Со скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад на одной и обеих ногах, с ноги на ногу; бег со скакалкой по прямой и по кругу.
С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку широким, средним и узким хватом; маховые и круговые движения руками, выкруты; переносы ног через палку; сочетание движения рук с движением туловища.
Упражнения с гантелэми. Сгибание иȠразгибание рск, кфуговыవ(движХния руками, сочетание движений руками с движением (наклоны, повороты) туловища, миховые дВижения.
ОбщЕразвивбющие упр0жнения можно выполнять с использованием различных предметов, Эапример, Ձтула (рис.5.2).
Рис.5.1 Общеразвивающие упражнения без предметов
ࢍ
Рис. 5.2 Общеразвивающие упражఽениэ со хтулом
2 Методически пт0емы при выполнении общеразвивающих упражнԵний
Амплитуеа дви䐶епий в уؿражнениях, направленных на повышение гибкости и подвижности в суставах, должна возрастать постепенно. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение необходимо выполнять не менее 10-15 раз в темпе, не вызывающем сильного утомления.
|
|
Начинать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (круговые движения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать интенсивность нагрузки, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем – к крупным мышечным группам (мышцы туловища).
Целесообразно особое внимание уделить упражнениям для мышц плечевого пояса и круговым движениям головой. Эти движения способствуют увеличению кровообращения мозга, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма.
Круговые движения головой, повороты, наклоны выполняются плавно, в невысоком темпе. Лицам, склонным к головокружениям по тем или иным причинам, целесообразно выполнять движения головой, стоЏ возле опоры, либо сидя.
КҾмплекᑁное выполнение уᐿ@ажнений направлено н䐰 葀Ешение задач по повьению общей и специальнОй риԷической подготовленности сруд䐵нтов>
ВначалЕ выполняются упражнеҽия66для воспитания быстроты, ловко⑁ти, затем – приемы и дейс⑂вия, связанные с тాнкой двигательной координацией. Далее выполняются силᐾвые упражнения и после этого – для повышениՏ выносливости. Конкретные вариинты комплексов Cпражнений опр䐵деляются зреподавателями в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности студентов и материальным обеспечением занятий.
|
|
Упражнения для растягивания мышц увеличивают обмен веществ в мышцах, повышает кровообращение в организме. В то же время упражнения для растягивания мышц не вызывают существенного увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому они рекомендуются для выполнения во время утренней физической зарядки.
Наклоны туловища улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышц спины. Это сопровождается повышением поступления питательных веществ и улучшением тканевого дыхания, что в целом благоприятно сказывается на функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных центров.
Однако фактически эффект любого упражнения зависит не только от свойств и особенностей этого упражнения, но и от ряда условий его выполнения. Поэтому чтобы объективно судить о возможном эффекте того или иного упражнения необходимо рассматривать это упражнение в единстве с методикой и другими условиями его применения (кто выполн䑏ет, каО оно выполняет⑁э, кто руководит, в какой обЁтановие).- Контрольные вопроفы и ဠ задания ်
Какие䀠задачи решаются в процессе физическго Ѳоспи⑀ания студзнтов с помощью общ5раᐷвивающих упрҰжнений?
Наѷо萲ите три плоскости, в которх выполняются перемещХния онечностей, головы0и туловиља.
Перечиفлите группы общеразвивающих$упражнений без предметов.
Пзречислите груిпы общеразвиваьщих уҿражнений с предметами.
Для решения каких задач напрввлено комплексное выпо萻йениص общеразвивающих упраж=Хний?
Лекция 6. Методика физического воспитания студентов
Особенности обучения физическим упражнениям;
Особенности тренировки в физическом воспитании студентов.
1 Особенности обучения физическим упражнениям
Методика физического воспитания студентов составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов. В процессе физического воспитанияприменяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического воспитания [,,, ].
Методы физического воспитания – это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию студентов [,,, ].
В процессе физического воспитанияиспользуются методы обучения и тренировки.
Методы обучения направлены на формирование у студентов двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, получение ими организаторских и методических умений.
Обучение двигательным действиям осуществляется в три этапа:
Ознакомление и разучивание;
Упрочение навыков (формирование умения оптимального использования навыков в различных условиях);
Совершенствование двигательных действий.
На первом этапе обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление и разучивание.
Ознакомление способствует созданию у студентов правильного двигательнؾго пресూавления о разучива5мом упрذвнении. Для ознакомления необходимо: наԷвать ѓпражԽение, оаразцово0его показать, объяснить ᑂехникч выПолнения ѣп葀ажнения и"его предназначение.
Разучивание напшавлено на لормирование у об葃чаемых новых двигательйых навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
в це;ом, если耠физическое упражнение неслоҶное, доступно для стكдемтов или егԾ выполнение по элементам (частям) невозможно;
по частям, если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
по разделениям, если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
|
|
с помощью подготовительных физических упражнений, если в целом из-за трудностиего выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
Упрочение навыков – это закрепление у студентов двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальЭых качеств.
Совершенствование жвигатейьнх действий – это обеспечееие заданного уровня жвлᐰдения двԸгательным действием, нԵобходимог> Ҵля эффеغтивного исоользования его 萲 жизненной практике и (или) для дальнейшего совершенстҲования в двигательной деятельности.
Ошибки, возникающие в пӀоц萵ссе耠оСучения физическимĠупражнениям, исправлыются в такой последовательности:
при групповоᐼ обучении: вначале†– общие, заBем – Gастные;
при индивидуальном оучении: вначале – значительные, звтем – второстепенԽые.
Прздупреждениеࠠошибок обеспечظвается:
четким показом и объяснепием техники выполнения физичесиих упражнений+
правильным первоначальным разучиванием фиЗиӇеских упражнений;
использованием подготовительных физичесЪ8х упражненظй;
своевременной и качественной п>мҾӉью и страховкой.
Предупреждение травматизма обеспѵчивается:
четкой орг萰низацией耠занятий и соблюдениеоĠметодики их проведения;
выᑁокой дисциплинированностью студетов, хорошим знанием ими приемов страховки и самос⑂раѕовкԸ, правил предупреждения траТматизма;
своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
систематическим контролем над соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны преподавателей.
2 Особенности тренировки в физическом воспитании студентов
Методы тренировкиимеют множество конкретных вариантов, выбор которых зависит от содержания занятий, воспитания конкретных физических качеств, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания студентов [,,, ].
В системе физического воспитания на этапах упрочения и совершенствования двигательных действий применяется шесть основных методов тренировки: 1) равномерный, 2) повторный, 3) переменный, 4) интервальный, 5) игровой и 6) соревновательный.
|
|
Процесс физического воспитания в ВУЗе направлен на воспитание основных физических качеств (табл. 6.1)
Равномерный метод
Данный метод предполагает выполнение физических упражнений в одном темпе в течение продолжительного времени. При этом на одном занятии упражнение выполняется один раз в одном подходе. Основная цель этого метода – повышение аэробных возможностей организма студента, применяется в основном на этапе общей физической подготовки.
Таблица 6.1