Используемые для обзора литературы

№ п/п Смысловой компонент текста Клише научного стиля
1. Актуальность проблемы (темы) курсовой работы - В современной науке особую остроту принимает тема (проблема) <...> - Актуальна проблема <...> - Внимание ученых привлекают вопросы <...>
2. Перечисление работ, посвященных рассматриваемой проблеме (теме) - Существует обширная литература, посвященная данной теме. - Данному вопросу (теме, проблеме) посвящены следующие работы <...> - Эту проблему рассматривают такие авторы (исследователи), как <...>  
3. Описание основных подходов - Среди ученых, занимающихся <...> нет единства в рассмотрении <...> - Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы - Существуют три (две) основные точки зрения на <...> - Первый подход реализован в работах <...>, в основе второго подхода лежит концепция <...>, третий подход состоит в том, что <...>  
4. Изложение сущности различных точек зрения - Одна из точек зрения принадлежит <...> и заключается в <...> - Другой подход представлен в работах <...> и сводится к <...> - Сущность (суть) данной теории сводится к <...> - Согласно концепции (трактовке, мнению, точке зрения), <...>  
5. Сравнение точек зрения - Автор придерживается тех же взглядов, что и <...> - Позиция автора близка <...> - Автор является представителем школы <...> - Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу <...> - <...> объединяет авторов во взглядах на <...> - Точка зрения <...> коренным образом (значительно, незначительно, принципиально) отличается от взглядов <...> - Это диаметрально противоположно <...> - Если <...> утверждает <...>, то <...> считает, что <...>  
6. Отношение к рассматриваемым точкам зрения - Сложно согласиться (не согласиться) с <...>, в связи с <...> - Трудно принять точку зрения <...>, потому что <...> - Можно согласиться с<...>, т.к. <...> - Данная точка зрения интересна (оригинальна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы). - Нельзя не отметить достоинство <...>  
7. Мотивированный выбор точки зрения - Из всего изложенного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения<...> - Таким образом, можно остановиться на <...>, т.к. <...> - Мы принимаем точку зрения <...>, исходя из следующих соображений<...> - Наиболее убедительными представляются аргументы <...> - Описание результатов эксперимента <...> представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения <...>  

 

Использование данных литературных источников, необходимость анализа разработки исследуемой проблемы у различных авторов обуславливает важность применения в тексте курсовой работы различных форм чужой речи.

1. Употребление формы прямой речи свидетельствует о достоверности информации и оформляется с использованием кавычек. Например: А.Н. Леонтьев писал: «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий». Или: «Понятие деятельности, – отмечал А.Н. Леонтьев, – необходимо связывать с понятием мотива».

2. Использование формы косвенной речи удобно для краткого пересказа объемного высказывания. При этом текст оформляется в форме сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Например: П.Д. Павленок утверждает, что одной из главных задач теории социальной работы является определение ее места в системе научных дисциплин… Используя подобные формы передачи чужой информации, нужно быть внимательным, т.к. косвенная речь представляет собой обработку чужого высказывания, возможность подачи его в нужном автору направлении. Это может привести к сознательному или бессознательному искажению исходного текста, в связи с тем, что на первом месте оказывается не столько высказывание, сколько его понимание, а порой и трактовка автором курсовой работы.

Важным приемом при использовании прямой и косвенной речи является выбор слов, «вводящих» чужую информацию в текст. При этом могут использоваться как нейтральные глаголы (в настоящем или прошедшем времени): писал, говорил, отмечал, сообщал, свидетельствовал, указывает, подтверждает, замечает, фиксирует, концентрирует внимание, – так и конструкции, отражающие ту или иную оценку автором курсовой работы приводимой информации: справедливо отмечено, небезынтересной является мысль, как точно указал... и т.д. (см. выше: табл. 2). Использование оценочных суждений в гораздо более выгодном свете представляет автора курсовой работы, т.к. отражает его аналитические способности.

3. К косвенной речи близок пересказ чужого высказывания с отсылкой к источнику информации в форме вводных конструкций. Например: По мнению Л.Г. Гусляковой в настоящее время отсутствует общепринятая модель построения и изложения теории социальной работы.

В ходе изложения чужой информации возникает необходимость пояснения какого-либо утверждения, термина или понятия, а также указания на источник. Для этого применяются различные виды сносок.

· Сноски с использованием подстрочника, в котором указываются автор, название, выходные данные книги, а также страница. Например: «Деятельность имеет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную» [2]. Подобным образом можно оформлять пояснения какого-либо термина или отсылку к работам, более подробно освещающим тот или иной вопрос. Например: О дним из результатов семейного воспитания является усвоение ребенком той или иной гендерной роли [3]. При этом может применяться постраничная или сплошная нумерация.

· Сноски с использованием квадратных скобок. Данный вид сносок отсылает читателя к списку литературы и с помощью цифр указывает номер источника в списке литературы (первая цифра) и страницу (вторая цифра) – [5, с. 98]. Подобные сноски в различных случаях оформляются по-разному, например:

а). В случае прямого цитирования конкретного предложения, фразы, высказывания и т.п., содержащихся в источнике: [6, с. 72];

б). При перечислении нескольких источников: [6; 10; 12; 21], а также [5, с. 39; 10, с. 12; 15, с. 6];

в). Когда приводится некая идея, мысль и т.п., характеризующая позицию того или иного автора, но без цитирования: [См.: 7, с. 21–22];

г). В случае цитирования какого-либо автора, когда цитируемая мысль изложена в работе другого автора (учебнике, учебном пособии и т.п.): [Цит. по: 9, с. 80];

Традиционная форма научного текста предполагает максимальную отстраненность изложения от личности автора. Это достигается путем подачи собственно авторской информации с помощью различных синтаксических конструкций, придающих тексту большую объективность.

Ø Использование безличных и неопределенно-личных конструкций с краткими страдательными причастиями придает тексту отстраненность. Например: Было проведено исследование... Или: В результате эксперимента выявлено...

Ø Ведение изложения от третьего лица сосредоточивает внимание на сообщаемой информации: Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. При этом следует учитывать, что подобное изложение может быть авторизовано за счет включения таких слов, как следует подчеркнуть, необходимо заметить и др.

Ø Использование в тексте формы первого лица придает информации элемент достоверности и в то же время подчеркивает субъективность изложения или оценки. Для минимизации эффекта субъективности в современных научных текстах практически не употребляются глаголы и местоимения в форме первого лица единственного числа. Вместо них используются конструкции во множественном числе (например, мы полагаем, по нашему мнению, нам представляется) либо личное местоимение вообще опускается, что акцентирует внимание непосредственно на действии (предполагаем, отмечаем тот факт..., в приведенном отрывке обращаем внимание на....).

В любой научной работе (и в курсовой, в частности), как правило, наблюдаются чередование и разнообразные комбинации форм изложения, причем одна является организующей, играющей роль рамки, а другие носят подчинительный характер. Использование подобных форм, с одной стороны, соответствует неписаным требованиям академического этикета: создает впечатление, что автор выступает как представитель ученого сообщества, определенной научной школы, направления. С другой стороны, это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве.

Учитывая, что в основе исследовательской деятельности лежат такие общие методы научного познания как анализ, синтез, сравнение, обобщение, в курсовой работе должны быть отражены результаты применения этих методов.

Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов, явлений на составляющие части, выделение в них отдельных признаков. Например: Проведенное наблюдение позволило выделить следующие характерные признаки данного явления: <...>

Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Например: Данные аспекты позволяют рассматривать анализируемое явление как <...>

Сравнение – установление сходства или различия предметов по главным или второстепенным признакам. Например: Как все живое, человек органично принадлежит природе Земли и Космосу.

Обобщение – объединение отдельных предметов в некотором понятии. Например: конкретный человек, семья, население территории, производственный коллектив, службы, сообщества, сферы образования, здравоохранения, благотворительные организации являются объектами деятельности социального работника..

Часто при сборе первичных данных используют следующие методы: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов.

Анкетирование – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов.

Интервьюирование – способ получения информации с помощью устного опроса.

Наблюдение – метод сбора информации, при котором проводится непосредственная регистрация происходящих событий.

Анализ документов – качественно-количественное исследование документов. 

Интеллектуальный характер научного познания обусловливает такую важную особенность изложения, как логичность. Она выражается в предварительном продумывании сообщения, в монологическом характере и строгой последовательности изложения. При этом важно помнить, что существуют различные приемы подачи материала: дедукция, индукция, аналогия.

Дедукция – от общих положений к частным фактам.

Индукция – от частного (анализ фактов, примеров) к общему выводу.

Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету (явлению) определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом (явлением).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: