Структура курсовой работы

 

Любое научное исследование имеет определенную структуру. В письменных научных работах выделяют, как правило, обложка, титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (если в них имеется надобность).

Подобной структуры студент придерживается и при написании курсовой работы, делая на этой основе первый набросок плана. План впоследствии может корректироваться, шлифоваться, но следует помнить, что пункты плана курсовой работы должны отражать задачи исследования и не выходить за рамки темы.

Обложка курсовой работы должна содержать:

• полное наименование министерства, вуза;

• название темы курсовой работы;

• название вида документа: курсовая работа;

• наименование места и год выполнения. Образец обложки приведен в Приложении 3.

 

Титульный лист курсовой работы (проекта) должен содержать следующие сведения:

• полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;

• название темы курсовой работы (проекта);

• название вида документа (курсовая работа);

• сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись);

• сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое зва­ние, подпись);

• сведения о зав. кафедрой (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, под­пись);

• сведения о допуске курсовой работы  к защите (дата допуска);

• наименование места и года выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 4.

 

  Оглавление должно содержать перечень структурных элементов курсо­вой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их ме­сторасположение в тексте, в том числе:

 

- введение;

- параграфы, пункты, подпункты;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Образец оглавления приведен в Приложении 5.

 

Во введении к курсовой работе автор обосновывает ее актуальность, социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, определяет цель, задачи,  объект и предмет исследования, методы сбора и обработки информации. На этой основе формулируются задачи, которые могут быть решены с помощью методов, применяемых студентом в своей работе. Тема, объект, предмет, цель и задачи исследования должны быть сформулированы в единой логике.

Обосновывая тему исследования, студент кратко описывает состояние исследуемых социальных фактов и явлений в обществе по данным литературных источников. Выявляется круг малоосвещенных или требующих уточнения вопросов.

Актуальность темы определяетсяналичием научной проблемы, ее социальной значимостью, противоречиями в научных подходах к теории, методологии и технологии социальной работы.

Среди требований, предъявляемых к выполнению курсовой работы по теории и технологии социальной работе, – четкая формулировка объекта и предмета исследования.

Объектом исследования, как правило, является часть научного знания или практики, с которой студент имеет дело. Он представляет собой процесс или явление действительности, которое подвергается исследователем изучению и анализу. Объект может находиться в области социального знания, социального развития, социальной практики.

Встречаются факты, когда в курсовой работе в качестве объекта исследования представлена определенная категория людей (детей, подростков, родителей и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект – это очень широкая сфера и она указывает только на то, с кем планирует работать дипломник, но не на то, что он хочет исследовать. Дети, подростки, пожилые и пр. являются объектом социальной деятельности специалиста. Объект исследования и объект практической деятельности – это не одно и то же.

Под предметом исследования следует понимать сторону, аспект, точку зрения, «проекцию», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта, а также то, относительно чего исследователь обязуется получить новое знание. Исходя из этого, важна конкретность и точность в определении предмета, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения.

Например, объект и предмет исследования по следующим темам можно сформулировать:

а) по теме «Информационно-компьютерные технологии в социальной  реабилитации лиц с нарушениями зрения»:

объект исследования – процесс социальной  реабилитации инвалидов по зрению;

предмет исследования – возможности информационно-компьютерных технологий и их использование в социальной  реабилитации лиц с нарушениями зрении;

Исходя из темы курсовой работы, ее объекта и предмета, студент приступает к определению цели и задач исследования.

Цель исследования – это формулировка планируемого научного результата: им может быть теоретическое обоснование, сравнительный анализ объектов, процессов, явлений социальной  науки и практики, использование тех или иных ее методов, форм, средств, выявление условий повышения ее эффективности. На этом этапе нередки ошибки, связанные с подменой научных целей практическими. Так, например, некорректны формулировки типа: «цель курсовой работы – совершенствование деятельности …» или «цель … – повышение эффективности…». Более точно было бы сформулировать так: «цель курсовой работы – определить условия совершенствования деятельности…» или «цель… – разработать рекомендации…» или «цель… - систематизировать знания…». Цель формулируется кратко и точно, отражая, к какому конечному результату стремится студент.

Задачи исследования конкретизируют его цель. По своей сущности задачи представляют собой детализированную структуру поэтапного раскрытия исследуемого явления; последовательность деятельности по достижению цели исследования. Типичные варианты формулирования задач: «разработать», «обосновать», «выявить», «раскрыть», «уточнить понимание», «определить», «обобщить», «осуществить», «провести анализ», «охарактеризовать», «систематизировать».

Задачи курсовых работ могут предусматривать решение следующих вопросов:

1) выявить и охарактеризовать теоретические аспекты (рассматриваемых понятий и явлений);

2) изучить, проанализировать и выявить характерные особенности проявления (структурные компоненты) исследуемого социального явления, процесса;

3) раскрыть особенности применения частной социальной технологии.

4) Систематизировать и обобщить имеющуюся информацию

5) Логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.

Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух-трех параграфов (вопросов), раскрывающих тему. Каждый параграф заканчивается выводом и предложением, определяющим перспективу следующего параграфа.  Такой вывод может быть в одно–два предложения. Например: «Таким образом, рассмотрено содержание и структура социализации подростка. Необходимо раскрыть…». Более полное изложение выводов в каждом параграфе (вопросе) нецелесообразно. В этом случае они будут дублировать заключение курсовой работы.

Материал каждого параграфа начинают излагать с новой страницы, однако возможно, что материал одного параграфа будет продолжен другим на той же странице.

0бязательным структурным элементом основной части курсовой рабо­ты (проекта) является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, со­держащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основ­ные требования:

 

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- логичность структуры;

- композиционная целостность;

- аргументированность выводов;

- ясность, четкость и лаконичность изложения.

 

Заключение завершает текст курсовой работы. Это своеобразное подведение итогов, так называемое резюме, вытекающее из содержания курсовой работы. В нем раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжа­том виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В "Заключении" не допускается повторения содержания введения и основной час­ти, в частности выводов, сделанных по главам.

Выводы излагаются в общей логической последовательности, раскрывающей результат исследования. Формулировки должны быть краткими и конкретными, вытекающими из проведенного исследования. Языковые клише научного стиля, используемые при подготовке заключения курсовой работы, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: