

Травма водителя внутри салона автомобиля при лобовом столкновении

характеризуется комплексом повреждений, возникающих от действия рулевого колеса, панели приборов и лобового стекла в виде ушибов и сдавлений грудной клетки и живота, сопровождающихся переломами ребер и грудины, ушибом легких и сердца, развитием пневмоторакса, тампонады сердца, разрывами внутренних органов. От лобового стекла повреждения в виде кровоподтеков, ран и ссадин локализуются на лице и голове.

Хлыстовая травма

Имеет место быть инерционное воздействие на пострадавших. Так, например, при скорости 60 км/ч масса легких возрастает ~ в 20 раз, то есть составляет ~ 14 кг.

ТРАВМЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТОВ

При мотоциклетной травме преобладают повреждения мягких тканей в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, которые обычно локализуются на передней поверхности тела. При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают контактные повреждения. К наиболее постоянным признакам мотоциклетной травмы можно отнести рваные раны промежности и переднебоковых поверхностей нижних конечностей, которые возникают у водителей в момент удара и скольжения этих частей тела о бензобак и руль мотоцикла.

При всех видах мотоциклетной травмы преобладают повреждения, возникающие от удара и сотрясения тела. К ним относятся ушибы или разрывы легких, сердца, печени и обширные кровоизлияния в связочный аппарат внутренних органов. Помимо этого, мотоциклетная травма может сопровождаться повреждениями костей черепа и головного мозга, особенно если голова водителя или пассажира не защищена шлемом. Из повреждений костей черепа преобладают вдавленные переломы, от которых распространяются трещины на свод и основание черепа. При соударении головой, если она защищена противоударным шлемом, часто повреждается шейный отдел позвоночника. Переломы костей лицевого черепа обычно множественные, оскольчатые.

При повреждениях головного мозга наблюдаются кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки и в боковые желудочки мозга. Нередко поражаются и стволовые отделы, где травматические изменения носят характер мелкоточечных или полосчатых кровоизлияний.

При мотоциклетной травме, как правило, происходят повреждения опорно-двигательного аппарата. При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают ушибы мошонки и переломы ключиц, нижней челюсти, костей левой голени, клиновидной и плюсневой костей, надколенника, ребер. Переломы ребер одиночные, прямые, т. е. возникают в местах непосредственного приложения силы.

При падении с движущегося мотоцикла наблюдаются разрывы связочного аппарата лучезапястного, голеностопного и акромиально-ключичного сочленения, а также переломы надколенника, пяточной кости, костей голени, компрессионные переломы позвоночника в шейном и поясничном отделах.

 

АЛГОРИТМЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

ПОСТРАДАВШИМ В ДТП

 

Комплекс мероприятий проводимых водителем (свидетелем) на месте ДТП должен включать ряд целенаправленных и последовательных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: