Учебно-методическая карта

Номер раздела, темы, занятия

 

 

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

 

Литература

 

Формы контроля

знаний

лекции практические  (семинарские)  занятия лабораторные занятия управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Педагогика семьи (76 ч.) 32 30   14      
1.1 Объект, предмет и задачи семейной педагогики. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 1. Воспитательная функция семьи как древнейшей формы организации жизнедеятельности родителей и детей. 2. Идеи, положения и подходы к соотношению семейного воспитания и общественного воспитания в трудах отечественных и зарубежных философов, психотерапевтов и психиатров, педагогов. 4       Компьютерная презентация №1 [11]  
1.1.1 Цель, предмет и функции науки педагогики семьи на современном этапе развития общества. 1. Цель и задачи педагогики семьи. 2. Объект и предмет педагогики семьи. 3. Педагогика семьи в системе других наук. 4. Методы педагогики семьи.   2     Схема №1 [3] [11] Карта межпредметного взаимодействия
1.2 Сущность и специфика семейного воспитания. 1. Определение понятия «семейное воспитание» в широком и узком смысле слова. 2. Важнейшие задачи семейного воспитания. 2       Таблица №1 [11]    
1.2.1 Семейное воспитание. 1. Задачи семейного воспитания. 2. Функции семейного воспитания. 3. Основные характеристики специфики семейного воспитания. 4. Воспитательный потенциал семьи. 5. Гендерный подход в семейном воспитании.   2     УМК [11]   Социологический опрос
1.3 Актуальные проблемы воспитания детей в современной белорусской семье. 1. Детская ложь: сущность, мотивы, виды, ступени. Пути преодоления детской лжи. 2. Гиперактивность: сущность, характеристики, причины, проблемы гиперактивных детей, пути преодоления. 2       УМК [11]    
1.3.1 Актуальные проблемы воспитания детей в современной белорусской семье. 1. Непослушание: сущность, признаки, мотивы. 2. Характеристика поведения детей в разные критические периоды их жизни. Стратегия поведения родителей.   2     УМК [11]   Анализ ситуаций
1.4 Методы семейного воспитания. 1. Методы семейного воспитания как совокупность способов воспитательных воздействий родителей с детьми. 2. Основные методы семейного воспитания. 3. Поощрение и наказание как вспомогательные методы семейного воспитания. 4. Реализация прав детей как основа методов семейного воспитания. 5. Особенности воспитания ребенка во внутриутробном (пренатальном) периоде. 4       Фильм [11]    
1.5 Методы народной педагогики в воспитании детей. 1. Традиции народной педагогики белорусов и их роль в воспитании детей. 2. Особенности внутрисемейных отношений и их воспитательное значение. 3. Задачи народной педагогики в воспитании детей. 4. Методы семейного воспитания в народной педагогике белорусов. 5. Основные критерии воспитанности ребенка. 6. Пути и направления использования традиций народной семейной педагогики в современной семье, в совместной работе школы, семьи и общественности.       2 УМК [11]   Круглый стол
1.6. Материнство и отцовство – основа семьи и государственности. 1. Особенности материнского воспитания. 2. Дефиниция понятия «депривированный ребенок». Различные виды депривации. 3. Способы преодоления последствий двигательной депривации. 4. Значимость материнства для самой женщины-матери, для детей, мужчин, государства, нации. 5. Нормативно-правовой аспект государственной политики в области материнства и детства.       8 Компьютерная презентация №2 [11]   Конкурс сочинений «Гимн о матери»
1.7 Типы семейного воспитания. 1. Понятие о семейной гармонии и дисгармонии. 2. Признаки благополучного воспитания ребенка в семье. 3. Признаки эмоционального неблагополучия ребенка в семье: соматические, психолого-педагогические, поведенческие. 4. Основные типы семейного воспитания. Параметры типов семейного воспитания (интенсивность эмоционального контакта; контроль; последовательность; аффективная устойчивость; тревожность). 5. Взаимодействие в диаде «родители-дети» в современной семье: типичные модели отношений. Гиперсоциальный тип воспитания в семье: причины и последствия.   2     Компьютерная презентация №3 [4] Дискуссия
1.8 Стили семейного воспитания. 1. Понятие «стиль семейного воспитания». 2. Типологии стилей семейного воспитания. 3. Изучение воспитательных позиций – основное направление в описании типологии семейного воспитания. 4. Критерии оптимальности родительской позиции.   2     Компьютерная презентация №4 [2] Учебный тренинг
1.8.1 Стили семейного воспитания. 1. Изучение воспитательных позиций – основное направление в описании типологии семейного воспитания. 2. Критерии оптимальности родительской позиции.       2   [2] Учебный тренинг
1.9 Особенности воспитания в семье одного ребенка. 1. Причины воспитания одного ребенка в семье. 2. Позитивные и негативные особенности в воспитании одного ребенка для семьи и общества, государства. 3. Проблемы родителей при воспитании одного ребенка. 2       Компьютерная презентация №5 [7] [11]    
1.10 Особенности воспитания в семье нескольких детей. 1. Позитивные и негативные особенности в воспитании нескольких детей в семье. 2. Особенности воспитания в семье близнецов. 2       УМК [11]  
1.10.1 Особенности воспитания детей в многодетной семье. 1. Психологические и социальные проблемы многодетных семей. 2. Социальная защита и поддержка многодетных семей в Республике Беларусь. 3. Основные направления работы с многодетной семьей. 4. Роль общественных организаций в оказании помощи и поддержке многодетных семей.   2     Фильм [11]   Эссе
1.11 Социально-педагогическая диагностика семьи и внутрисемейных взаимоотношений. 1. Сущность диагностики, ее принципы. 2. Методы диагностирования семейных отношений. 3. Психолого-педагогическая беседа как основной метод получения информации о семье. Виды бесед, типы вопросов. 4       УМК [6] [11]    
1.11.1 Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания 1. Методы изучения детско-родительского взаимодействия. 2. Методы изучения детей в семейном социуме. 3. Роль первого контакта с семьей в диагностической работе.   2       [6] [11] Учебный тренинг
1.11.2 Социально-педагогический портрет семьи. 1. Тактика работы специалиста при диагностировании семьи. 2. План изучения семьи. 3. Методические рекомендации.       2 УМК [6] [11]   Учебный тренинг
1.12 Семья, находящаяся в социально опасном положении. 1. Понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении». 2. Критерии социально опасного положения. 3. Законодательство Республики Беларусь в отношении детей и семей, находящаяся в социально опасном положении. Правила профессиональной социально-педагогической интервенции (вмешательства) в семью. 2       Фильм [6] [7]      
1.12.1 Семья, находящаяся в социально опасном положении. 1. Планирование мероприятий по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 2. Работа социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении. 3. Работа социального педагога с детьми, родители которых злоупотребляют алкоголем.   4     Таблица №2   Составление плана мероприятий по выявлению несовершеннолет-них, находящихся в социально опасном положении, на учебный год
1.13. Насилие в семье и пути его преодоления. 1. Понятие «насилие над детьми в семье». Виды насилия над детьми в семье. 2. Понятие инцеста в семье. Причины инцеста. 3. Составление межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних группой специалистов. 2       УМК [12]   Дискуссия
1.13.1 Пути преодоления насилия в семье. 1. Схема Д. Финкельхора. 2. Группы риска и категорий родителей и опекунов, склонных к насилию над детьми. 3. Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися насилию в семье.   4     Схема №2 [2] [12] Круглый стол
1.14 Социальное расследование. 1. Определение социального расследования. 2. Условия эффективности проведения социального расследования. 3. Принципы организации социального расследования. 4. Методы сбора информации. 5. Типы оценки безопасного положения ребенка. 6. План обеспечения безопасного положения ребенка в семье. 2       Компьютерная презентация №6 [8]    
1.15 Модели социально-педагогического взаимодействия семьи и учреждений образования в современных социокультурных условиях. 1. Модель естественного воздействия на семью. 2. Модель постфигуративного воздействия на семью. 3. Модель кофигуративного воздействия на семью.  4       Компьютерная презентация №7 [5] [9]    
1.15.1 Модели социально-педагогического взаимодействия с семьей. 1. Модель префигуративного воздействия на семью. 2. Модель взаимодействия социального педагога с учреждениями иных ведомств по работе семьей в структуре микрорайона. 3. Методика контактного взаимодействия в работе социального педагога с родителями.   4     УМК [5] [9] Карта межведомственного взаимодействия СППС школы по работе с семьей  
1.16. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. 1. Понятие педагогической культуры родителей. 2. Многообразие подходов к проблеме формирования педагогической культуры родителей в мире и в Республике Беларусь. 3. Пути и формы психолого-педагогического просвещения и обучения родителей. 2       УМК [1] [2] [4] [5] [8] [9] [11]    
1.16.1 Повышение психолого-педагогической культуры родителей. 1. Пути и формы психолого-педагогического просвещения и обучения родителей. 2. Использование активных форм психолого-педагогического обучения родителей. 3. Самообразование родителей.   4     Компьютерная презентация №8 [1] [2] [4] [5] [8] [9] [11] Конференция


КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: