Правила осмотра пострадавшего в салоне автомобиля

Первичный осмотр в салоне автомобиля (не более 2-х минут)

1. Определить признаки угрожающих жизни состояний:

- клинической смерти;

- комы;

- наружного кровотечения;

- проникающих ранений шеи и грудной клетки;

- синдрома длительного сдавления;

- переломов костей конечностей.

2. Определить признаки биологической смерти, когда оказание помощи

бессмысленно.

В случаях выявления признаков:

- клинической смерти - начать проведение базовой СЛР

- наружного кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут

- проникающих ранений шеи и грудной клетки

- закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем

пластырем или спец. повязкой

- синдрома длительного сдавления

- наложить защитные жгуты, предложить

обильное питье

- переломов костей конечностей - наложить шины.

Только после наложения шины на шею, по возможности обезболивания и наложения жгутов и шин на конечности можно приступить к извлечению пострадавшего из автомобиля, вторичному осмотру и оказанию дальнейшей помощи.

В случаях клинической смерти – быстро извлечь пострадавшего из машины и приступить к базовой сердечно-легочной реанимации.

В случаях комы – наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить в восстановительное боковое положение или на живот и очистить рот.

Вторичный осмотр возле автомобиля (не более 3-х минут)

1. Выяснить жалобы пострадавшего на боль, затрудненное дыхание, потерю чувствительности.

2. Осмотреть пострадавшего «с головы до пят» и выявить признаки: повреждения костей конечностей, таза, позвоночника, ребер и грудной клетки; проникающих ранений живота; наличие ран и ссадин; обморожения; ожогов.

3. Определить признаки синдрома длительного сдавливания.

4. Определить признаки переохлаждения.

5. Обратить внимание: на запах алкоголя изо рта; на неадекватное поведение и бледность кожи.

В случаях выявления признаков:

- повреждения костей таза, тазобедренных суставов (поза «лягушки»)

- немедленно уложить на спину и подложить валик под колени;

- проникающего ранения живота - уложить на спину, расстегнуть поясной ремень, приподнять и согнуть ноги в коленях;

- синдрома сдавления конечностей - наложить защитные жгуты, давящие повязки и шины, предложить обильное питье;

- ожогов - использовать холод, предложить обильное питье;

- обморожения и переохлаждения - укрыть теплой одеждой, предложить теплое сладкое питье.

Если определяется запах алкоголя изо рта, неадекватное поведение в сочетании с бледностью кожи, то пострадавшего нельзя отпускать с места происшествия до прибытия медперсонала, даже при отсутствии видимых травм и повреждений.

Если нет сознания, дыхания, пульса на сонной артерии – приступить к реанимации Данный подход является универсальной для всех случаев оказания первой помощи на месте происшествия.

Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии – повернуть на живот и очистить ротовую полость. Чтобы на дороге ни произошло – пострадал пешеход или водитель – в любом случае оказание помощи следует начать с восстановления сердечной деятельности и дыхания, затем решить вопрос о временной остановке кровотечения.

При артериальном кровотечении – наложить жгут. Только после решения этих задач можно приступить к наложению повязок и транспортных шин.

При наличии ран – наложить стерильные повязки

Если есть признаки переломов костей конечностей – наложить транспортные шины.

Именно такая схема действий поможет сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала.

На месте ДТП чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации

подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами). С помощью этих средств фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой. Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь, после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов.

Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь.

В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают. При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Для обеспечения полной иммобилизации предназначен вакуумный матрац, который используется для иммобилизации отдельных частей тела, для транспортировки больных при травмах.

Применение вакуумного матраца показано во всех случаях политравмы, а также при подозрении на переломы позвоночника, таза, бедер и голеней. Стабильность вакуумного матраца обеспечивается тем, что между его воздухонепроницаемыми слоями находятся маленькие гранулы искусственного материала или наполнителя, которые в условиях вакуума, достигнутого отсасыванием воздуха насосом, плотно прижимаются друг к другу и поэтому оптимально соответствуют задаваемым извне контурам.

Стандартная методика использования вакуумного матраца состоит из двух этапов.

Вначале идет подготовка вакуумного матраца:

– матрац расправляют и разглаживают на полу для равномерного распределения внутри него пластиковых шариков;

– матрац застилают простынкой и поворачивают его конец с насосным вентилем в сторону головы пациента, кладут на носилки или рядом с больным.

Затем, происходит укладка пострадавшего на матрац:

– пострадавшего укладывают в нужной позиции;

– матрацу придают форму тела пострадавшего с дополнительным формированием ложа под голову;

– из матраца под контролем откачивают воздух, вентиль закрывают и закрепляют все ремни фиксации, матрац сохраняет свою форму.

 

 

Лекцию разработал

 д.мед.наук, профессор                               В.В. Черкесов

                                                                        

 Лекция рассмотрена на заседании

 кафедры аварийно-спасательных работ

 и техники

 

 

Протокол № ____ от ____ ___________ 2020 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: