Любое научное исследование имеет определенную структуру. В письменных научных работах выделяют, как правило, обложка, титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (если в них имеется надобность).
Подобной структуры студент придерживается и при написании курсовой работы, делая на этой основе первый набросок плана. План впоследствии может корректироваться, шлифоваться, но следует помнить, что пункты плана курсовой работы должны отражать задачи исследования и не выходить за рамки темы.
Обложка курсовой работы должна содержать:
• полное наименование министерства, вуза;
• название темы курсовой работы;
• название вида документа: курсовая работа;
• наименование места и год выполнения. Образец обложки приведен в Приложении 3.
Титульный лист курсовой работы (проекта) должен содержать следующие сведения:
• полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;
• название темы курсовой работы (проекта);
|
|
• название вида документа (курсовая работа);
• сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись);
• сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, подпись);
• сведения о зав. кафедрой (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, подпись);
• сведения о допуске курсовой работы к защите (дата допуска);
• наименование места и года выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 4.
Оглавление должно содержать перечень структурных элементов курсовой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
- введение;
- параграфы, пункты, подпункты;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Образец оглавления приведен в Приложении 5.
Во введении к курсовой работе автор обосновывает ее актуальность, социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, определяет цель, задачи, объект и предмет исследования, методы сбора и обработки информации. На этой основе формулируются задачи, которые могут быть решены с помощью методов, применяемых студентом в своей работе. Тема, объект, предмет, цель и задачи исследования должны быть сформулированы в единой логике.
Обосновывая тему исследования, студент кратко описывает состояние исследуемых социальных фактов и явлений в обществе по данным литературных источников. Выявляется круг малоосвещенных или требующих уточнения вопросов.
Актуальность темы определяетсяналичием научной проблемы, ее социальной значимостью, противоречиями в научных подходах к теории, методологии и технологии социальной работы.
|
|
Среди требований, предъявляемых к выполнению курсовой работы по теории и технологии социальной работе, – четкая формулировка объекта и предмета исследования.
Объектом исследования, как правило, является часть научного знания или практики, с которой студент имеет дело. Он представляет собой процесс или явление действительности, которое подвергается исследователем изучению и анализу. Объект может находиться в области социального знания, социального развития, социальной практики.
Встречаются факты, когда в курсовой работе в качестве объекта исследования представлена определенная категория людей (детей, подростков, родителей и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект – это очень широкая сфера и она указывает только на то, с кем планирует работать дипломник, но не на то, что он хочет исследовать. Дети, подростки, пожилые и пр. являются объектом социальной деятельности специалиста. Объект исследования и объект практической деятельности – это не одно и то же.
Под предметом исследования следует понимать сторону, аспект, точку зрения, «проекцию», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта, а также то, относительно чего исследователь обязуется получить новое знание. Исходя из этого, важна конкретность и точность в определении предмета, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения.
Например, объект и предмет исследования по следующим темам можно сформулировать:
а) по теме «Информационно-компьютерные технологии в социальной реабилитации лиц с нарушениями зрения»:
объект исследования – процесс социальной реабилитации инвалидов по зрению;
предмет исследования – возможности информационно-компьютерных технологий и их использование в социальной реабилитации лиц с нарушениями зрении;
Исходя из темы курсовой работы, ее объекта и предмета, студент приступает к определению цели и задач исследования.
Цель исследования – это формулировка планируемого научного результата: им может быть теоретическое обоснование, сравнительный анализ объектов, процессов, явлений социальной науки и практики, использование тех или иных ее методов, форм, средств, выявление условий повышения ее эффективности. На этом этапе нередки ошибки, связанные с подменой научных целей практическими. Так, например, некорректны формулировки типа: «цель курсовой работы – совершенствование деятельности …» или «цель … – повышение эффективности…». Более точно было бы сформулировать так: «цель курсовой работы – определить условия совершенствования деятельности…» или «цель… – разработать рекомендации…» или «цель… - систематизировать знания…». Цель формулируется кратко и точно, отражая, к какому конечному результату стремится студент.
Задачи исследования конкретизируют его цель. По своей сущности задачи представляют собой детализированную структуру поэтапного раскрытия исследуемого явления; последовательность деятельности по достижению цели исследования. Типичные варианты формулирования задач: «разработать», «обосновать», «выявить», «раскрыть», «уточнить понимание», «определить», «обобщить», «осуществить», «провести анализ», «охарактеризовать», «систематизировать».
Задачи курсовых работ могут предусматривать решение следующих вопросов:
1) выявить и охарактеризовать теоретические аспекты (рассматриваемых понятий и явлений);
2) изучить, проанализировать и выявить характерные особенности проявления (структурные компоненты) исследуемого социального явления, процесса;
|
|
3) раскрыть особенности применения частной социальной технологии.
4) Систематизировать и обобщить имеющуюся информацию
5) Логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.
Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух-трех параграфов (вопросов), раскрывающих тему. Каждый параграф заканчивается выводом и предложением, определяющим перспективу следующего параграфа. Такой вывод может быть в одно–два предложения. Например: «Таким образом, рассмотрено содержание и структура социализации подростка. Необходимо раскрыть…». Более полное изложение выводов в каждом параграфе (вопросе) нецелесообразно. В этом случае они будут дублировать заключение курсовой работы.
Материал каждого параграфа начинают излагать с новой страницы, однако возможно, что материал одного параграфа будет продолжен другим на той же странице.
0бязательным структурным элементом основной части курсовой работы (проекта) является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
|
- полнота и достоверность информации;
- наличие критической оценки использованной информации;
- логичность структуры;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов;
- ясность, четкость и лаконичность изложения.
Заключение завершает текст курсовой работы. Это своеобразное подведение итогов, так называемое резюме, вытекающее из содержания курсовой работы. В нем раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В "Заключении" не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.
|
|
Выводы излагаются в общей логической последовательности, раскрывающей результат исследования. Формулировки должны быть краткими и конкретными, вытекающими из проведенного исследования. Языковые клише научного стиля, используемые при подготовке заключения курсовой работы, представлены в таблице 2.
Таблица 2