Самооценка как фактор, влияющий на формирование

     стабильности в танцевальных парах

 

   В дипломной работе поднята одна из актуальнейших проблем современности — психологическая совместимость танцевальных пар в возрасте 12-14 лет. Одним из факторов, способствующих ее становлению, является самооценка спортсменов. Самооценка собственного поведения, действий в учебно-тренировочном процессе формируется при наличии ряда условий, о которых говорится в ниже приведенных тезисах.

   Как показали результаты соревнований, танцевальные пары отличались не только техническим мастерством, но и показали достаточно высокий уровень совместимости в парах, на что повлияло ряд факторов. К ним мы отнесли: создание благоприятной психологической атмосферы в парах и в коллективе в целом; проведение психологического тренинга; индивидуальные беседы о характере взаимоотношений; выработку адекватной самооценки не только своих действий, но и оценки межличностных взаимоотношениях в системе «Я+ТЫ, Я+ВЫ».

   В результате спортсмены продемонстрировали стабильность в танцевальных парах, Они успешно выступают на соревнованиях и являются действующими танцорами. Таким образом, практика самооценки, взаимооценки, взаимоконтроля в учебно-тренировочной деятельности и поведения способствуют развитию критического отношения к самому себе, совершенствованию самооценки. Это влияет на характер результатов соревновательной деятельности и способствует установлению психологической совместимости в парах.

 

 

 

Рис.1. Определения развития самооценки по методике (Будасси)

 

  В процессе исследований по развитию самооценки  принимали участия 26 танцора (13 пар), возрастом от 12 до 14 лет. Вследствие исследований, были получены такие результаты:

 

1% танцоров - очень низкий уровень самооценки;

13% танцоров – низкий уровень самооценки;

63% танцоров – средний уровень самооценки;

23% танцоров – высокий уровень самооценки;

 Из 13 пар, которые принимали участие в наших исследованиях, у 7 пар, как партнер, так и партнерша обладают средним уровнем самооценки, 4 пары имеют разноплановую самооценку, которая колеблется между средним и высоким уровнем, а оставшиеся 2 пары соответствуют - низкому уровню самооценки.

Завышенная и заниженная самооценка – это две стороны одной медали, и то и другое не является ни здоровым, ни полезным для того, чтобы выигрывать и тренироваться [52].

У человека, который занимается достижением какой-то цели, должно быть реалистичное представление о своих способностях и своих возможностях – только тогда он может рационально ими пользоваться для достижения своих целей. При завышенной самооценке человек отказывается видеть свои слабые стороны, тем самым лишая себя возможности их растить и совершенствовать. При этом он очень хорошо разглядывает недостатки других, и жестко и безжалостно их критикует [52].

Спортсмен с заниженной самооценкой пытается совершенствовать и растить из своих недостатков сильные стороны, поливая себя беспрестанно самокритикой, в том числе, унижающей. Однако это бессмысленно. Ни одно растение не расцветет, если его поливать ядом. Обычно, люди, страдающие заниженной самооценкой, как раз этим и занимаются – поливают себя ядом. Не должно быть критики, должно быть знание своих слабых мест и терпеливая работа над ними. И то, и другое явление присутствуют в человеке одновременно, однако на поверхность может выходить одна из сторон как реакция на происходящее: хвалят его или ругают [9].

Заниженная самооценка, в одну секунду превращается в завышенную, если человек достигает результата – тогда его яд обращается на не состоявшихся соперников. И точно также завышенная самооценка моментально становится заниженной, стоит человеку проиграть – весь его яд, направленный на других, обращается внутрь [31].

 Таким образом, наилучший вариант, это иметь среднюю самооценку, что    позволяет адекватно реагировать на все происходящее, так говорит известный психолог Ковалев Л.Г. Вполне спокойно реагировать на критику со стороны, пытаясь исправлять ошибки, совершенствовать себя и свои возможности. Разглядывать недостатки и иметь силу их исправить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: