Отказ от понятия истины в современных концепциях философии науки (С. Тулмин, Т. Кун, П. Фейерабенд и И. Лакатос и др.)

Новые времена: истины — нет, начиная с позитивистов понятие истины исчезает. Кун, Лакатос умалчивают об истине. Фейерабенд обрушивается на это понятие. Ричард Рорти отвергает концепцию истины — истины нет и быть не может. Наука и есть поиск истины. Основной целью науки является получение истинного знания, потому кажется, что в философии науки понятие истины должно занимать одно из центральных мест, но это далеко не так, более того, понятие истины практически не встречается в философско-методологической литературе последних десятилетий. До тех пор, пока понятие истины использовалось в общем и не очень определенном виде, особых трудностей с его употреблением не возникало. Можно было верить, что научное знание дает нам более или менее адекватную картину действительности и в этом смысле истинно. Развитие науки в конце XIX - начале XX вв. и появление логико-семантических средств анализа языка науки (Рассел, Витгенштейн) в этот же период поставили перед классической концепцией истины серьезные проблемы. Если до сих пор классическая концепция опиралась на жесткую дихотомию истины-лжи, то квантовая механика немного всё поубивала. Построение семантических теорий, анализ парадоксов теории множеств, точное описание структуры гипотетико-дедуктивной теории, растущий интерес к анализу языка науки и т. п. - все это постепенно привело к тому, что проблему истины стали рассматривать в отношении отдельных элементов знания -- предложений и теорий. При таком более конкретном подходе сразу же обнаружилось, например, что понятие истины применимо далеко не ко всем предложениям, которые могут быть использованы наукой. Логические позитивисты вообще отбросили понятие истины, поставив на его место понятие частичного подтверждения, что было убито Поппером. Фальсифицируемость нереально круче, достаточно одного факта для опровержения любого предложения или теории. Поппер полагал, что если у нас нет критерия истины, ибо подтверждаемость не может служить таким критерием, то все-таки у нас имеется критерий ложности. Идея истины оказывается необходимой, ибо о ложности можно говорить только в том случае, если ей противополагается истина. Идея истины служит и обоснованию возможности прогрессивного развития науки: отбрасывая ложные теории, мы стремимся создать истинную теорию. Однако история науки свидетельствует, что всякая новая теория противоречит тем или иным фактам и такие противоречия устраняются лишь с течением времени - по мере разработки теории и уточнения или переинтерпретации фактов. И с методологической точки зрения противоречие между теорией и фактом вовсе нельзя рассматривать как свидетельство ложности теории. В экспериментальные процедуры, результатом которых является некоторый факт, включены не одна, а как правило, несколько теорий; используемые нами приборы и инструменты сами опираются на некоторые теоретические представления; рассуждения, связывающие теорию с фактом и констатирующие противоречие между ними, часто включают в себя дополнительные допущения, предположения, описания конкретных данных. Научные теории в принципе нельзя непосредственно сопоставлять с действительностью, это сопоставление оказывается весьма опосредованным и сложным. У нас остается лишь одно: говорить о соответствии фактам, результатам экспериментов, о подтверждении и проверке. Но если ни истина, ни даже ложность наших теорий не могут быть установлены, то понятие истины оказывается для методологии науки совершенно излишним и может быть устранено из методологических построений. В работах ведущих представителей философии науки второй половины XX в. - Куна, Лакатоcа и др. - понятие истины не встречается. Фейерабенд объявляет истину зловредным монстром, который должен быть изгнан из науки и философии подобно всем другим чудовищам, которыми разум пытался ограничить человеческую свободу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: