Тема 3. Аудиторская проверка

 

3.1 Виды аудиторских проверок

 

В зависимости от критериев классификации, аудит может быть разделен на достаточно большое количество видов. В таблице 3 приведены виды классификации аудиторских проверок по четырем основным основаниям.

 

Таблица 3. Виды аудиторских проверок.

 

Критерии Виды
По отношению к пользователям информации 1. Внешний 2. Внутренний
По отношению к требо­ваниям законодатель­ства 1. Обязательный 2. Инициативный
По назначению 1. Аудит финансовой отчетности 2. Налоговый 3. Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5. Производственный аудит 6. Аудит эффективности управления 7. Специальный аудит
По времени осущест­вления 1. Первоначальный 2. Согласованный (повторяющийся) 3. Оперативный

 

По отношению к пользователям информации выделяют внутренний и внешний аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Изучению именно внешнего аудита и посвящен в основном данный курс.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг эффективности системы внутреннего контроля. Эти функции могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы и ревизоры, состоящие в штате экономического субъекта, а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы (аутсорсинг внутреннего аудита). Они следят за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет, сохранностью имущества, разрабатывает предложения по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. Внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и является для него информационной базой. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях.

 Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существенные различия. Это, прежде всего, различия в уровнях независимости. Органы внутреннего аудита создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству и полностью зависят от него материально. В связи с этим объективная деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении нижестоящих структурных подразделений предприятия. Что касается внешних аудиторов, то они как материально, так и организационно не зависят от аудируемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе. Это является важным основанием для непредвзятости выражаемого ими мнения.

Есть разница и в задачах аудиторской деятельности. Основной задачей внутреннего аудита является подготовка данных о финансово-экономическом состоянии предприятия для руководства Главная задача внешнего аудита – подготовка универсального заключения для всех заинтересованных пользователей, но с акцентом на внешних: инвесторах, партнерах, налоговой службы, банках, органах власти и т.д.

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта, считается инициативным (добровольным). Характер и масштабы такого аудита определяет заказчик. Любой экономический субъект вправе пригласить аудиторов по собственному желанию. Для некрупных компаний, где собственники и управляющие являются одними и тему же людьми, проведение добровольного аудита несет ряд преимуществ:

- возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли,

- упрощение процедуры привлечения нового партнера;

- упрощение получения кредитов, займов и целевого финансирования;

- упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором отчеты вызывают большее доверие;

- возможность получить квалифицированную помощь в решении различных оперативных проблем.

Обязательный аудит регламентируется государством. Согласно закона «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о ее достоверности и соответствии законам и правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными предприятием. В случае обязательного аудита результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, гос. органам и др.

Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, правил и регистров ведения налогового учета, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям — это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют внутренние аудиторы. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит — это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Производственный аудит — это проверка и совершенствование производственной деятельности, оценка эффективности производства, рациональности использования средств, их экономии. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, — один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит эффективности управления довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для целей оценки деятельности менеджмента предприятия. Этот вид аудита может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в т.ч. и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Он проводится обычно с целью подтвердить законность и добросовестность деятельности управляющих в отдельных аспектах, правильность составления налоговой отчетности, начисления и использования социальных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, положительных и отрицательных сторон в организации его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку. Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Международная федерация бухгалтеров рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3—5 годами, однако окончательного решения по этому вопросу еще нет.

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка («экспресс-анализ») для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

 

3.2 Права и обязанности сторон аудита.

 

Взаимоотношения аудитора и его клиента основаны на принципах добровольности и возмездности. Экономический субъект и аудитор вправе выбирать друг друга самостоятельно, и оплата услуг происходит согласно договору. Таким образом, стороны аудита в целом пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые устанавливает законодательство для участников договорной деятельности. Тем не менее, учитывая определенную специфику аудиторской деятельности, федеральный закон «Об аудиторской деятельности» отдельно определяет базовые права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также аудируемых лиц.

При проведении аудита аудиторская организация, аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих существенное влияние на мнение аудиторов о достоверности бухгалтерской отчетности клиента;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования своих замечаний и выводов, а также информацию о своем членстве в СРОА;

2) передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов и их копий, получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторов обоснования их замечаний и выводов, а также информацию о их членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие информации и документации, запрашиваемых аудиторами. Наличие в запрашиваемой аудиторами информации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

 

3.3 Этапы аудиторской проверки.

 

Успех деятельности аудиторской фирмы и рост ее авторитета во многом зависит от профессионализма аудиторов, правильности применения методологии, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени и объему средств, главе аудиторской группы важно четко определить ее цели, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы ее проведения.

Выделяют три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и составление аудиторского заключения. Каждый из этих этапов подразделяется на несколько стадий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: